1. Главная
  2. Статьи
  3. Почему государство не дает СРО разрабатывать техстандарты
Статьи

47

Почему государство не дает СРО разрабатывать техстандарты

Сегодня назрела крайняя необходимость внесения в закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» понятия «Стандарт национального объединения саморегулируемых организаций», либо изменения определения «Свод правил», исключив дублирование функций...

25 марта в рамках недели российского бизнеса состоялся VI Всероссийский форум саморегулируемых организаций «Саморегулирование: перезагрузка», организованный РСПП, национальными объединениями саморегулируемых организаций при участии федеральных органов исполнительной и законодательной власти, общественных объединений и саморегулируемых организаций различных отраслей экономики.Большое внимание участники форума уделили обсуждению проблем и противоречий законодательства о саморегулируемых организациях и о техническом регулировании.

Всем известно, что предметом саморегулирования, является в том числе и разработка стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также внутренних документов саморегулируемых организаций.Вместе с тем, как констатировали организаторы форума: «Законодательство о саморегулируемых организациях и о техническом регулировании развивалось независимо друг от друга. Сегодня разница в терминах и процедурах мешает профессионалам, объединённым в саморегулируемые организации, эффективно учувствовать в совершенствовании регламентов безопасности». Так ли это?

О псевдо-добровольности национальных стандартов и сводов правил

При введении в действие, закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» было введено обновлённое понятие «Стандарт». Теперь под стандартом мы понимаем:«документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг».

Основным нововведением стал перевод государственных стандартов в разряд добровольных, а так же появление нового типа нормативно-технической документации «свода правил». Обязательными к исполнению стали Технические регламенты.Был установлен определенный переходной период длинною в семь лет с целью разработки технических регламентов, их принятия и т.д.

Технические регламенты были успешно разработаны, приняты, а вот с реальным введением их в действие возникли трудности.Так как Технический регламент не содержал ряда конкретных (цифровых) показателей, влияющих на безопасность продукции (услуги) профессионалы стали задаваться вопросом: «Как быть в этом случае, как подтвердить соответствие продукции (услуги, работы) конкретному техническому регламенту»?

Но был предусмотрен механизм – к каждому техническому регламенту выпускается постановление или распоряжение правительства с перечнем стандартов, выполнение которых гарантирует соответствие продукции (услуги) техническому регламенту. В связи с тем, что других способов подтверждения соответствия нет (за исключением технического регламента в области пожарной безопасности 123-ФЗ) фактически все нормативно-технические акты, находящиеся в этих постановлениях являются обязательными для исполнения на территории России.

Однако, если профессиональное сообщество - обнаружив, что стандарт (ГОСТ или Свод правил) мешает развитию бизнеса или в нем присутствуют признаки коррупциогенности - решит предложить провести оценку регулирующего воздействия (экспертизу) действующего стандарта, то в этом случае получит от Минэкономразвия отказ со ссылкой на добровольность применения.

В связи с этим Национальным объединениям саморегулируемых организаций сегодня приходится больше уделять внимание работе в Технических комитетах Росстандарта, участвовать в общественных обсуждениях Сводов правил, а не разрабатывать стандарты деятельности СРО. Соответственно Национальные объединения обвиняются в нежелании разрабатывать стандарты деятельности, а вся система СРО в ненужности. Почему это происходит?

О противоречиях с федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

Статья 13 федерального закона даёт понимание, какие документы в области стандартизации существуют на территории РФ: «К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:национальные стандарты;стандарты организаций;своды правил;международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;и т.д.»

Но почему-то международный стандарт это стандарт, принятый международной организацией, а национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации. Такое понятие, как стандарт Национального объединения саморегулируемых организаций отсутствует. А может быть он просто завуалирован?

О сводах правил

Что такое свод правил? В соответствии с законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»:«Свод правил - документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов».

В настоящее время, Своды правил, получили широкое распространение. Это связанно с простотой их принятия. Своды правил разрабатываются при отсутствии национального стандарта в каком-либо направлении. Свод разрабатывает федеральный орган исполнительной власти и вводит в действие своим приказом. Но если ещё раз прочитать определение «Свод правил», то возникает устойчивое впечатление, что вообще-то разработка его – это функция профессионального сообщества, функция саморегулируемых организаций и их национальных объединений.

В соответствии с законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»:«Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил».

Получается, что с одной стороны государство требует усилить работу СРО в области стандартизации, а с другой перекладывает эту функцию на министерства и ведомства. В результате саморегулируемые организации и их национальные объединения не могут ввести обязательность выполнения своих стандартов (особенно в добровольной сфере), посредством включения их в постановление или распоряжение Правительства с перечнем стандартов, выполнение которых гарантирует соответствие продукции (услуги) техническому регламенту.

В России понятие добровольный – значит «необязательный». И какие бы хорошие не были стандарты СРО - на конкурсах и тендерах будут выигрывать те, кто их не соблюдает. Потому что за качество и безопасность нужно платить.Таким образом, назрела крайняя необходимость внесения в закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» понятия «Стандарт национального объединения саморегулируемых организаций» либо изменения определения «Свод правил», исключив дублирование функций.

Н.В. Афанасьев
директор Департамента Национального объединения СРО вобласти пожарной безопасности.
Ю.А. Кудакова
исполнительный директор Союзаорганизаций «ПожАльянс».
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

u

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОПРИЗ готовится к XII Всероссийскому съезду

НОПРИЗ готовится к XII Всероссийскому съезду

11 апреля в Москве состоится XII Всероссийский съезд членов НОПРИЗ. Делегаты выберут новых членов Совета, назначат аудитора, примут смету на 2023 год, а также утвердят отчеты Совета и Ревизионной комиссии об исполнении сметы за 2022 год. Об этом нам напомнили в пресс-службе Нацобъединения.
В апреле пройдет XXII Всероссийский съезд НОСТРОЙ

В апреле пройдет XXII Всероссийский съезд НОСТРОЙ

21 апреля в Москве пройдет XXII Всероссийский съезд саморегулируемых организаций. Делегаты со всей России обсудят отчет НОСТРОЙ за 2022, Смету на 2023 и приоритеты на 2024, выберут кандидата на должность Президента, рассмотрят правки в Устав. Анонсирует пресс-служба НОСТРОЙ.
Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 01.02.2014 по 29.03.2014

Судебное дело 2013 года в сфере саморегулирования

43.2%

126

Ростехнадзор против СРО «СтройРегион»

32.9%

96

Пожарное СРО против 624 Приказа МРР

7.5%

22

Росреестр против 4 СРО арбитражных управляющих

7.2%

21

Росреестр - отказ ЦОМОС в статусе СРО

9.2%

27

Иной вариант

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вопрос:

Якутская компания, состоит в хабаровском СРО проектировщиков, в связи с отсутствием работ, хотим выйти из членов СРО. Что требуется для выхода из СРО?

Ответ:

Согласно ст. 55.7. ГрК РФ, членство в саморегулируемой организации прекращается в случае: 1) добровольного выхода члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации; 2) исключения из членов саморегулируемой организации по решению саморегулируемой организации.
В вашем случае достаточно заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации. Членство в саморегулируемой организации прекращается со дня поступления в саморегулируемую организацию заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации.