Почему государство не дает СРО разрабатывать техстандарты
Сегодня назрела крайняя необходимость внесения в закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» понятия «Стандарт национального объединения саморегулируемых организаций», либо изменения определения «Свод правил», исключив дублирование функций...
25 марта в рамках недели российского бизнеса состоялся VI Всероссийский форум саморегулируемых организаций «Саморегулирование: перезагрузка», организованный РСПП, национальными объединениями саморегулируемых организаций при участии федеральных органов исполнительной и законодательной власти, общественных объединений и саморегулируемых организаций различных отраслей экономики.Большое внимание участники форума уделили обсуждению проблем и противоречий законодательства о саморегулируемых организациях и о техническом регулировании.
Всем известно, что предметом саморегулирования, является в том числе и разработка стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также внутренних документов саморегулируемых организаций.Вместе с тем, как констатировали организаторы форума: «Законодательство о саморегулируемых организациях и о техническом регулировании развивалось независимо друг от друга. Сегодня разница в терминах и процедурах мешает профессионалам, объединённым в саморегулируемые организации, эффективно учувствовать в совершенствовании регламентов безопасности». Так ли это?
О псевдо-добровольности национальных стандартов и сводов правил
При введении в действие, закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» было введено обновлённое понятие «Стандарт». Теперь под стандартом мы понимаем:«документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг».
Основным нововведением стал перевод государственных стандартов в разряд добровольных, а так же появление нового типа нормативно-технической документации «свода правил». Обязательными к исполнению стали Технические регламенты.Был установлен определенный переходной период длинною в семь лет с целью разработки технических регламентов, их принятия и т.д.
Технические регламенты были успешно разработаны, приняты, а вот с реальным введением их в действие возникли трудности.Так как Технический регламент не содержал ряда конкретных (цифровых) показателей, влияющих на безопасность продукции (услуги) профессионалы стали задаваться вопросом: «Как быть в этом случае, как подтвердить соответствие продукции (услуги, работы) конкретному техническому регламенту»?
Но был предусмотрен механизм – к каждому техническому регламенту выпускается постановление или распоряжение правительства с перечнем стандартов, выполнение которых гарантирует соответствие продукции (услуги) техническому регламенту. В связи с тем, что других способов подтверждения соответствия нет (за исключением технического регламента в области пожарной безопасности 123-ФЗ) фактически все нормативно-технические акты, находящиеся в этих постановлениях являются обязательными для исполнения на территории России.
Однако, если профессиональное сообщество - обнаружив, что стандарт (ГОСТ или Свод правил) мешает развитию бизнеса или в нем присутствуют признаки коррупциогенности - решит предложить провести оценку регулирующего воздействия (экспертизу) действующего стандарта, то в этом случае получит от Минэкономразвия отказ со ссылкой на добровольность применения.
В связи с этим Национальным объединениям саморегулируемых организаций сегодня приходится больше уделять внимание работе в Технических комитетах Росстандарта, участвовать в общественных обсуждениях Сводов правил, а не разрабатывать стандарты деятельности СРО. Соответственно Национальные объединения обвиняются в нежелании разрабатывать стандарты деятельности, а вся система СРО в ненужности. Почему это происходит?
О противоречиях с федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
Статья 13 федерального закона даёт понимание, какие документы в области стандартизации существуют на территории РФ: «К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:национальные стандарты;стандарты организаций;своды правил;международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;и т.д.»
Но почему-то международный стандарт это стандарт, принятый международной организацией, а национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации. Такое понятие, как стандарт Национального объединения саморегулируемых организаций отсутствует. А может быть он просто завуалирован?
О сводах правил
Что такое свод правил? В соответствии с законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»:«Свод правил - документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов».
В настоящее время, Своды правил, получили широкое распространение. Это связанно с простотой их принятия. Своды правил разрабатываются при отсутствии национального стандарта в каком-либо направлении. Свод разрабатывает федеральный орган исполнительной власти и вводит в действие своим приказом. Но если ещё раз прочитать определение «Свод правил», то возникает устойчивое впечатление, что вообще-то разработка его – это функция профессионального сообщества, функция саморегулируемых организаций и их национальных объединений.
В соответствии с законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»:«Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил».
Получается, что с одной стороны государство требует усилить работу СРО в области стандартизации, а с другой перекладывает эту функцию на министерства и ведомства. В результате саморегулируемые организации и их национальные объединения не могут ввести обязательность выполнения своих стандартов (особенно в добровольной сфере), посредством включения их в постановление или распоряжение Правительства с перечнем стандартов, выполнение которых гарантирует соответствие продукции (услуги) техническому регламенту.
В России понятие добровольный – значит «необязательный». И какие бы хорошие не были стандарты СРО - на конкурсах и тендерах будут выигрывать те, кто их не соблюдает. Потому что за качество и безопасность нужно платить.Таким образом, назрела крайняя необходимость внесения в закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» понятия «Стандарт национального объединения саморегулируемых организаций» либо изменения определения «Свод правил», исключив дублирование функций.
Н.В. Афанасьев
директор Департамента Национального объединения СРО вобласти пожарной безопасности.
Ю.А. Кудакова
исполнительный директор Союзаорганизаций «ПожАльянс».
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru
u