Разбираем поправки к закону о СРО: Дисциплинарное воздействие
Представляем вашему вниманию вторую часть детального анализа поправок в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», разработанных Министерством экономического развития. Новый материал, как было анонсировано накануне (см. материал Разбираем поправки к закону о СРО: Контроль), посвящен предлагаемому порядку применения мер дисциплинарного воздействия на членов СРО. Автор, в чьей квалификации у портала нет причин сомневаться, пожелал остаться неизвестным.
Дисциплинарное воздействие
Статью 10 «Порядок применения мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации» Минэкономразвития предлагает изложить в новой редакции.
Новеллами данной статьи являются:
1) Использование еще одного наименования органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия – дисциплинарный орган;
2) Установление процедуры извещения жалобщиков и членов саморегулируемых организаций о месте и времени рассмотрения дела о применении меры дисциплинарного воздействия. При этом определяется единственное место проведения заседания дисциплинарного органа – это место нахождения саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Таким образом, при формальном подходе к выполнению предлагаемой нормы адрес заседания дисциплинарного органа саморегулируемой организации в уведомлении не будет отражаться, в связи с чем будут нарушены права жалобщиков и членов саморегулируемой организации, так как неявка на заседание не является препятствием для рассмотрения дела о применении меры дисциплинарного воздействия.
Ограничение проведения заседания дисциплинарного органа путем только очного собрания является ограничением на проведение указанных заседаний с использованием информационной коммуникационной сети «Интернет» и бюллетеней для голосования.
3) Частью 6 статьи 10 предусматривается право подателя жалобы и члена саморегулируемой организации или их представителей заявлять отводы членам дисциплинарного органа. Вместе с тем процедура и случаи таких отводов устанавливаются внутренними документами СРО. Учитывая, что данное требование не является обязательным, норма является декларативной и неработопособной, особенно в случаях, когда дисциплинарный орган состоит из одного физического лица, так как ни Федеральным законом, ни рассматриваемым проектом ФЗ не определяется минимальный количественный состав специализированных органов саморегулируемых организаций.
4) Перечень мер дисциплинарного воздействия излагается в новой редакции, где появляется новая мера дисциплинарного воздействия – приостановление права осуществления соответствующего вида предпринимательской или профессиональной деятельности. При этом такие виды мер дисциплинарного воздействия, как предписание и рекомендация об исключении лица из членов саморегулируемой организации, остались.
Предписание и рекомендация об исключении лица из членов саморегулируемой организации не могут являться мерами дисциплинарного воздействия, так как являются документированными управленческими решениями нормативного характера, издаваемыми в пределах предоставленной компетенции соответствующим органами саморегулируемой организации. Они направлены на предотвращение каких-либо действий или последствий, которые совершаются неподобающим или вредным для окружающих образом. При этом, в случае вынесения предписания, неисполнение указанных в нем требований влечет за собой наказание, т.е. соответствующую меру дисциплинарного воздействия. В случае с рекомендацией об исключении из членов саморегулируемой организации, акт не несет сам по себе правовых последствий для члена саморегулируемой организации в отличие от исключения из членов СРО. При этом отражение в реестре членов саморегулируемой организации рекомендации дисциплинарного органа об исключении из членов СРО нарушает права члена саморегулируемой организации на добросовестную конкуренцию.
Введение иных установленных внутренними документами саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия является преждевременным в развитии института СРО и может привести к формированию отрицательной практики деятельности саморегулируемых организаций.
В связи с вышеизложенным предлагается часть 7 изложить в следующей редакции:
«7. Саморегулируемая организация в случаях выявления нарушений осуществления соответствующего вида профессиональной или предпринимательской деятельности обязана принять решение о применении одной из следующих мер дисциплинарного воздействия:
1) предупреждение;
2) предупреждение с предписанием, обязывающим члена саморегулируемой организации устранить выявленные нарушения в установленные сроки устранения таких нарушений;
3) штраф;
4) штраф с предписанием, обязывающим члена саморегулируемой организации устранить выявленные нарушения в установленные сроки устранения таких нарушений;
5) приостановление права осуществления соответствующего вида профессиональной или предпринимательской деятельности, полностью или в его части;
6) исключение лица из членов саморегулируемой организации;
7) исключение лица из членов саморегулируемой организации с запретом вступления в саморегулируемую организации в течение двух календарных лет с даты исключения.
Предупреждение выносится в случае если допущенное нарушение не повлекло и не повлечет в будущем причинение вреда (ущерба) потребителям.
Предупреждение с предписанием выносится в случае, когда допущенное нарушение не повлекло, но может повлечь в будущем причинение вреда (ущерба) потребителям, не носит систематического характера и имеет собой малозначительность возможного причинения вреда (ущерба).
Назначение штрафа члену саморегулируемой организации осуществляется в случаях:
- если допущенное нарушение не может быть исправлено и может повлечь причинение в будущем причинение вреда (ущерба);
- если допущенное нарушение носит систематический характер, не повлекло и не может повлечь в будущем причинение вреда (ущерба) потребителям;
- если произошло нарушение требований к срокам уплаты членских взносов;
- не были выполнены возложенные обязанности по участию в органах саморегулируемой организации;
- если было зафиксировано неоднократное непредставление отчетности и запрашиваемых документов в ходе проведения контрольных мероприятий, рассмотрения жалоб, рассмотрения дел о применении мер дисциплинарного воздействия.
Приостановление права осуществления соответствующего вида профессиональной или предпринимательской деятельности назначается в случаях грубого или неоднократного нарушения требований предпринимательской или профессиональной деятельности следствием которой может стать причинение вреда (ущерба) в крупном и особо крупном размере.
Исключение из членов саморегулируемой организации является следствием неоднократной неуплаты членских взносов в саморегулируемую организацию, неисполнения возложенных обязанностей по участию в органах саморегулируемой организации, неоднократного непредставления отчетности и запрашиваемых документов в ходе проведения контрольных мероприятий, рассмотрения жалоб, рассмотрений дел о применении мер дисциплинарного воздействия.
Исключение из членов саморегулируемой организации с запретом вступления в саморегулируемую организации в течение двух календарных лет с даты исключения применяется в отношении членов саморегулируемой организации при причинении потребителям или третьим лица вреда (ущерба), повлекшего выплаты из компенсационного фонда саморегулируемой организации, осуществления соответствующего вида профессиональной или предпринимательской деятельности в период приостановления права ее осуществления.».
Дополнительно предлагается раскрыть в законопроекте такие понятия как рекомендация и предписание, а также внести уточнение, что в акте проверки деятельности члена СРО должна указываться рекомендация по устранению выявленных нарушений. Рекомендация об исключении из членов СРО также предоставляется постоянно действующему коллегиальному органу управления СРО по итогам рассмотрения дела о применении меры дисциплинарного воздействия.
5) Одним из оснований для применения меры дисциплинарного воздействия в виде рекомендации об исключении члена саморегулируемой организации является выявление факта представления для приема в члены саморегулируемой организации недостоверных сведений и (или) подложных документов. Однако СРО не предоставлено право проведения необходимых мероприятий по выявлению и установлению таких фактов, проведению экспертиз и определению доказательств их свершения. Вместе с тем указанные мероприятия являются довольно затратными, а закрепление фактов требует судебного решения. Таким образом, предлагаемые новеллы возлагают необоснованные дополнительные обязанности на саморегулируемые организации, их принятие приведет к дополнительным расходам участвующих в саморегулировании субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности.
При этом лишним представляется направление копии решения органа по рассмотрению дел о применении мер дисциплинарного воздействия и члену саморегулируемой организации в связи с публичным размещением в течение одного дня такого решения на сайте саморегулируемой организации.
6) Частью 14 статьи 10 предлагается установить, что меры дисциплинарного воздействия, примененные в отношении члена саморегулируемой организации, могут быть сняты или прекращены с аннулированием всех негативных правовых последствий по основаниям и в порядке, установленном саморегулируемой организацией. Однако отсутствие законодательного порядка может повлечь необоснованные погашение или снятие указанных мер дисциплинарного воздействия, что повлечет исключение важной информации из реестра членов СРО. Вместе с тем представляется необходимым установление конкретных сроков нахождения информации о примененных мерах дисциплинарного воздействия в реестре членов саморегулируемой организации.
В следующем материале будет рассмотрена административная ответственность СРО, как ее видит МЭР, а также представлены предложения по ее совершенствованию.
Напомним, у саморегулируемого сообщества еще есть шанс высказать свое мнение о проекте изменений, вносимых в базовый 315-й закон, и предложить необходимые поправки. Общественное обсуждение проекта ФЗ идет на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и продлится до 10 июля 2015 года.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru