Разбираем поправки к закону о СРО: Нацобъединения
Четвертая часть цикла статей, посвященных анализу поправок в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», коснется регулирования национальных объединений СРО. Разбор статей о контроле саморегулируемых организаций за своими членами, дисциплинарном воздействии на них, а также об административной ответственности СРО вы найдете, перейдя по соответствующим ссылкам. Статьи подготовлены при участии эксперта в области саморегулирования.
Национальные объединения СРО
О регулировании национальных объединений саморегулируемых организаций сообщается в новых статьях 25-32 проекта федерального закона устанавливается. Ими предусматривается формирование нацобъединений СРО только на основе добровольного членства. Однако данное положение противоречит проекту Концепции совершенствования механизмов, направленной в Правительство Российской Федерации за подписью Министра экономического развития Улюкаева А.В., а именно: «Участие СРО в НО является добровольным вне зависимости от того, является ли членство в СРО обязательным в соответствии с федеральным законом или добровольным. Федеральным законом может допускаться в отдельных случаях обязательное членство в НО СРО с обязательным участием.» (раздел IV, 1, 1.1).
Обязательное членство в ассоциациях (союзах) также предусматривается пунктом 1 статьи 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии установления такой обязанности в законе.
Исходя из норм проектируемых статей 25-32 проекта ФЗ национальных объединений саморегулируемых организаций может быть несколько.
Частью 1 статьи 26 определяются основные функции национального объединения саморегулируемых организаций. Пунктом 1 названной нормы устанавливается обязанность для нацобъединений СРО разрабатывать внутренние документы саморегулируемой организации. В тоже время обязательная разработка и утверждение внутренних документов СРО отнесена статьей 4.1 к обязанности саморегулируемой организации.
Пунктом 8 предусматривается обязанность по обеспечению информационной открытости деятельности членов национального объединения саморегулируемых организаций, т.е. самих СРО, путем опубликования информации об их деятельности. Исходя из данной проектируемой нормы следует, что национальное объединение обязано в полном объеме размещать на своем сайте всю информацию, которую саморегулируемая организация размещает на своем сайте. Дублирование такой информации является необоснованным и несет дополнительные финансовые затраты для национальных объединений саморегулируемых организаций, для СРО и в итоге для каждого члена саморегулируемой организации.
Пунктом 13 предусматривается ведение национальным объединением сводного реестра членов саморегулируемых организаций. При этом определение такому реестру не устанавливается. Также отсутствует в законопроекте цели и задачи такого реестра.
Вызывает сомнение введение в пункте 3 части 3 статьи 31 запрета на заключение любых сделок членами исполнительного органа национального объединения саморегулируемых организаций с членами саморегулируемых организаций, так как заключение таких сделок может быть предусмотрено законодательством Российской Федерации и обосновано личной необходимостью.
Законопроектом в проектируемых статьях 3 и 25 предусматривается, что саморегулируемые организации и их национальные объединения создаются в организационно-правовой форме ассоциации (союза). При этом таким некоммерческим организациям требуется получение статуса саморегулируемой организации с целью соответствия их законодательству Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации. Пунктом 1 статьи 54 ГК предусмотрено обязательное отражение в наименовании юридического лица организационно-правовой формы, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Согласно нормам Гражданского кодекса саморегулируемые организации являются видом некоммерческих организаций, созданной в организационно-правовой форме ассоциация (союз). Следовательно, для государственной регистрации СРО в настоящее время достаточно государственной регистрации юридического лица в виде ассоциации (союза) с указанием, что такая организация является саморегулируемой. Данная позиция неоднократно высказывалась Министерством юстиции России.
Чтобы исключить указанных коллизии необходимо внесение изменений в часть 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следующий материал, который готовится к выходу сегодня, будет посвящен поправкам, касающимся стандартов и внутренних документов СРО.
Напомним, у саморегулируемого сообщества еще есть шанс высказать свое мнение о проекте изменений, вносимых в базовый 315-й закон, и предложить необходимые поправки. Общественное обсуждение проекта ФЗ идет на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и продлится до 10 июля 2015 года.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru