С начала года Росфиннадзор выдал 21 предписание о приостановлении членства в аудиторских СРО
Директор Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Леонид Шнейдман дал интервью газете «КоммерсантЪ». Информационный портал «Все о саморегулировании» публикует фрагмент этого интервью.
- Как вы оцениваете состояние российского рынка аудиторских услуг?
- Прежде чем давать оценку, хотелось бы обозначить несколько факторов, которые очень важно иметь в виду при подобных оценках, но о которых почему-то часто забывают, когда идет речь об аудиторском рынке. Во-первых, аудиторская деятельность развивается исключительно в ответ на соответствующий запрос экономики. Это банально, это азбучная истина, но об этом многие забывают. И у нас часто аудитору кажется, что именно он определяет перечень услуг. Хотя на самом деле перечень востребованных услуг, которые оказывает аудитор, определяет не сам аудитор, а именно экономика. И даже если государство навяжет какую-то услугу, перспектив развития рынка по такой услуге практически никаких нет.
Второй момент - это то, что состояние аудиторского рынка во многом определяется состоянием экономики. Хорошо чувствует себя экономика - возрастает потребность в аудиторских и консультационных услугах. Плохо в экономике - сокращаются заказы аудитора, клиенты отказываются от его услуг, замораживаются, а часто даже уменьшаются его гонорары.
И третье: в современном мире аудиторская деятельность перестала быть национальным явлением. Это явление наднациональное. Правила аудита сегодня международные, требования к независимости аудитора - международные, нормы профессиональной этики, требования к знаниям и навыкам - международные, модель регулирования аудиторской деятельности - общепризнанная во всем мире. И это вполне логично, поскольку продукт аудиторской деятельности должен быть доступен и понятен собственникам компаний, участникам рынка, инвесторам вне зависимости от национальной принадлежности аудитора.
- Иными словами, вы ведете к тому, что наблюдаемый уже несколько лет застой в показателях выручки аудиторских компаний вызван стагнацией в экономике?
- В целом - да. Ситуация в экономике сейчас не лучшая. Поэтому состояние аудиторского рынка тоже не самое хорошее. Причем это не чисто российская ситуация - такое положение дел практически на всех аудиторских рынках мира. Более того, такая ситуация характерна не только для рынка аудита, но и для всего комплекса профессиональных услуг, включая, разумеется, консалтинг. В лучшие времена потребитель готов был платить даже за фактически навязанные услуги, невзирая на то, кто оказывает эти услуги, приносят они пользу или нет. Сейчас потребитель достаточно придирчиво и разборчиво относится к профессиональным услугам.
- Сами аудиторы говорят, что государство в других отраслях поддерживает малый и средний бизнес, а в аудиторской отрасли - нет...
- Государство поддерживает малый и средний бизнес в любых отраслях. 85-90% аудиторских компаний - это малый бизнес. И меры поддержки могут быть разные. Но пока предлагается только такая форма поддержки: давайте, грубо говоря, обяжем всех проводить аудит. Это приблизительно так же, как ввести для всех обязательное страхование или, допустим, оценку. Разумеется, это мечта любого страховщика или оценщика, но возникает вопрос: а пользователю это надо? Поэтому когда мы говорим о поддержке малого бизнеса, то давайте искать меры, которые бы поддерживали малый аудиторский бизнес, но не за счет потребителей аудиторских услуг.
- Забастовки аудиторов вызвали довольно серьезный резонанс, были публикации в ведущих СМИ. Как вы отнеслись к этим протестам?
- Неравнодушное отношение к своему делу, к проблемам своей профессии заслуживает исключительно поддержки. Вопрос лишь в том, что стоит за этим отношением. Если за этим стоит банальное непонимание ситуации, отсутствие серьезного анализа сложившегося положения, отсутствие реалистичных предложений, то, кроме вреда, такое неравнодушие вряд ли что-нибудь способно принести.
- Вы встречались с забастовщиками? В чем суть их претензий?
- Ни с какими забастовщиками я не встречался.
- То есть вы считаете, что на эти протесты лучше не реагировать?
- Если есть какие-то конкретные предложения, если они носят конструктивный характер, то совершенно необходимо на это реагировать. Осталось только определить, что хотят эти люди, что предлагают, о чем должен идти разговор. Вот вы у меня спрашиваете, в чем суть их претензий. На самом деле, у меня такой же вопрос. Никаких внятных претензий или предложений я пока не получал. И в СМИ тоже не видел.
- А как же претензии по поводу переаттестации и сложностей с получением единого аттестата нового образца - о них много говорили и писали? По данным Минфина, новые аттестаты из 24 тыс. аудиторов смогли получить немногим более 3 тыс...
- Это немного лукавая статистика с точки зрения ее пригодности для подобных оценок. Все зависит от того, какие цифры сравнивать. Если сравнивать с общим количеством аудиторов, то кажется, что 3 тыс.-- это мало. Но ведь это не было обязательной процедурой: единый аттестат получали только те, кто знал, что он пригодится, то есть аудиторы, обслуживающие общественно значимые организации. У нас таких организаций меньше 10% от общего количества клиентов аудиторов. Поэтому новый аттестат пошли получать всего-навсего 6-7 тыс. аудиторов и около половины из них его получили. Остальные, видимо, решили, что им это не надо. И по большому счету, наверное, правильно решили.
- То, что половина желающих не сдали экзамен, несмотря на то, что являются действующими аудиторами, все же не лучший показатель. А что вообще с качеством аудита? В прошлом году начались проверки аудиторов со стороны Росфиннадзора. Как это сказалось на отрасли?
- Сам факт того, что появился независимый от аудиторской профессии орган, который осуществляет внешний контроль качества, уже оказал дисциплинирующее воздействие на рынок. Аудиторы стали внимательнее относиться к профессиональным стандартам, к соблюдению законодательства. У этого вида контроля, на мой взгляд, очень большие перспективы.
- По данным Росфиннадзора на август, из 160 проверенных с начала года компаний лишь к 3 не возникло претензий, выдано 21 предписание о приостановлении членства в СРО. Не многовато ли нарушений?
- Я думаю, что для аудиторского рынка это немного, принимая во внимание, что мы в начале пути. Недавно у нас были переговоры с представителями международного форума независимых регуляторов аудита, то есть тех же подразделений министерств финансов или аналогичных органов из других стран. И они в один голос говорили, что у них было то же самое, когда они вводили такую систему контроля. Поэтому я не стал бы драматизировать эти цифры. Конечно, неприятно, что количество мер дисциплинарного воздействия Росфиннадзора в разы больше, чем у СРО, причем Росфиннадзор находит то, что СРО либо не нашли, либо просто закрыли глаза на это. Ну, поживем и увидим, что это такое - не нашли или просто закрыли глаза, хотя надо сказать, что и то и другое не очень здорово.
- То есть, если ориентироваться на данные Росфиннадзора, получается, что СРО не до конца справляются с контрольными функциями... Но с момента введения на рынке двухуровневой системы, когда вместо лицензий Минфина для работы на рынке стало необходимым членство в саморегулируемой организации, прошло несколько лет. Каковы ваши впечатления от работы данной системы?
- На самом деле, у нас и до 2009 года, когда вступили в силу соответствующие изменения в законодательство, была двухуровневая система. Если внимательно проанализировать, то никаких кардинальных перемен тогда не произошло. Просто заменили лицензирование на обязательное членство в СРО. Вчера допуском к осуществлению определенной деятельности была лицензия, которую выдавали, а сегодня допуском является членский билет. Но механизм от этого не поменялся.
Правда, произошли некоторые изменения в нашем понимании того, что должна делать саморегулируемая организация. И в этом плане мы, с моей точки зрения, пока достаточно далеки от того, чтобы иметь возможность оценить результаты перехода на двухуровневую систему. По-прежнему, к сожалению, идет процесс притирки и формирования этой модели. Так и не закончился период, когда все друг на друга подозрительно смотрят, говорят: а вот там государственный регулятор чего-то не сделал, и мы теперь должны это делать. Точно так же государственный регулятор смотрит и говорит, что СРО не делают определенных вещей, которые должны делать. Словом, каждый пытается играть на чужом поле, и это на пользу дела вряд ли идет. Так что нужно еще некоторое время для того, чтобы система заработала в полную силу.
- Минфину, как регулятору, много жалоб на аудиторские СРО поступает?
- Достаточное количество. Они связаны, прежде всего, с вопросами членства в СРО и с вопросами контроля качества аудиторских организаций, за который отвечают СРО. В основном это жалобы от самих аудиторов и жалобы от сторонних лиц на членов СРО и на СРО.
- А за что жаловаться на СРО сторонним лицам?
- У нас очень много было ситуаций, когда к нам кто-то обращается с жалобой на аудиторскую организацию, а мы пересылаем эту жалобу в СРО, потому что это сфера их полномочий. А потом через какое-то время нам пишут: вы ответили, что это должны делать СРО, а вот посмотрите, какую формальную бумажку мы получили от СРО.
- Если по сути обращений, на что чаще всего жалуются?
- Главным образом идут жалобы от третьих лиц. На качество оказываемых услуг, соблюдение законодательства со стороны аудитора - это, наверное, больше трех четвертей всех жалоб. В последнее время увеличилось количество жалоб на соблюдение правил независимости аудитора. Подчас это сведение счетов между аудиторами, не поделившими клиента -- мы это понимаем, но, тем не менее, факт имеет место.
В отношении СРО в основном жалуются в том плане, что они при проведении процедур контроля качества якобы игнорируют случаи нарушения законодательства своими членами. При этом приводятся примеры таких нарушений. То есть фактически суть жалоб та же, просто ответчик другой.
- А сами аудиторы на что жалуются?
- Аудиторы очень много жалуются на саморегулируемые организации с точки зрения вопросов членства, в основном на то, что им мешают перейти из одной СРО в другую: затягивают рассмотрение вопроса, выдачу документов и т. п. Много жалоб из серии «нас замучили проверками за то, что мы что-то публично сказали», а также на то, что местные контролеры качества СРО аффилированы с некоторыми участниками рынка. Кроме того, естественно, поступают жалобы на порядок проведения конкурсов по выбору аудитора, но подобные жалобы в регулирующие органы характерны для компаний любых отраслей.
Коммерсантъ тематические приложения
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru