Саморегулирование лизинга, связанного с государством, откладывается. Все о поправках ч.2
На рассмотрении Госдумы еще с 2018 года находится законопроект, предусматривающий введение обязательного членства в СРО для лизинговых компаний, связанных с государством.
Еще в ноябре 2018 года Правительство внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий обязательное саморегулирование лизинговых компаний, связанных с государством. В январе 2019 поправки успешно прошли первое чтение. Однако в июле 2020 депутаты перенесли рассмотрение законопроекта. С того момента движение реформы лизингового сектора остановилось.
Разработка законопроекта
Проанализировав финансовое положение лизингового сектора, Нацсовет по обеспечению финансовой стабильности под председательством Первого зампреда Правительства Игоря Шувалова решил, что сектор нуждается в реформировании и инициировал разработку поправок. Для разработки основных положений реформы Минфин в 2016 году сформировал межведомственную рабочую группу, в которой участвовали заинтересованные федеральные госорганы. К ее работе были привлечены крупнейшие аудиторы и рейтинговые агентства, которые провели анализ финансовых проблем крупнейших лизингодателей, причины их дефолтов. В результате исследования эксперты пришли к выводу о том, что целесообразно ввести специальное регулирование деятельности лизинговых компаний, напрямую или косвенно связанных с государством, а также получающих господдержку.
В структуре межведомственной группы было создано несколько рабочих подгрупп, в которые вошли представители лизинговых и аудиторских компаний. Каждая подгруппа подготовила свои предложения. Они вошли в сводный пакет предложений по реформе лизинга. В 2017 году Нацсовет в утвердил концепцию реформы, а также план совместных действий Минфина и Центробанка по ее реализации.
Саморегулирование лизинговых компаний
Законопроект вводит саморегулирование для компаний, связанных с государством, состоящих в реестре субъектов лизинговой деятельности Центробанка. Отмечается, что поведенческое регулирование субъектов лизинговой деятельности планируется отнести, по большей части, на уровень СРО. В долгосрочной перспективе принятие законопроекта позволит снизить стоимость лизинга для нефинансового сектора, а также обеспечит приемлемое кредитное качество лизингового портфеля и эффективное управление рисками через стандарты отраслевой саморегулируемой организации.
Как отметили авторы поправок, в отличие от лицензионной модели, для которой характерно действие всех пруденциальных требований, для российского рынка лизинга целесообразно введение облегченной разрешительной системы регулирования. На текущем этапе развития рынка лизинга законопроект предполагает введение разрешительной системы регулирования, основной целью которой является контроль доступа на рынок, мониторинг рынка со стороны регулятора и обеспечение общих стандартов СРО. Считается, что остальные компании (частные и иностранные) могут быть заинтересованы в добровольном вступлении в Реестр по репутационным и деловым причинам.
Власти полагают, что создание СРО на лизинговом рынке будет способствовать достижению целей вводимого регулирования, в частности:
- защите и представлению интересов зарегистрированных лизинговых компаний;
- разработке обязательных для субъектов лизинговой деятельности базовых стандартов;
- осуществлению контроля за соблюдением членами СРО законодательства и стандартов СРО.
Разработка и принятие СРО обязательных для ее членов базовых стандартов предоставит субъектам лизинговой деятельности, связанным с государством, возможность самостоятельно урегулировать отдельные отраслевые проблемы, включая вопросы в сфере управления рисками и внутреннего контроля.
Регулятор - Центробанк
Законопроект помещает лизинговые компании, связанные с государством, а также получающие господдержку, под надзор Центробанка. Для лизинговых компаний, состоящих в Реестре, это будет означать применение к ним общих положений, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке".
Кто может заниматься лизингом?
Сегодня в России лизингом могут заниматься любые физические и юридические лица. К моменту выхода поправок в 2018 году около трех тысяч организаций задекларировали заключение договоров лизинга как лизингодатели. Однако, по экспертным оценкам, тогда на профессиональной основе лизингом занимались около двухсот организаций.
Кто сможет заниматься лизингом?
Законопроект не запрещает заниматься лизингом компаниям, сведения о которых не будут занесены в Реестр Центробанка.
«Субъекты лизингового рынка, не претендующие на получение государственных преференций, могут не участвовать в программе повышения прозрачности лизинговой деятельности путем внесения сведения о них в Реестр. В случае отсутствия о них сведений в Реестре и невыполнения других норм законопроекта к ним не будут предъявляться санкции или иные меры реагирования», - отметили авторы поправок.
Однако организациям, связанным с государством, для осуществления лизинговой деятельности придется войти в Реестр ЦБ. Отмечается, что при допуске на лизинговый рынок регулятор будет проверять организацию на соответствие минимальным требованиям, а именно, к организационно-правовой форме и собственным средствам (капиталу). При этом субъект лизинговой деятельности, исключенный из Реестра за нарушения, на год потеряет возможность работать.
Кроме того, в отношении лизинговых компаний, связанных с государством, предусматривается обязательное саморегулирование. То есть для выхода на рынок фирме потребуется не только состоять в Реестре ЦБ, но и войти в отраслевую СРО.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru