1. Главная
  2. Статьи
  3. Саморегулирование в Казахстане
Статьи

296

Саморегулирование в Казахстане

 Саморегулирование в КазахстанеВ мае 2016 г. начал действовать базовый Закон Республики Казахстан «О саморегулировании», в соответствии с которым были определены основные принципы передачи государственных контрольных функций бизнесу. Давайте посмотрим, что удалось сделать нашим партнерам по ЕврАзЭС за прошедший год.

До принятия закона процесс развития саморегулирования носил достаточно хаотичный характер, при этом с 2000 по 2014 гг. в конкурентную среду было передано 4 функции государственных органов. Это функции по сертификации товаров и услуг (2000 г.); по организации технического осмотра (2009 г.); по проведению конкурсов «Алтын Сапа» и «Лучший товар Казахстана». Последнее исследование показало, что общее количество функций, закрепленных за государственными органами, составляет порядка 15 тысяч. В период с 2017 по 2019 гг. планируется делегировать в конкурентную среду и СРО порядка 90 функций госорганов, что в 22 раза больше, чем за предыдущую пятилетку.

Полномасштабное развитие института саморегулирования обеспечивает и сокращение административного воздействия на субъекты предпринимательства (снижение количества статей КоАП). Президент Нурсултан Назарбаев, выступая на 27-ом пленарном заседании Совета иностранных инвесторов подчеркнул, что важным признаком состоявшейся предпринимательской среды является способность к саморегулированию: «Государство должно отказаться от контроля над всеми субъектами рынка, при этом осуществляя контроль за саморегулируемыми организациями».

Этот принцип закреплен в Законе РК «О саморегулировании», согласно которому госорганы контролируют саморегулируемые организации, а СРО – своих членов. Таким образом, введение саморегулирования предусматривает не только сокращение количества контрольно-надзорных функций в отношении предпринимателей, и сопряженных с их реализацией количества проверок, но и меры административного влияния. Например, введение саморегулирования в сфере реабилитации и банкротства по деятельности администраторов (временных и реабилитационных) и банкротных управляющих предусматривает не только исключение функции Министерства финансов по осуществлению госконтроля за субъектами, но и сокращение 3-х статей КоАП, предусматривающих 53 основания для привлечения к ответственности. Введение саморегулирования в аудиторской деятельности влечет сокращение 5-ти статей КоАП, предусматривающих 18 оснований для привлечения к ответственности. При этом необходимо отметить, что в сферах, где будет введено саморегулирование, все-таки будет присутствовать государственный контроль со своим административным воздействием, но исключительно за СРО.

О развитии саморегулирования в Казахстане рассказывает Управляющий директор-директор Департамента законодательства и развития саморегулирования Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Айжан Бижанова: «Совместно с государственными органами и депутатским корпусом мы значительно продвинулись в данной работе. Во-первых, саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии), будет введено в оценочной деятельности, в сфере экологического аудита, при этом, вместе с Министерством финансов Республики Казахстан мы обсуждаем вопрос поэтапной передачи группы функций по регулированию аудиторской деятельности в саморегулирование. Наряду с этим, в конкурентную среду передается функция Минздрава РК (оценка удовлетворенности граждан качеством медицинских услуг).

Во-вторых, в текущем году, по итогам предварительной работы определено 11 потенциальных сфер, по которым будет проведен анализ регуляторного воздействия на предмет целесообразности введения обязательного саморегулирования, это: здравоохранение; туризм; ветеринария; животноводство; обращение с коммунальными отходами; деятельность касс тотализаторов и букмекерских контор; экспертная деятельность в сфере геологии и недропользования; энергоаудит; вневедомственная комплексная экспертиза; деятельность администраторов (временного администратора реабилитационного, временного и банкротного управляющих); деятельность операторов технического осмотра. По 13 функциям государственными органами совместно с Национальной палатой предпринимателей осуществляется анализ готовности рынка на предмет их передачи в конкурентную среду.

В-третьих, Министерством национальной экономики РК совместно с Нацпалатой разработан соответствующий законопроект, предусматривающий базовые подходы по передаче государственных функций в конкурентную среду. Данный законопроект поступит на рассмотрение парламенту РК в сентябре 2017 г.

В-четвертых, идет широкомасштабная информационная компания по уведомлению и привлечению всех заинтересованных лиц к участию в реформе по передаче государственных функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям. В частности, только в этом году Национальной палатой предпринимателей совместно с депутатским корпусом и Министерством национальной экономики проведено более 30 общественных обсуждений, круглых столов и брифингов».

По информации агентства Главные новости Казахстана, реформа по передаче государственных контрольных функций бизнесу становится в Казахстане важным элементом развития экономических отношений.


Олег Путин
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вопрос:

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») строительной организации, если имеющееся у нее свидетельство саморегулируемой организации приостановлено по причине имеющейся задолженности по основным взносам СРО?

Ответ:

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 г. деятельность считается осуществляемой без лицензии (разрешения) и в тех случаях, когда действие лицензии (разрешения) приостановлено. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, наряду с приостановлением допуска необходимо также одно из следующих условий:

- преступник извлек доход в размере 1 000 000 руб. или выше;
- преступник причинил ущерб в размере 1 000 000 руб. или выше.

Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, когда для этого имеются достаточные основания.

Вернуть старый дизайн