Совет Торгово-промышленной палаты по СРО о поправках в ФЗ № 315
На прошедшем вчера заседании Совета Торгово-промышленной палаты по СРО, член Совета, Руководитель рабочей группы по вопросам финансовой политики и налогообложения СРО Мария Воронина рассказала о поправках Федерального закона № 315, вынесенных на рассмотрение в Госдуме.
Совет Торгово-промышленной палаты РФ по саморегулированию давно работает над пакетом поправок Федерального закона № 315 «О саморегулируемых организациях». Необходимые, по мнению экспертов, изменения обсуждаются в Совете с 2014 года, результаты дискуссий вносятся в резолюции практических конференций.
«Первый раз в 2014 году активно обсуждался вопрос внесения поправок в 315 ФЗ. В основном этот вопрос был направлен на организацию солидарных моментов, связанных с тем, что мы чувствовали, что отраслевое законодательство начинает раздирать саморегулирование. С 2014 года мы понимали, что нужен единый базовый закон. Основной тренд, который мы пытались защитить, начиная с 2014 года, это формирование 315 ФЗ, как единого базового закона. Такой закон даст возможность установить механизмы саморегулирования, которые будут способствовать созданию полной систему саморегулирования в той или иной отрасли», - подчеркнула значения разработанных поправок Мария Воронина.
Спикер отметила, что базовым элементом системы саморегулирования является идентификация, то есть «вычленение себя из других видов деятельности» за счет разработки профессиональных стандартов, которые представляют собой минимальный перечень требований, установленный той или иной отраслью перед потребителем.
«На базе стандартов мы выстраиваем фильтры в профессию. Мы выстраиваем систему стажирования людей, которых принимаем в свою профессию. В соответствии с осуществлением системы контроля, если мы находим правонарушение в деятельности наших коллег либо получаем их в качестве жалоб, то мы выстраиваем систему мер дисциплинарной ответственности. В профессиональных стандартах мы прописываем, что в отношении конкретных видов нарушений для всех членов СРО либо всей отрасли, если есть Национальные объединения СРО, выстраивается система санкций», - напомнила Мария Воронина о базовых механизмах функционирования СРО.
По мнению докладчика, та или иная отрасль готова к саморегулированию только тогда, когда перечисленные механизмы начинают работать. Пока эти механизмы не действуют, система саморегулирования не является самодостаточной. Кроме того, есть дополнительные механизмы различного рода. Полнота системы задается дополнительными элементами, которые внедряются в отраслевые законы.
«Практически в индивидуальном порядке идет развитие саморегулирования в строительной отрасли. Федеральный закон № 315 и Градостроительный кодекс принципиально разошлись. Потому что масштаб проблем, который выявил строительный рынок, не сопоставим с теми проблемами, которые возникают на рынках саморегулирования таких секторов бизнеса B2B, как аудиторская деятельность, деятельность арбитражных управляющих. То есть емкость рынка другая, соответственно и пристальное внимание со сторону государственных органов тоже другое», - отметила уникальный характер строительных СРО Мария Воронина.
Тем не менее, эксперты стремятся к формированию общих принципов функционирования СРО в различных отраслях.
«Некое стремление формировать единые, понятные принципы и их законодательно утвердить – это был основной посыл, который мы из года в год обсуждали на конференциях. Учтены предложения в части развития системы саморегулирования в виде обязательного введения Национального объединения, как единого органа, компилирующего единую точку зрения всего профессионального сообщества. Потому что одно СРО, коллеги, это не саморегулирование. Одно СРО это управляемая прослойка между представителями профессионального сообщества и госрегулятором.
Сейчас в этом направлении развивается аудиторская отрасль. Все идет к тому, что в тех 5 СРО, созданных при введении 307 ФЗ (Федеральный закон № 307 от 30.12.2008 года «Об аудиторской деятельности» - ввел обязательное саморегулирование на аудиторском рынке), состав органов управления СРО будет согласовываться с госрегулятором. В связи с тем, что аудиторы ближе к финансовому рынку, их переход под влияние Центрального банка был практически предопределен еще в 2014 году, когда Центробанк получил функции мега-регулятора. Функции контроля мега-регулятор присваивает себе, а так как аудиторская отрасль относится к независимому контролю, то можно было предугадать желание ЦБ данную отрасль подмять под себя.
На сегодняшний день остается еще порядка 10 отраслей, которые законодательно переведены на саморегулирование и являются элементами инфраструктуры рыночной экономики. Необходимо сохранить эти отрасли в рамках рыночной, целесообразной, эффективной системы управления. Для этого были разработаны изменения, которые мы вынесли на рассмотрение в Госдуму», - заявила Мария Воронина.
Министерство экономического развития уже ознакомилось с разработанным законопроектом. По словам Марии Ворониной, Минэкономразвития ожидаемо вынесло отрицательное заключение, отметив, что предложение наделить госрегуляторов обязательством вести реестр Национальных объединений является большой финансовой нагрузкой для государства.
Мария Воронина предложила собравшимся предпринять ряд мер, для продвижения поправок, разработанных Советом Торгово-промышленной палаты по СРО. Законопроект внесен в расписание Госдумы на весеннюю сессию. Однако, по словам докладчика, рассмотрение поправок может быть перенесено до конца майских праздников.
«Если законопроект будет рассматриваться в ГД после майских праздников, необходимо обсудить возможность проведения обсуждений в Общественной палате с учетом пары месяцев для подготовки. Кроме того, необходимо организовать Парламентские слушания непосредственно в Госдуме», - призвала представителей профсообществ к активной деятельности Мария Воронина.
Озвученные инициативы были поддержаны участниками заседания.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru