1. Главная
  2. Статьи
  3. Константин Апрелев о современных вызовах институту саморегулирования
Статьи

246

Константин Апрелев о современных вызовах институту саморегулирования

 Константин Апрелев о современных вызовах институту саморегулированияРазмышления сопредседателя Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, вице-президента Российской Гильдии Риэлторов Константина Апрелева о прошедшем пятилетии закона о саморегулируемых организациях и современных вызовах институту саморегулирования.
«1 декабря 2007 года, был принят Закон о саморегулируемых организациях. Для всех сторонников развития института саморегулирования в России - это было событие знаковое и важное.
Прошло пять с половиной лет, казалось бы, не так и много, но и не мало. Как изменилось за это время саморегулирование?
Мы все мечтали о том, чтобы саморегулирование стало полноценным институтом самоуправления гражданского общества. Многие наши надежды оправдались. Есть первые достижения, которыми хочется похвастаться. Например, за этот период возникли целые саморегулируемые отрасли экономики. Но были совершены ошибки и просчеты.
СРО выросли из коротких штанишек и у них теперь есть не только детские, но и взрослые болезни и проблемы. Что беспокоит сегодня профессиональных участников рынков и потребителей их услуг и продукции? Каковы современные вызовы институту саморегулирования?
1. Отсутствуют реальные ограничения доступа к профессии недобросовестных и неквалифицированных участников рынка. Стандарты профессиональной деятельности не обеспечивают защиту интересов потребителей.
2. На рынке функционируют не только недобросовестные предприниматели, но и появились недобросовестные СРО. Не работают принципы информационной открытости и прозрачности СРО.
3. Недобросовестная конкуренция СРО и демпинг в членских взносах ведут к блокированию работы дисциплинарных органов СРО. Контроль за соблюдением профессиональных стандартов в такой ситуации невозможен.
4. Не работает система имущественной ответственности СРО за своих членов, при этом в компенсационных фондах заморожены выведенные из реального бизнеса колоссальные средства.
5. Существуют риски возникновения недобросовестных национальных объединений СРО и дискредитации самого понятия СРО.
Очевидно, что причины этих проблем кроются как в несовершенстве законодательства, неэффективной работе надзорных органов, так и в несовершенстве инструментов саморегулирования.
Проблемы концептуального и законодательного свойства:
- некорректность закрепления приоритетов в развитии СРО за новообразуемыми организациями, не имеющими кодекса этики и стандартов практики, а главное опыта регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности;
- недобросовестность исполнения СРО своих функций по ограничению доступа к профессии, недобросовестная конкуренция между СРО за членов;
- неэффективное распределение компетенции по управлению СРО, в пользу исполнительных органов и ущемление компетенции коллегиального органа управления СРО;
- отсутствие системы преемственности, позволяющей эффективно работающим в стране институтам регулирования предпринимательской деятельности реализовать последовательный эволюционный переход к СРО, негативность принципа «кто первый встал, того и тапки»;
- отсутствие эффективных инструментов контроля и надзора за деятельностью СРО. Надзорные органы чаще всего квалификационно не могут и не хотят, а национальным объединениям СРО этих функций не передали;
- непрозрачность деятельности СРО и принимаемых органами управления решений для институтов гражданского общества, потребителей и смежных отраслей;
- отсутствие должного контроля за квалификацией специалистов работающих в штате членов СРО и самих СРО;
- отсутствие демократичности процедур выборов и ротации представителей в органах управления, заадминистрированность и бюрократия.
Необходимо концептуальное переосмысление модели саморегулирования, проанализировать опыт развития СРО в различных отраслях деятельности, выявить и систематизировать наилучшие инструменты регулирования и модели развития саморегулирования, предложить конкретные шаги для развития концепции саморегулирования и интеграции этого института в гражданское общество.
Именно эти задачи сегодня стоят перед Советом ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности. Совет работает более года, но уже подготовлены предложения по внесению поправок в два законопроекта об информационной открытости СРО и в № 315-ФЗ. Суть этих предложений сводится к следующему:
1. Законодательно закрепить необходимость создания национальных объединений и обязательного членства в них всех СРО или членов СРО в каждой из отраслей профессиональной деятельности;
2. Определить исчерпывающий перечень компетенций, которыми должны быть наделены национальные объединения СРО;
- возложить на национальные объединения формирование и актуализацию единого реестра СРО, их членов и аттестованных специалистов в каждой из саморегулируемых отраслей;
- обеспечить разработку, принятие и исполнение этических норм и единых национальных стандартов профессиональной деятельности, принятых национальными объединениями всеми СРО отрасли;
- создать единые для каждой из отраслей правила, регулирующие доступ к профессии и ведению предпринимательской деятельности на основе членства в СРО;
- обеспечить демократичность процедур выборов и ротации представителей в органах управления национальных объединений СРО и самих СРО.
- обеспечить публичность, прозрачность и транспарентность принимаемых СРО и национальными объединениями решений и документов;
- закрепить необходимость включения в состав органов управления СРО независимых директоров или требование о создании в СРО независимого надзорного органа Наблюдательного совета.
Необходимо разделение компетенций СРО и их национальных объединений.
Компетенции СРО:
- обучение и обязательная аттестация специалистов, ведение реестра квалифицированных специалистов и членов СРО и аттестованных специалистов.
- создание дисциплинарных органов. Надзор за профессиональной деятельностью членов, рассмотрение претензий потребителей и разрешение споров;
- взаимодействие с законодательной и исполнительной властью местного уровня, защита интересов своих членов. Взаимодействие со СМИ;
- создание профессиональных сервисов для ведения бизнеса членов СРО;
- участие в органах управления, представительство в национальном объединении СРО;
- обеспечение публичности всех принимаемых решений органами управления;
- обеспечение ответственности перед потребителями услуг, страхование профессиональной ответственности, создание компенсационных фондов;
- создание органов, контролирующих прозрачность и транспарентность организации и принимаемых СРО решений (Наблюдательный Совет);
- создание органов по разрешению споров и рассмотрению претензий потребителей;
- обеспечение демократической модели управления организации и ротации представителей в органах управления.
Компетенции национальных объединений СРО:
- разработка и актуализация кодекса профессиональной этики и Национальных стандартов практики;
- разработка и утверждение стандартов обучения оценки и повышения квалификации специалистов;
- разработка и утверждение стандартов работы и выборности органов управления СРО;
- контроль и надзор за деятельностью СРО на предмет соответствия демократическим процедурам и прозрачности принимаемых решений для общества и профессионалов.
- взаимодействие с федеральной законодательной и исполнительной властью, защита интересов своих членов.
- разработка предложений по совершенствованию отраслевого и местного законодательства;
- взаимодействие СМИ, национальных объединений СРО с профессиональными объединениями, международные связи;
- актуализация Единого Национального отраслевого реестра СРО, членов СРО и аттестованных специалистов работающих в отрасли.
В этом концептуальном изложении я не претендую на единственно верное решение всех стоящих перед СРО и их национальными объединениями проблем. Я затронул лишь малую часть, показавшегося из воды айсберга. Сегодня важно обобщить положительный и отрицательный опыт развития саморегулирования и использовать его в законодательстве о СРО и, прежде всего, разработки концепции развития саморегулирования или, как это модно сегодня называть, «дорожной карты». Важно понимать что сегодня, как никогда ранее, именно от активности самих профессиональных участников рынков зависит будущее саморегулирования».

Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вернуть старый дизайн