СРО медиков – реальность или мечты?
Все граждане страны заинтересованы в повышении качества медицинского обслуживания населения. Одним из способов достижения этого является переход на саморегулирование медиков как физических лиц.
По словам Президента НП «Национальная медицинская палата» Л.Рошаля процесс этот уже набирает обороты. Членство в СРО высоко поднимает планку качества услуг, оказываемых пациенту врачом. Здесь создают стандарты профдеятельности, строго подходят к членству в своей ассоциации и выдаче разрешительных документов на право работать по специальности. СРО - это солидарность и коллективная ответственность за ошибки каждого члена. Они дают гарантию пациентам в возмещении ущерба, причиненного неправильным лечением за счёт компенсационного фонда, непреложного атрибута каждой саморегулируемой организации.
Сейчас профильными медассоциациями разрабатываются формы и методы повышения квалификации медработников. В непрерывном последипломном образовании врачей заинтересован каждый гражданин государства, ведь все мы потенциальные пациенты. Государство, в своем базовом законе о СРО оговаривает необходимость перманентного повышения квалификации их членов.
«Национальная медицинская палата совместно с «Лигой пациентов» создаёт комиссии по разбору ошибок, допущенных коллегами. В скором времени начнёт функционировать независимая профессиональная экспертиза. В случае возникновения конфликтов, вводится механизм досудебного разбирательства посредством третейских судов. Уже разрабатывается система страхования профессиональной ответственности медработников за свои действия, предполагается продумать и механизм страхования от «врачебной ошибки».
Большинство медиков убеждены в необходимости как можно быстрее перейти на саморегулирование врачебной деятельности. Именно от профессионализма врачей зависит результативность функционирования всей системы здравоохранения, а кто лучше собратьев по цеху может оценить их умения и способности? Плохой специалист своими действиями порочит имя всей организации под эгидой, которой выступает, отсюда и заинтересованность членов СРО в строгом отборе членов. И чем быстрее законодательно будет закреплён переход медиков на саморегулирование, тем быстрее общество почувствует позитивные перемены в отрасли.
Многие, аргументируя медленные темпы введения саморегулирования врачей, ссылаются на отсутствие законодательно закреплённых правил, норм и кодекса профессиональной этики врачей. Дескать, пока они не имеют силу закона им можно как следовать, так и не выполнять. Но при этом забывается, что врачи это особая категория граждан, дающая Клятву Гиппократа, вступая на профессиональный путь, а это и есть кодекс этических профессиональных норм, для выполнения которых врачам всего мира на протяжении тысячелетий не требовалось законодательного закрепления.
В ряде государств врачами принимается клятва, текст которой более приспособлен к реалиям сегодняшнего дня. Так в Израиле «Клятва еврейского врача», у нас в стране - «Клятва врача», утверждённая 12 лет назад Государственной Думой и подписанная Президентом РФ. Существуют и Кодексы врачебной этики в Европе, например. «Кодекс врачебной этики врача РФ» был принят Всероссийским Пироговским съездом ещё в 1997 году. Всё это - и клятвы, и кодексы- прообразы регламентирующих документов деятельности саморегулируемых организаций. Профессионалы, а не госчиновники, должны устанавливать правила корпоративной деятельности.
Нельзя сбрасывать со счетов необходимость усиленного контроля в условиях СРО за выполнением этих правил и всех нормативных установок и ужесточения мер наказания в случае несоблюдения их членами ассоциаций. Равно как и нельзя ожидать того, что услуги высокого качества будут дешевы. Саморегулирование может быть полноценным лишь при условии передачи вопросов оплаты труда самим врачам, а не хозяйственникам, каковыми являются у нас главврачи. Мнение большинства медиков - практикующие врачи и только они должны получать деньги за пациентов, которым оказывались услуги и решать, какова доля главного врача, организовавшего им в той или иной степени подобающие условия труда. Сейчас, к сожалению, всё обстоит с точностью до наоборот. Именно саморегулирование способно изменить создавшееся положение.
Государство передаёт медассоциациям ответственность за каждого члена в неё входящего, последние обязаны соблюдать стандарты, рекомендации, правила, этические нормы, разработанные Национальной медицинской палатой, в состав которой обязаны войти все ассоциации.
Саморегулирование в разы увеличит качество работы клиник. Помимо всего вышеперечисленного для них сократятся административные препоны. Принимая решения в рамках своей СРО, они смогут гораздо быстрее, чем огромное государство, реагировать на запросы пациентов, вносить коррективы в стандарты и другие нормативные материалы, регламентирующие их деятельность. Внутри своего СРО и в координации с подобными партнёрствами руководство имеет возможность проводить встречи консультации по обмену опытом, по обсуждению актуальных вопросов, оказывать консалтинговые услуги.
У СРО есть возможность выходить на властные структуры всех уровней для представления и защиты интересов своих членов. Плохо оснащенные клиники, с врачами не высокой квалификации получат возможность повысить их профессиональный уровень, благодаря обязательности повышения квалификации, постоянным консультациям по менеджменту, передовым управленческим технологиям, перманентному контролю со стороны коллег по СРО за выполнением своих обязанностей.
Процесс перехода на саморегулирование затронул уже немало сфер экономики. Медикам необходимо обобщить их опыт и создать действительно совершенную модель. И первым шагом для этого должна быть разработка отраслевого закона, который будет до мелочей продуман, ведь речь идёт о медицине и касается здоровья населения страны. Как показал опыт других отраслей, профессионалы бояться не саморегулирования и даже не ответственности, а нестабильности, бесконечных перемен, к сожалению, на примере строительной отрасли мы всё это наблюдаем.
Александр Пономарь
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании»
www.all-sro.ru