СРО «МиР» предложила ЦБ принять меры
Саморегулируемая организация «МиР» направила мегарегулятору предложения по поддержке микрофинансового рынка. Соответствующая информация появилась на сайте СРО в минувший понедельник, 30 марта.
«Для надлежащего выполнения микрофинансовыми организациями рекомендаций Банка России в связи с распространением COVID 19 и мер, содержащихся в обращении Президента Российской Федерации от 25.03.2020 года, просим оказать содействие субъектам микрофинансового рынка», - говорится в письме саморегулятора.
Саморегулируемая организация посчитала необходимыми следующие первоочередные меры поддержки микрофинансовых организаций:
1) Отсрочка для МФО уплаты, во-первых, налога за 2019 с 30.03.2020 на 28.09.2020; во-вторых, авансового платежа по налогу за 1 квартал 2020 г. с 28.04.2020 на 28.07.2020г (вместе с уплатой авансового платежа за 2 квартал).
МФО оплачивают налоги с еще не полученных от заемщиков процентных платежей. Срок уплаты авансовых платежей по налогам зависит от способа их уплаты ежемесячные и квартальные авансовые платежи, только квартальные авансовые платежи или ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактической прибыли. А налог на прибыль по итогам года уплачивается одинаково, независимо от способа уплаты авансовых платежей - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим.
«В связи со сложившейся обстановкой распространения новой коронавирусной инфекции прогнозируется ухудшение платежной дисциплины. В соответствии с обращением Президента РФ и рекомендациями ЦБ РФ значительному количеству заемщиков будет предоставляться отсрочка платежей. В условиях экономической неопределенности, вызванной в том числе и эпидемиологической ситуацией в мире, велика вероятность обращения инвесторов с требованием о возвращении предоставленных ими МФК заемных средств. В этих условиях МФО будут испытывать недостаток ликвидности, в том числе и для оплаты налога на доход», - отметили в СРО.
2) Наделить МФО правом списывать просроченную и прощенную задолженность на основании профессионального суждения, без судебного взыскания и до истечения срока исковой давности.
ЦБ признает безнадежной задолженность, если МФО предприняты необходимые и достаточные юридические и фактические действия по ее взысканию. Таким образом, действующее законодательство не позволяет осуществить списание просроченной задолженности до истечения срока исковой давности (либо до получения судебного решения), а списание прощенной задолженности осуществляется только из чистой прибыли. Вместе с тем зачастую получение судебного решения является экономически нецелесообразно, исходя из величины судебных расходов на небольшие по сумме или бесперспективные к взысканию иски. А для кредитных организаций Положения ЦБ РФ №590-П позволяет на основании профессионального суждения признавать задолженность безнадежной: «кредитная организация в соответствии с внутренними документами может устанавливать дополнительные критерии признания безнадежными ссуд, составляющих менее 0,5 процента собственных средств (капитала) кредитной организации, и порядок принятия решений органами управления кредитной организации». В связи с этим целесообразно разрешить МФО осуществлять признание просроченной задолженности безнадежной на основании профессионального суждения независимо от размера такой задолженности.
«В связи со сложившейся обстановкой прогнозируется ухудшение платежной дисциплины заёмщиков. В соответствии с рекомендациями ЦБ РФ и обращением Президента РФ заемщикам массово будет предоставляться реструктуризация задолженности в форме, в том числе, и отсрочки платежей. Также заемщики МФО, попавшие в особенно сложные обстоятельства, рассчитывают на прощение их задолженности. Для выполнения МФО указанных рекомендаций по улучшению положения клиентов и в связи с ограничениями деятельности судов необходимо изменить нормативное регулирование и позволить МФО в связи с выполнением мер, указанных в обращении Президента РФ от 25.03.2020 года , применять те же нормы, что и кредитные организации, но без ограничения по сумме займов, которые могут быть списаны как безнадежные на основании профессионального суждения, на период до 01.01.2021 года», - считают в саморегулируемой организации микрофинансового рынка.
3) Направить обращение в Службу финансового уполномоченного, Федеральную службу судебных приставов (ФССП), Федеральную антимонопольную службу, СРО арбитражных управляющих о не привлечении микрофинансовых организаций к ответственности за нарушение сроков предоставления ответов в вышеуказанные органы в случае если ответы на запросы, обращения, предписания представлены в тридцатидневный срок, установленный Федеральным законом N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Финансовая организация обязана предоставить ответ в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса финансового уполномоченного. Также, в соответствии с Положением о ФССП, сроки в запросах устанавливаются судебными приставами. Зачастую на практике данные сроки равны 3 рабочим дням. В соответствии с Административным регламентом ФАС, ответ на запрос предоставляется в течение трех рабочих дней. Также МФО обязаны предоставить сведения арбитражному управляющему в течение 7 дней со дня получения запроса.
«В связи со сложившейся обстановкой распространения новой коронавирусной инфекции ресурсы МФО на выполнение обязанностей по ответам на запросы контролирующих органов сократились: 1) в целях исполнения рекомендаций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации МФО, как и большинство работодателей в России, перевели сотрудников на новый для них дистанционный формат работы. 2) существенная часть документов, необходимых для предоставления в ответ на запросы контролирующих органов, пока не доступна в дистанционном доступе как по техническим причинам, так и по соображениям информационной безопасности. При этом Указом Президента № 206 от 25.03.2020 года в период с 30.03.2020 г. по 03.04.2020 года установлены нерабочие дни. Так как государственные органы продолжат функционировать в этот период, мы ожидаем, что после окончания этих нерабочих дней МФО необходимо будет подготовить большой объем информации по всем поступившим за неделю запросам, предписаниям и обращениям», - говорится в письме саморегулятора.
4) Не применять меры воздействия в случае просрочки выполнения обязанностей, предусмотренных Указанием ЦБ РФ от 28.03.2016 года № 3984-У при условии, что срок задержки предоставления информации составляет не более 10 рабочих дней.
МФО обязаны направлять в Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций, определенные сведения, а также своевременно вносить изменения в сведения, содержащиеся в реестре МФО. Сроки предоставления информации в зависимости вида предоставляемой документации составляют срок от 3-х до 30 дней.
«С учетом того, что во исполнение рекомендаций органов власти работники переведены на дистанционную работу, удаленно выполнять заявленные в Указании ЦБ РФ от 28.03.2019 года № 3984-У действия затруднительно с технической стороны: не у всех сотрудников есть доступ в личный кабинет ЦБ РФ, не всегда оперативно доступна информация и документы, о которых необходимо уведомить регулятора, документы и информация находятся в зоне компетенции сотрудников разных структурных подразделений и взаимодействие между ними требует значительных временных затрат, затруднительным является оформление документов по установленной в Указании форме, их распечатка, сшивка, проставление печатей, использование ключей электронной подписи и т.д.», - обосновала свое предложение СРО.
5) Не применять меры воздействия в случае просрочки исполнения обязанностей, предусмотренных Положением Банка России от 28.12.2017 N 626-П.
Лица, имеющие право распоряжаться более 10 процентами акций (долей) микрофинансовой компании должны предоставлять в Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций ряд документов не позднее 15 апреля текущего отчетного года и не позднее 1 июля текущего отчетного года.
«С учетом текущей ситуации, предоставление информации, предусмотренной Положением Банка России от 28.12.2017 N 626-П, становится затруднительным для большинства лиц, контролирующих МФК. Особенно это актуально для иностранных компаний. Пандемия, распространившаяся по всему миру, остановила работу множества государственных учреждений и организаций. В настоящее время затруднительным является получение каких либо справок, легализация или апостилирование документов, получение аудиторской отчётности. Во многих странах введены режимы чрезвычайной ситуации, при которых работают только жизненно необходимые организации. Получение и предоставление в Банк России в таких условиях документации, предусмотренной Положением Банка России от 28.12.2017 N 626-П, становится невозможным по причинам, находящимся вне контроля МФО», - пояснил саморегулятор.
6) Приостановить с 28.03.2020. и до прекращения обстоятельств, вызванных сложной эпидемиологической обстановкой, действие абзаца второго п. 2.4. 625-П и предоставить возможность неполучения согласия при каждом возложении должностных обязанностей единоличного исполнительного органа.
Согласование с Банком России не требуется при последующем возложении временных обязанностей руководителя финансовой организации (за исключением единоличного исполнительного органа) при условии направления в Банк России сведений об изменении анкетных данных указанного лица, как в период исполнения таких обязанностей, так и после прекращения. При этом согласие на назначение должностного лица действительно в течение 6 месяцев со дня принятия Банком России решения о согласовании кандидата.
«В связи с объявленной ВОЗ пандемии, вызванной коронавирусом, и принимаемыми руководством страны мерами, большинство сотрудников компаний переведены в режим работы с удаленным доступом к автоматизированному рабочему месту (АРМ). При этом такие функции АРМ, как распечатывание, сканирование остаются недоступными. Также нет доступа к Личному Кабинету для отправки документов в Банк России. Все это усложняет процесс подготовки и отправки ходатайства (заявления) о согласовании кандидата на должность руководящего должностного лица и еще больше увеличивает время, необходимое для подготовки документов», - полагают в СРО.
7) Учитывать прочие финансовые активы, возникающие при хеджировании валютных рисков, в качестве финансовых активов при расчете собственных средств (капитала) микрофинансовых компаний.
«В текущей ситуации экономической неопределенности наблюдается повышенная волатильность рубля по отношению к иностранным валютам, что может повлиять на расчет собственных средств (капитала) МФК. Сделки хеджирования, заключаемые МФК с профессиональными участниками финансового рынка, защищают МФК от валютных рисков. Такие сделки предусматривают перечисление сторонами этих сделок плавающих маржевых сумм. Данные суммы являются финансовыми активами МФК и поэтому должны включаться в состав финансовых активов МФК, принимаемых для определения собственных средств (капитала) МФК», - подчеркнул микрофинансовый саморегулятор.
8) При расчете размера резерва не учитывать, во-первых, реструктурированные потребительские займы, если реструктуризация была предоставлена в соответствии нормативными актами, принятыми во исполнение обращения Президента РФ к гражданам России от 25.03.2020; во-вторых, реструктурированные потребительские займы если реструктуризация была предоставлена в течение 3-х следующих месяцев после истечения срока действия мер, указанных в нормативными актами, принятыми во исполнение обращения Президента РФ к гражданам России от 25.03.2020.
«В соответствии с рекомендациями ЦБ РФ и обращением Президента РФ от 25.03.2020 года заемщикам по потребительским займам массово будет предоставляться отсрочка платежей. Для обеспечения выполнения МФО принимаемых государством мер поддержки населения необходимо предоставить возможность МФО не начислять резервы на реструктурированные потребительские займы. При этом логика развития кризисных явлений предполагает, что после прекращения чрезвычайных событий требуется не менее трех месяцев на восстановление платежеспособности субъектов финансирования. Поэтому предлагается распространить право МФО не начислять резервы на реструктурированную задолженность в отношении реструктуризации, предоставленной в течение трех месяцев после прекращения действия предусмотренных государством мер поддержки населения», - отметили в саморегулируемой организации.
9) Снизить требования по нормативу ликвидности НМФК 2, разрешив учитывать в активах плановые начисления процентов в течение 3 месяцев, и, снизив пороговое значение до 50%.
Минимально допустимое числовое значение норматива текущей ликвидности для Банков Н3 при расчете на 30 календарных дней составляет 50%. Расчет установлен Инструкцией Банка России N 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией». Он аналогичен расчету НМФК 2. Таким образом, в СРО считают, что необходимо внести изменения в Указание ЦБ РФ №4382-У, установив значение НМФК 2 в размере 50% на 2020 год.
«Инвесторы и кредиторы готовы вкладывать денежные средства с большей готовностью на короткие сроки, чем на более длинные в данной ситуации, так как планирование на долгосрочной перспективе в ситуации распространения коронавирусной инфекции и принимаемых государством беспрецедентных мер по поддержке населения проблематично. Сроки по привлеченным денежным средствам с высокой вероятностью снизятся, что повлияет на расчет ликвидности. Снижение норматива НМФК 2 до 50% позволит в течение года получить экономию за счёт следующих возможностей: привлечение средств физических лиц на меньший срок снизит ставки по новым и пролонгированным договорам инвестиционного займа; снижение остатков на счетах в банках и денежных средств на расчетном счете», - оценили перспективы предложенной меры в СРО.
10) Установить временный порядок отправки корреспонденции через электронную почту в качестве дополнительного варианта взаимодействия с ЦБ РФ. То есть предусмотреть возможность отправки отчетности, ответов на предписания и запросы надзорного характера через почту работников МФО, имеющих соответствующую доверенность на представление интересов перед Банком России.
«Поскольку часть сотрудников работает удаленно без доступа к личному кабинету ЦБ РФ, возможность отправки ответов на запросы с авторизованной электронной почты будет способствовать сокращению просрочки по подготовке таких ответов в условиях сокращения ресурсов МФО в обстоятельствах эпидемии», - полагают в саморегулируемой организации.
11) Установить мораторий до июля 2021 года на вступление в силу нормативно-правовых актов, выполнение которых требует существенного изменения бизнес-процессов МФО и/или значительных финансовых вложений.
«В условиях снижения ликвидности МФО и необходимости выполнения мер, предусмотренных в обращении Президента РФ от 25.03.2020 года, отвлечение значительных ресурсов на выполнение новых регуляторных требований вызовет невозможность выполнения МФО своих обязательств и их уход с рынка», - резюмировал саморегулятор.
Ранее СРО «МиР» подготовила рекомендации МФО по организации работы в период с 30 марта по 3 апреля. Также саморегулятор разработал базовые рекомендации по использованию финансовых услуг в период короновируса.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru