1. Главная
  2. Статьи
  3. СРО «МиР» предложила ЦБ принять меры
Статьи

299

СРО «МиР» предложила ЦБ принять меры

 СРО «МиР» предложила ЦБ принять мерыСаморегулируемая организация «МиР» направила мегарегулятору предложения по поддержке микрофинансового рынка. Соответствующая информация появилась на сайте СРО в минувший понедельник, 30 марта.

«Для надлежащего выполнения микрофинансовыми организациями рекомендаций Банка России в связи с распространением COVID 19 и мер, содержащихся в обращении Президента Российской Федерации от 25.03.2020 года, просим оказать содействие субъектам микрофинансового рынка», - говорится в письме саморегулятора.

Саморегулируемая организация посчитала необходимыми следующие первоочередные меры поддержки микрофинансовых организаций:

1) Отсрочка для МФО уплаты, во-первых, налога за 2019 с 30.03.2020 на 28.09.2020; во-вторых, авансового платежа по налогу за 1 квартал 2020 г. с 28.04.2020 на 28.07.2020г (вместе с уплатой авансового платежа за 2 квартал).

МФО оплачивают налоги с еще не полученных от заемщиков процентных платежей. Срок уплаты авансовых платежей по налогам зависит от способа их уплаты ежемесячные и квартальные авансовые платежи, только квартальные авансовые платежи или ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактической прибыли. А налог на прибыль по итогам года уплачивается одинаково, независимо от способа уплаты авансовых платежей - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим.

«В связи со сложившейся обстановкой распространения новой коронавирусной инфекции прогнозируется ухудшение платежной дисциплины. В соответствии с обращением Президента РФ и рекомендациями ЦБ РФ значительному количеству заемщиков будет предоставляться отсрочка платежей. В условиях экономической неопределенности, вызванной в том числе и эпидемиологической ситуацией в мире, велика вероятность обращения инвесторов с требованием о возвращении предоставленных ими МФК заемных средств. В этих условиях МФО будут испытывать недостаток ликвидности, в том числе и для оплаты налога на доход», - отметили в СРО.

2) Наделить МФО правом списывать просроченную и прощенную задолженность на основании профессионального суждения, без судебного взыскания и до истечения срока исковой давности.

ЦБ признает безнадежной задолженность, если МФО предприняты необходимые и достаточные юридические и фактические действия по ее взысканию. Таким образом, действующее законодательство не позволяет осуществить списание просроченной задолженности до истечения срока исковой давности (либо до получения судебного решения), а списание прощенной задолженности осуществляется только из чистой прибыли. Вместе с тем зачастую получение судебного решения является экономически нецелесообразно, исходя из величины судебных расходов на небольшие по сумме или бесперспективные к взысканию иски. А для кредитных организаций Положения ЦБ РФ №590-П позволяет на основании профессионального суждения признавать задолженность безнадежной: «кредитная организация в соответствии с внутренними документами может устанавливать дополнительные критерии признания безнадежными ссуд, составляющих менее 0,5 процента собственных средств (капитала) кредитной организации, и порядок принятия решений органами управления кредитной организации». В связи с этим целесообразно разрешить МФО осуществлять признание просроченной задолженности безнадежной на основании профессионального суждения независимо от размера такой задолженности.

«В связи со сложившейся обстановкой прогнозируется ухудшение платежной дисциплины заёмщиков. В соответствии с рекомендациями ЦБ РФ и обращением Президента РФ заемщикам массово будет предоставляться реструктуризация задолженности в форме, в том числе, и отсрочки платежей. Также заемщики МФО, попавшие в особенно сложные обстоятельства, рассчитывают на прощение их задолженности. Для выполнения МФО указанных рекомендаций по улучшению положения клиентов и в связи с ограничениями деятельности судов необходимо изменить нормативное регулирование и позволить МФО в связи с выполнением мер, указанных в обращении Президента РФ от 25.03.2020 года , применять те же нормы, что и кредитные организации, но без ограничения по сумме займов, которые могут быть списаны как безнадежные на основании профессионального суждения, на период до 01.01.2021 года», - считают в саморегулируемой организации микрофинансового рынка.

3) Направить обращение в Службу финансового уполномоченного, Федеральную службу судебных приставов (ФССП), Федеральную антимонопольную службу, СРО арбитражных управляющих о не привлечении микрофинансовых организаций к ответственности за нарушение сроков предоставления ответов в вышеуказанные органы в случае если ответы на запросы, обращения, предписания представлены в тридцатидневный срок, установленный Федеральным законом N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Финансовая организация обязана предоставить ответ в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса финансового уполномоченного. Также, в соответствии с Положением о ФССП, сроки в запросах устанавливаются судебными приставами. Зачастую на практике данные сроки равны 3 рабочим дням. В соответствии с Административным регламентом ФАС, ответ на запрос предоставляется в течение трех рабочих дней. Также МФО обязаны предоставить сведения арбитражному управляющему в течение 7 дней со дня получения запроса.

«В связи со сложившейся обстановкой распространения новой коронавирусной инфекции ресурсы МФО на выполнение обязанностей по ответам на запросы контролирующих органов сократились: 1) в целях исполнения рекомендаций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации МФО, как и большинство работодателей в России, перевели сотрудников на новый для них дистанционный формат работы. 2) существенная часть документов, необходимых для предоставления в ответ на запросы контролирующих органов, пока не доступна в дистанционном доступе как по техническим причинам, так и по соображениям информационной безопасности. При этом Указом Президента № 206 от 25.03.2020 года в период с 30.03.2020 г. по 03.04.2020 года установлены нерабочие дни. Так как государственные органы продолжат функционировать в этот период, мы ожидаем, что после окончания этих нерабочих дней МФО необходимо будет подготовить большой объем информации по всем поступившим за неделю запросам, предписаниям и обращениям», - говорится в письме саморегулятора.

4) Не применять меры воздействия в случае просрочки выполнения обязанностей, предусмотренных Указанием ЦБ РФ от 28.03.2016 года № 3984-У при условии, что срок задержки предоставления информации составляет не более 10 рабочих дней.

МФО обязаны направлять в Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций, определенные сведения, а также своевременно вносить изменения в сведения, содержащиеся в реестре МФО. Сроки предоставления информации в зависимости вида предоставляемой документации составляют срок от 3-х до 30 дней.

«С учетом того, что во исполнение рекомендаций органов власти работники переведены на дистанционную работу, удаленно выполнять заявленные в Указании ЦБ РФ от 28.03.2019 года № 3984-У действия затруднительно с технической стороны: не у всех сотрудников есть доступ в личный кабинет ЦБ РФ, не всегда оперативно доступна информация и документы, о которых необходимо уведомить регулятора, документы и информация находятся в зоне компетенции сотрудников разных структурных подразделений и взаимодействие между ними требует значительных временных затрат, затруднительным является оформление документов по установленной в Указании форме, их распечатка, сшивка, проставление печатей, использование ключей электронной подписи и т.д.», - обосновала свое предложение СРО.

5) Не применять меры воздействия в случае просрочки исполнения обязанностей, предусмотренных Положением Банка России от 28.12.2017 N 626-П.

Лица, имеющие право распоряжаться более 10 процентами акций (долей) микрофинансовой компании должны предоставлять в Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций ряд документов не позднее 15 апреля текущего отчетного года и не позднее 1 июля текущего отчетного года.

«С учетом текущей ситуации, предоставление информации, предусмотренной Положением Банка России от 28.12.2017 N 626-П, становится затруднительным для большинства лиц, контролирующих МФК. Особенно это актуально для иностранных компаний. Пандемия, распространившаяся по всему миру, остановила работу множества государственных учреждений и организаций. В настоящее время затруднительным является получение каких либо справок, легализация или апостилирование документов, получение аудиторской отчётности. Во многих странах введены режимы чрезвычайной ситуации, при которых работают только жизненно необходимые организации. Получение и предоставление в Банк России в таких условиях документации, предусмотренной Положением Банка России от 28.12.2017 N 626-П, становится невозможным по причинам, находящимся вне контроля МФО», - пояснил саморегулятор.

6) Приостановить с 28.03.2020. и до прекращения обстоятельств, вызванных сложной эпидемиологической обстановкой, действие абзаца второго п. 2.4. 625-П и предоставить возможность неполучения согласия при каждом возложении должностных обязанностей единоличного исполнительного органа.

Согласование с Банком России не требуется при последующем возложении временных обязанностей руководителя финансовой организации (за исключением единоличного исполнительного органа) при условии направления в Банк России сведений об изменении анкетных данных указанного лица, как в период исполнения таких обязанностей, так и после прекращения. При этом согласие на назначение должностного лица действительно в течение 6 месяцев со дня принятия Банком России решения о согласовании кандидата.

«В связи с объявленной ВОЗ пандемии, вызванной коронавирусом, и принимаемыми руководством страны мерами, большинство сотрудников компаний переведены в режим работы с удаленным доступом к автоматизированному рабочему месту (АРМ). При этом такие функции АРМ, как распечатывание, сканирование остаются недоступными. Также нет доступа к Личному Кабинету для отправки документов в Банк России. Все это усложняет процесс подготовки и отправки ходатайства (заявления) о согласовании кандидата на должность руководящего должностного лица и еще больше увеличивает время, необходимое для подготовки документов», - полагают в СРО.

7) Учитывать прочие финансовые активы, возникающие при хеджировании валютных рисков, в качестве финансовых активов при расчете собственных средств (капитала) микрофинансовых компаний.

«В текущей ситуации экономической неопределенности наблюдается повышенная волатильность рубля по отношению к иностранным валютам, что может повлиять на расчет собственных средств (капитала) МФК. Сделки хеджирования, заключаемые МФК с профессиональными участниками финансового рынка, защищают МФК от валютных рисков. Такие сделки предусматривают перечисление сторонами этих сделок плавающих маржевых сумм. Данные суммы являются финансовыми активами МФК и поэтому должны включаться в состав финансовых активов МФК, принимаемых для определения собственных средств (капитала) МФК», - подчеркнул микрофинансовый саморегулятор.

8) При расчете размера резерва не учитывать, во-первых, реструктурированные потребительские займы, если реструктуризация была предоставлена в соответствии нормативными актами, принятыми во исполнение обращения Президента РФ к гражданам России от 25.03.2020; во-вторых, реструктурированные потребительские займы если реструктуризация была предоставлена в течение 3-х следующих месяцев после истечения срока действия мер, указанных в нормативными актами, принятыми во исполнение обращения Президента РФ к гражданам России от 25.03.2020.

«В соответствии с рекомендациями ЦБ РФ и обращением Президента РФ от 25.03.2020 года заемщикам по потребительским займам массово будет предоставляться отсрочка платежей. Для обеспечения выполнения МФО принимаемых государством мер поддержки населения необходимо предоставить возможность МФО не начислять резервы на реструктурированные потребительские займы. При этом логика развития кризисных явлений предполагает, что после прекращения чрезвычайных событий требуется не менее трех месяцев на восстановление платежеспособности субъектов финансирования. Поэтому предлагается распространить право МФО не начислять резервы на реструктурированную задолженность в отношении реструктуризации, предоставленной в течение трех месяцев после прекращения действия предусмотренных государством мер поддержки населения», - отметили в саморегулируемой организации.

9) Снизить требования по нормативу ликвидности НМФК 2, разрешив учитывать в активах плановые начисления процентов в течение 3 месяцев, и, снизив пороговое значение до 50%.

Минимально допустимое числовое значение норматива текущей ликвидности для Банков Н3 при расчете на 30 календарных дней составляет 50%. Расчет установлен Инструкцией Банка России N 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией». Он аналогичен расчету НМФК 2. Таким образом, в СРО считают, что необходимо внести изменения в Указание ЦБ РФ №4382-У, установив значение НМФК 2 в размере 50% на 2020 год.

«Инвесторы и кредиторы готовы вкладывать денежные средства с большей готовностью на короткие сроки, чем на более длинные в данной ситуации, так как планирование на долгосрочной перспективе в ситуации распространения коронавирусной инфекции и принимаемых государством беспрецедентных мер по поддержке населения проблематично. Сроки по привлеченным денежным средствам с высокой вероятностью снизятся, что повлияет на расчет ликвидности. Снижение норматива НМФК 2 до 50% позволит в течение года получить экономию за счёт следующих возможностей: привлечение средств физических лиц на меньший срок снизит ставки по новым и пролонгированным договорам инвестиционного займа; снижение остатков на счетах в банках и денежных средств на расчетном счете», - оценили перспективы предложенной меры в СРО.

10) Установить временный порядок отправки корреспонденции через электронную почту в качестве дополнительного варианта взаимодействия с ЦБ РФ. То есть предусмотреть возможность отправки отчетности, ответов на предписания и запросы надзорного характера через почту работников МФО, имеющих соответствующую доверенность на представление интересов перед Банком России.

«Поскольку часть сотрудников работает удаленно без доступа к личному кабинету ЦБ РФ, возможность отправки ответов на запросы с авторизованной электронной почты будет способствовать сокращению просрочки по подготовке таких ответов в условиях сокращения ресурсов МФО в обстоятельствах эпидемии», - полагают в саморегулируемой организации.

11) Установить мораторий до июля 2021 года на вступление в силу нормативно-правовых актов, выполнение которых требует существенного изменения бизнес-процессов МФО и/или значительных финансовых вложений.

«В условиях снижения ликвидности МФО и необходимости выполнения мер, предусмотренных в обращении Президента РФ от 25.03.2020 года, отвлечение значительных ресурсов на выполнение новых регуляторных требований вызовет невозможность выполнения МФО своих обязательств и их уход с рынка», - резюмировал саморегулятор.

Ранее СРО «МиР» подготовила рекомендации МФО по организации работы в период с 30 марта по 3 апреля. Также саморегулятор разработал базовые рекомендации по использованию финансовых услуг в период короновируса.

Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вернуть старый дизайн