СРО «Содружество»: СРО аудиторов превращается в министерский «придаток»
Аудиторское СРО «Содружество» направило свой отзыв на законопроект № 273179-7, который вводит жесткий контроль со стороны Центрального Банка за деятельностью аудиторских компаний и меняет систему саморегулирования в отрасли. Саморегулятор назвал поправки не приемлемыми и призвал Председателя Госудумы Вячеслава Володина провести дополнительное обсуждение законопроекта на Экспертном Совете ГД.
«Единственное СРО аудиторов превращается в министерский «придаток», где «править бал» будет ответственный представитель Минфина. Полномочий по регулированию аудиторской деятельности отраслевому закону и Минфину стало мало: предлагается, чтобы закон «Об аудиторской деятельности» регулировал еще и гражданские правоотношения (видимо, Гражданский кодекс и закон «О саморегулируемых организациях» недостаточно и плохо справляются с этим), а Минфин получит право указывать членам СРО — как строить в созданном за их счет СРО корпоративные отношения», - говорится в отзыве СРО «Содружество».
Законопроект № 273179-7 устанавливают существование только одной аудиторской СРО. Ее отчетность будет подлежать обязательному аудиту, который будет проводить фирма, работающая с ОЗО (Общественно значимые организации). Действующие СРО должны будут подать новую заявку на присвоение статуса СРО, и одна из них получит отказ. Статус дадут той СРО, члены которой охватили более половины рынка аудиторских услуг в 2017 году.
Компенсационный фонд объединения, потерявшего статус СРО, будет храниться у нотариуса до тех пор, пока заветный статус не получит вторая СРО. Затем ей будет передан фонд и не менее 30% членских взносов, которые засчитают членам «новой» СРО в счет взносов за 2019 год. У членов экс-СРО будет 180 дней для ведения деятельности, пока они не вступят в другую СРО.
Как отметил саморегулятор, законопроект дает Минфину слишком обширные полномочия. Так, поправки устанавливают новые правила для постоянно действующего коллегиального органа управления СРО:
• как его избирать (количество претендентов, выдвигаемых для избрания; соотношение количества представителей аудиторских организаций в зависимости от их «статуса»), сроки его полномочий и компетенцию (части 2, 4, 6);
• как принимать решения (части 7, 8, 9).
В СРО «Содружество» обеспокоены, тем, что законопроект, разработанный Минфином, устанавливает требования и для Единоличного исполнительного органа управления СРО. В отзыве саморегулятора говорится: «Устанавливается - какой опыт работы должен иметь кандидат на данную должность, причем формулировка этого требования неопределенная, допускающая субъективное двусмысленное толкование…
Уполномоченному федеральному органу своим подзаконным актом предоставляется право устанавливать требования к деловой репутации претендента на эту должность,более того, СРО не вправе сама определить — соответствует ли кандидат требованиям, устанавливаемым законом и уполномоченным органом, она (СРО) должна согласовать это с Минфином, то есть получить согласие последнего на назначение единоличного исполнительного органа».
Также законопроект предоставляет Минфину право требовать у СРО заменить единоличный исполнительный орган в случае выявления при проверке СРО любого нарушения. В «Содружестве» полагают, что авторы поправок, проигнорировали основные положения Гражданского кодекса, регулирующие корпоративные отношения. Так, согласно статье 65.3 Гражданского кодекса, досрочное прекращение полномочий органов управления ассоциацией (СРО создаются в форме Ассоциаций или Союзов) относится к исключительной компетенции ее высшего органа управления, если уставом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов. Законодательство не предоставляет право каким-либо государственным органам вмешиваться в этот процесс и не допускает возможность установления такого вмешательства другими федеральными законами.
Еще одним нововведением является предоставление уполномоченному федеральному органу не свойственных ему полномочий:
• устанавливается — какой именно орган будет являться высшим органом управления СРО;
• устанавливается, что реорганизация и добровольная ликвидация СРО допускается только при наличии разрешения Минфина, причем порядок и сроки такого разрешения устанавливаются последним.
Саморегулятор полагает, что предложенные поправки свидетельствуют о желании государства вмешиваться в корпоративные отношения субъектов гражданского права. При этом никакой ответственности за такое вмешательство не предусматривается. В свою очередь, на субъектов аудиторской деятельности возлагается все большее финансовое бремя, связанное с содержанием СРО, создаваемой при Минфине. СРО за счет взносов своих членов должна создавать и содержать единую аттестационную комиссию, являться членом Международной федерации бухгалтеров, переводить и осуществлять экспертизу применимости международных стандартов аудита.
Особо в «Содружестве» подчеркнули значение контрольно- надзорного бремени в сфере аудита.
«Вместо существующего в настоящее времени двойного контроля в отношении аудиторских организаций, оказывающих услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке, вводится тройной контроль: со стороны СРО, со стороны Федерального казначейства, подведомственного Минфину, и со стороны Банка России. Помимо увеличения расходов на прохождение этого контроля (как временных, так и финансовых), это приведет еще и к риску двойной ответственности за одни и те же нарушения со стороны контролирующих органов», - говорится в отзыве «Содружества» на законопроект № 273179-7.
А ведь поправки также позволяют органам, контролирующим аудиторскую деятельность (Федеральному казначейству и Центральному Банку) по результатам контрольных мероприятий квалифицировать нарушения, допущенные аудиторскими организациями, как грубые. При этом законопроект не дает определение грубых нарушений. В свою очередь контролирующие органы смогут по своему усмотрению принимать решения о выборе той или иной меры наказания вне зависимости от вида совершенного нарушения.
Проверки, проводимые Центробанком, предлагается регламентировать не законом, а внутренними актами самого ЦБ. Отметим, что Центральный Банк и сам является объектом аудита. В связи с чем, саморегулятор задается вопросом: «Почему-то эти проверки выведены из сферы действия Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Также законопроект увеличивает периодичность плановых проверок, проводимых Федеральным казначейством в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям. Сейчас такие проверки проводятся не чаще одного раза в три года, предлагается - не чаще одного раза в год.
Члены Совета СРО «Содружество» отметили, что предлагаемые изменения идут в разрез с объявленной Премьер-министром Дмитрием Медведевым «регуляторной гильотиной» обязательных требований к бизнесу, а также анонсированным главой аппарата Правительства Константином Чуйченко очередным этапом реформы контрольно-надзорной деятельности.
Саморегуляторы задались резонным вопросом о том нужно ли саморегулирование аудиторской отрасли: «Если государство считает, что аудиторское сообщество не способно самостоятельно справиться даже с решением корпоративных вопросов, связанных с деятельностью СРО, то, может быть, правильное решение — это отмена обязательного саморегулирования и возврат к лицензированию в аудиторской отрасли?».
Возврат к лицензированию в аудиторской отрасли, по мнению СРО, позволит восстановить баланс прав, обязанностей и ответственности бизнеса и государства:
• последнее будет нести расходы, связанные с обеспечением функционирования института аудита в России и по своему усмотрению решать вопросы регулирования отрасли и контроля за деятельностью аудиторских организаций;
• аудиторские организации, не потеряв каких-либо прав по регулированию отрасли, снимут с себя финансовое бремя по обеспечению функционирования института аудита в России.
Напомним, что законопроект № 273179-7 был принят в первом чтении еще в декабре 2017 года, после чего началось обсуждение его положений с аудиторским сообществом. Далее рассмотрение поправок приостановилось.
«Нельзя также не отметить, что с момента принятия законопроекта в первой редакции прошло уже более года, а с момента внесения документа в Госдуму - и того больше. Все это время аудиторский рынок, и так давно находящийся в стадии деградации, продолжает находиться в состоянии неопределенности. Из отрасли даже не уходят, а убегают квалифицированные кадры, приток новых специалистов минимальный.
Все это приведет к тому, что в ближайшее время на рынке аудита останутся только представители западных компаний. В таком случае действительно одной СРО будет достаточно, а экономическая концентрация на рынке аудиторских услуг и монополизация рынка существенно увеличат риски недобросовестной конкуренции, а также повлияют на национальную экономическую безопасность России», - заключил саморегулятор.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru