1. Главная
  2. Статьи
  3. СРО «Содружество»: СРО аудиторов превращается в министерский «придаток»
Статьи

278

СРО «Содружество»: СРО аудиторов превращается в министерский «придаток»

 СРО «Содружество»:  СРО аудиторов превращается в министерский «придаток»Аудиторское СРО «Содружество» направило свой отзыв на законопроект № 273179-7, который вводит жесткий контроль со стороны Центрального Банка за деятельностью аудиторских компаний и меняет систему саморегулирования в отрасли. Саморегулятор назвал поправки не приемлемыми и призвал Председателя Госудумы Вячеслава Володина провести дополнительное обсуждение законопроекта на Экспертном Совете ГД.

«Единственное СРО аудиторов превращается в министерский «придаток», где «править бал» будет ответственный представитель Минфина. Полномочий по регулированию аудиторской деятельности отраслевому закону и Минфину стало мало: предлагается, чтобы закон «Об аудиторской деятельности» регулировал еще и гражданские правоотношения (видимо, Гражданский кодекс и закон «О саморегулируемых организациях» недостаточно и плохо справляются с этим), а Минфин получит право указывать членам СРО — как строить в созданном за их счет СРО корпоративные отношения», - говорится в отзыве СРО «Содружество».

Законопроект № 273179-7 устанавливают существование только одной аудиторской СРО. Ее отчетность будет подлежать обязательному аудиту, который будет проводить фирма, работающая с ОЗО (Общественно значимые организации). Действующие СРО должны будут подать новую заявку на присвоение статуса СРО, и одна из них получит отказ. Статус дадут той СРО, члены которой охватили более половины рынка аудиторских услуг в 2017 году.

Компенсационный фонд объединения, потерявшего статус СРО, будет храниться у нотариуса до тех пор, пока заветный статус не получит вторая СРО. Затем ей будет передан фонд и не менее 30% членских взносов, которые засчитают членам «новой» СРО в счет взносов за 2019 год. У членов экс-СРО будет 180 дней для ведения деятельности, пока они не вступят в другую СРО.

Как отметил саморегулятор, законопроект дает Минфину слишком обширные полномочия. Так, поправки устанавливают новые правила для постоянно действующего коллегиального органа управления СРО:

• как его избирать (количество претендентов, выдвигаемых для избрания; соотношение количества представителей аудиторских организаций в зависимости от их «статуса»), сроки его полномочий и компетенцию (части 2, 4, 6);
• как принимать решения (части 7, 8, 9).

В СРО «Содружество» обеспокоены, тем, что законопроект, разработанный Минфином, устанавливает требования и для Единоличного исполнительного органа управления СРО. В отзыве саморегулятора говорится: «Устанавливается - какой опыт работы должен иметь кандидат на данную должность, причем формулировка этого требования неопределенная, допускающая субъективное двусмысленное толкование…

Уполномоченному федеральному органу своим подзаконным актом предоставляется право устанавливать требования к деловой репутации претендента на эту должность,более того, СРО не вправе сама определить — соответствует ли кандидат требованиям, устанавливаемым законом и уполномоченным органом, она (СРО) должна согласовать это с Минфином, то есть получить согласие последнего на назначение единоличного исполнительного органа».

Также законопроект предоставляет Минфину право требовать у СРО заменить единоличный исполнительный орган в случае выявления при проверке СРО любого нарушения. В «Содружестве» полагают, что авторы поправок, проигнорировали основные положения Гражданского кодекса, регулирующие корпоративные отношения. Так, согласно статье 65.3 Гражданского кодекса, досрочное прекращение полномочий органов управления ассоциацией (СРО создаются в форме Ассоциаций или Союзов) относится к исключительной компетенции ее высшего органа управления, если уставом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов. Законодательство не предоставляет право каким-либо государственным органам вмешиваться в этот процесс и не допускает возможность установления такого вмешательства другими федеральными законами.

Еще одним нововведением является предоставление уполномоченному федеральному органу не свойственных ему полномочий:

• устанавливается — какой именно орган будет являться высшим органом управления СРО;
• устанавливается, что реорганизация и добровольная ликвидация СРО допускается только при наличии разрешения Минфина, причем порядок и сроки такого разрешения устанавливаются последним.

Саморегулятор полагает, что предложенные поправки свидетельствуют о желании государства вмешиваться в корпоративные отношения субъектов гражданского права. При этом никакой ответственности за такое вмешательство не предусматривается. В свою очередь, на субъектов аудиторской деятельности возлагается все большее финансовое бремя, связанное с содержанием СРО, создаваемой при Минфине. СРО за счет взносов своих членов должна создавать и содержать единую аттестационную комиссию, являться членом Международной федерации бухгалтеров, переводить и осуществлять экспертизу применимости международных стандартов аудита.

Особо в «Содружестве» подчеркнули значение контрольно- надзорного бремени в сфере аудита.

«Вместо существующего в настоящее времени двойного контроля в отношении аудиторских организаций, оказывающих услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке, вводится тройной контроль: со стороны СРО, со стороны Федерального казначейства, подведомственного Минфину, и со стороны Банка России. Помимо увеличения расходов на прохождение этого контроля (как временных, так и финансовых), это приведет еще и к риску двойной ответственности за одни и те же нарушения со стороны контролирующих органов», - говорится в отзыве «Содружества» на законопроект № 273179-7.

А ведь поправки также позволяют органам, контролирующим аудиторскую деятельность (Федеральному казначейству и Центральному Банку) по результатам контрольных мероприятий квалифицировать нарушения, допущенные аудиторскими организациями, как грубые. При этом законопроект не дает определение грубых нарушений. В свою очередь контролирующие органы смогут по своему усмотрению принимать решения о выборе той или иной меры наказания вне зависимости от вида совершенного нарушения.

Проверки, проводимые Центробанком, предлагается регламентировать не законом, а внутренними актами самого ЦБ. Отметим, что Центральный Банк и сам является объектом аудита. В связи с чем, саморегулятор задается вопросом: «Почему-то эти проверки выведены из сферы действия Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Также законопроект увеличивает периодичность плановых проверок, проводимых Федеральным казначейством в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям. Сейчас такие проверки проводятся не чаще одного раза в три года, предлагается - не чаще одного раза в год.

Члены Совета СРО «Содружество» отметили, что предлагаемые изменения идут в разрез с объявленной Премьер-министром Дмитрием Медведевым «регуляторной гильотиной» обязательных требований к бизнесу, а также анонсированным главой аппарата Правительства Константином Чуйченко очередным этапом реформы контрольно-надзорной деятельности.

Саморегуляторы задались резонным вопросом о том нужно ли саморегулирование аудиторской отрасли: «Если государство считает, что аудиторское сообщество не способно самостоятельно справиться даже с решением корпоративных вопросов, связанных с деятельностью СРО, то, может быть, правильное решение — это отмена обязательного саморегулирования и возврат к лицензированию в аудиторской отрасли?».

Возврат к лицензированию в аудиторской отрасли, по мнению СРО, позволит восстановить баланс прав, обязанностей и ответственности бизнеса и государства:

• последнее будет нести расходы, связанные с обеспечением функционирования института аудита в России и по своему усмотрению решать вопросы регулирования отрасли и контроля за деятельностью аудиторских организаций;
• аудиторские организации, не потеряв каких-либо прав по регулированию отрасли, снимут с себя финансовое бремя по обеспечению функционирования института аудита в России.

Напомним, что законопроект № 273179-7 был принят в первом чтении еще в декабре 2017 года, после чего началось обсуждение его положений с аудиторским сообществом. Далее рассмотрение поправок приостановилось.

«Нельзя также не отметить, что с момента принятия законопроекта в первой редакции прошло уже более года, а с момента внесения документа в Госдуму - и того больше. Все это время аудиторский рынок, и так давно находящийся в стадии деградации, продолжает находиться в состоянии неопределенности. Из отрасли даже не уходят, а убегают квалифицированные кадры, приток новых специалистов минимальный.

Все это приведет к тому, что в ближайшее время на рынке аудита останутся только представители западных компаний. В таком случае действительно одной СРО будет достаточно, а экономическая концентрация на рынке аудиторских услуг и монополизация рынка существенно увеличат риски недобросовестной конкуренции, а также повлияют на национальную экономическую безопасность России», - заключил саморегулятор.

Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вопрос:

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») строительной организации, если имеющееся у нее свидетельство саморегулируемой организации приостановлено по причине имеющейся задолженности по основным взносам СРО?

Ответ:

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 г. деятельность считается осуществляемой без лицензии (разрешения) и в тех случаях, когда действие лицензии (разрешения) приостановлено. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, наряду с приостановлением допуска необходимо также одно из следующих условий:

- преступник извлек доход в размере 1 000 000 руб. или выше;
- преступник причинил ущерб в размере 1 000 000 руб. или выше.

Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, когда для этого имеются достаточные основания.

Вернуть старый дизайн