1. Главная
  2. Статьи
  3. Стратегическая задача государственной политики – приоритетное развитие саморегулируемых организаций
Статьи

241

Стратегическая задача государственной политики – приоритетное развитие саморегулируемых организаций

 Стратегическая задача государственной политики –  приоритетное развитие саморегулируемых организацийНеолиберальный подход к регулированию рыночной экономики рассматривает свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса, достижения социальной справедливости. В основе гражданского законодательства Российской Федерации - признание свободы договора, осуществление физическими и юридическими лицами гражданских прав своей волей и в своих интересах.

При этом важной составляющей является добросовестное исполнение гражданских обязанностей участниками гражданских правоотношений, недопустимость извлечения преимущества и недобросовестное поведение. Однако идеология неолиберализма в области права и экономики стала доминирующим фактором в регулировании экономики и предпринимательской деятельности, привела к существенным сдвигам в системе нравственных ценностей, унаследованных от социалистической идеологии, основанной на стремлении к социальной справедливости, защите потребителя, человека.

На смену экономической модели, построенной на основе неолиберального подхода к рыночной экономике, должна прийти экономическая модель, в основе которой лежат правовые принципы, позволяющие создать саморегулируемую инновационную экономику, обеспечивающую прогресс и социальную справедливость.

На повышение ответственности за исполнение гражданских правоотношений, недопустимость недобросовестного поведения, применение инновационных методов регулирования правоотношений, снижение административного вмешательства со стороны органов власти на различных уровнях управления за деятельностью хозяйствующих субъектов были направлены Указы Президента Российской Федерации, определившие важной составляющей государственной политики приоритетное развитие саморегулируемых организаций в экономике, стимулирование добросовестных практик, инновационной активности хозяйствующих субъектов.

Указы были направлены на создание благоприятных условий для реализации субъектами предпринимательства своих прав и интересов, снижение административных барьеров, развитие саморегулирования как правового механизма регулирования рыночной экономики. Однако не все положительно отнеслись к ограничению вмешательства государства, органов власти в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, к новым методам регулирования, несмотря на то что, согласно Конституции Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации обязательны к исполнению.

Решение органами власти задачи по приоритетному развитию саморегулируемых организаций в экономике должно было способствовать разработке саморегулируемыми организациями, субъектами экономических отношений стандартов, правил, требований к предпринимательской (экономической), профессиональной деятельности, защите потребителя, человека, добросовестных производителей, установлению нравственных принципов в экономике, осуществлению контроля со стороны саморегулируемых организаций, т.е. субъектов права – участников саморегулируемых организаций.

Приоритетное развитие саморегулируемых организаций должно было способствовать устойчивому развитию организаций, экономики, улучшению качества продукции, снижению бюджетной нагрузки на регулирование рыночной экономики, повышению ответственной организации деятельности.

Стандарты, правила, требования к предпринимательской, профессиональной деятельности жизненно важны для формирования нравственной системы ценностей, индивидуального, коллективного сознания, культурных традиций, мировоззренческих принципов, организации устойчивого развития экономики. Однако поставленная Указом Президента Российской Федерации задача по приоритетному развитию саморегулируемых организаций в экономике оказалась не решена к 2022 г.

Большая доля субъектов экономических отношений оказалась вне института саморегулирования, стандартов, правил предпринимательской деятельности, контроля со стороны саморегулируемых организаций. Потребитель оказался недостаточно защищен, качество производимой продукции может по-прежнему не соответствовать надлежащим стандартам. В стране не создан правовой, экономический, информационный, политический механизм приоритетного развития саморегулируемых организаций

Причины, по которым не было обеспечено приоритетное развитие саморегулируемых организаций, кроются как в уровне правовой, экономической подготовленности высшего и среднего звена управленцев, так и в несовершенстве норм права, регламентирующих деятельность субъектов экономических отношений, участников института саморегулирования, формирующих систему ценностей организаций, человека, информационной политики органов власти.

Нормы права, несмотря на принимаемые в стратегических документах решения о необходимости стимулирования организации деятельности саморегулируемых организаций, как оказалось, на практике ограничивают развитие института саморегулирования, формируют систему ценностей, ограничивающих развитие экономики.

Так, например, правовая реформа саморегулирования в строительной отрасли 2015 г. (проходившая при министре строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации М. Мене) не только увеличила обременительную финансовую нагрузку на предпринимателей, что не допускает Федеральный закон «О противодействии коррупции», но и ограничила права субъектов экономических отношений.

Государственным регулятором не было учтено, что строительная отрасль - комплексная отрасль национальной экономики. Введенные нормы права ограничили деятельность отраслевых строительных саморегулируемых организаций (в атомной промышленности, энергетике, связи и информатизации, транспорте и других отраслях) границами субъекта Российской Федерации. Данные ошибочные решения были, в том числе, пролоббированы региональными саморегулируемыми организациями–монополистами в нарушение Федеральных законов «О защите конкуренции» и «О саморегулируемых организациях».

Организации, осуществляющие строительство, создание объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры правовой реформой 2015 г., подготовленной Минстроем России, были лишены прав, принадлежащих им в соответствии с основными началами гражданского законодательства.

В отраслевые саморегулируемые организации, зарегистрированные, например, в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ введенными нормами права запретило вступать индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, зарегистрированным в ином субъекте.

И, несмотря на то что после правовой реформы Минстроя России прошло 7 лет, до 2022 г. нормы, противоречащие Конституции Российской Федерации, продолжают деформировать правовую систему. Установленные нормы права нарушили право субъектов экономических отношений на объединение по отраслевому принципу, единство экономического пространства, свободу экономической деятельности, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Во многих регионах СРО-монополисты, по сути, возродили крепостное право для региональных строительных компаний, которые лишены права по своему выбору стать членом саморегулируемой организации в другом субъекте Российской Федерации.

В результате, как пример, в ходе контрольных закупок и технических испытаний образцов электротехнических изделий, используемых специализированными подрядчиками при строительстве, создании объектов инженерной инфраструктуры связи, было установлено, что больше половины кабельных изделий не соответствуют требованиям ГОСТ, являются небезопасными для конечного потребителя. Реализация данной продукции создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, а отраслевых саморегулируемых организаций, которые могли бы контролировать деятельность субъектов экономических отношений, на всей территории Российской Федерации нет. Строительство – одно из направлений градостроительной деятельности. Это создание не только объектов гражданского строительства, это создание объектов инженерной инфраструктуры, материально-технической основы отраслей национальной экономики.

Другой пример – пищевая промышленность. Стремление производителей продуктов питания к систематическому получению прибыли приводит к нарушению технологии, замене натуральных ингредиентов на искусственные, что отрицательно влияет на здоровье человека, продолжительность жизни в Российской Федерации. При этом в отрасли отсутствуют саморегулируемые организации, которые могли бы, с одной стороны, упорядочить стандарты и правила в указанной сфере, а с другой – создать систему обеспечения имущественной ответственности производителей–членов СРО и тем самым соблюсти баланс интересов производителей и потребителей.

Рыночная экономика в ее абсолютном понимании по своей природе не способна в полной мере обеспечивать социальные гарантии, занятость населения, качество жизни человека, образование. Она порождает коррупцию, нарушает принцип добросовестной конкуренции, усиливает социальное расслоение, стимулирует асоциальное поведение. Приоритетное развитие саморегулируемых организаций в экономике могло бы изменить сложившуюся ситуацию. Обеспечение приоритетного развития СРО повысит уровень доверия к органам власти.

Причин недостижения приоритетного развития саморегулируемых организаций в экономике несколько:

Ø ответственные за нормативно-правовое регулирование министерства и ведомства формируют нормы права без учета положений Конституции Российской Федерации, государственной политики и не несут ни моральной, ни правовой ответственности за разрабатываемые нормы права и их последующую реализацию;

Ø введенные нормы права не имеют концептуальной основы - обеспечение приоритетного развития саморегулируемых организаций;

Ø научное, экспертное, профессиональное сообщество не разрабатывает, не предлагает концептуальные подходы для обеспечения приоритетного развития саморегулируемых организаций в экономике. Исключение составляет Доктрина приоритетного развития саморегулируемых организаций в градостроительной сфере, которая была впервые разработана и предложена Федерацией содействия саморегулированию, безопасности и качеству работ в 2021 г. в целях совершенствования действующего законодательства.

Установленные нормы права противоречат принятой государственной политике, стратегическим задачам, ставят под сомнение профессиональную компетентность специалистов в области экономики и права, осуществляющих подготовку и принятие законодательных документов.

В обществе, государстве не создан правовой механизм, позволяющий вносить изменения в неэффективные нормы. Министры меняются, неэффективные нормы продолжают сдерживать развитие экономики. Невыполнение задач, поставленных Указом Президента Российской Федерации, - сознательное правонарушение.

Должностные лица несут ответственность за невыполнение задач, поставленных Указом Президента Российской Федерации. Если при этом органы власти не инициируют отстранение должностного лица за невыполнение задач, поставленных Указом Президента Российской Федерации, то таким правом должны воспользоваться общественные организации, саморегулируемые организации.

Профильные организации, обладающие правом осуществления общественного контроля по направлению деятельности, должны иметь возможность выразить недоверие должностному лицу, инициировать отстранение его от занимаемой должности в случае нарушения им должностных обязанностей, невыполнения задач, поставленных указами Президента Российской Федерации.

Важно отметить, что решение стратегической задачи государственной политики - обеспечение приоритетного развития саморегулируемых организаций - непосредственно связано с формированием в Российской Федерации профессионального, экспертного сообщества, ответственного за разрабатываемые правила, стандарты, требования, в том числе подготовку законодательных изменений, предлагаемых решений, осуществление контроля за деятельностью субъектов права.

Комплексный анализ факторов, ограничивающих развитие саморегулируемых организаций в Российской Федерации, также показывает, что существенное влияние на этот процесс оказывают нормы права, регулирующие отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Основа, квинтэссенция такого регулирования обеспечивается ст. 2 и ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

В ст. 2 ГК РФ закреплено положение, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, исходя из того, что предпринимательская деятельность является самостоятельной деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли.

Ст. 50 ГК РФ закреплено, что юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели (некоммерческие организации).

Нормы права - составная часть информационной сферы оказывают определяющее влияние на формирование коллективного и индивидуального сознания, поведение, действия членов общества. Рассмотрение прибыли в качестве главного результата предпринимательской деятельности, придание одному из финансовых показателей сверхценное значение и фетишизация финансовых показателей – все это привело к формированию особого статуса таких понятий, как «получение прибыли», «обогащение», «потребление» в сравнении с традиционными ценностями, к деформированию нравственных ценностей.

Прибыль можно получать разными способами, в том числе за счет нарушения стандартов, правил, требований, законов, за счет поставки потребителям, заказчикам некачественной продукции, за счет невыполнения обязательств перед подрядчиком, заказчиком, за счет осуществления недобросовестной деятельности, нарушения экономических, социальных норм. Есть определенные категории должностных лиц, которых такие условия устраивают. Создалась экономическая ситуация, когда выгоднее нарушать обязательства, закон, чем производить продукцию надлежащего качества, выполнять взятые обязательства.

Закрепление систематического получения прибыли в качестве основной цели организации предпринимательской, экономической деятельности вступает в противоречие с основными началами гражданского законодательства. В соответствии со ст. 1 ГК РФ, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей, в своем интересе, но они не должны противоречить законодательству, условиям договора, беспрепятственному осуществлению гражданских прав других лиц, исполнению гражданских обязанностей, добросовестной деятельности.

Никто не в праве извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Никто не в праве своими действиями нарушать нравственность, здоровье, безопасность человека, общества, государства. Нормы гражданского законодательства не допускают осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, недобросовестное осуществление гражданских прав (ст. 10 ГК РФ), предписывают исполнять обязательства, действовать добросовестно, учитывать права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства (ст. 307 ГК РФ).

Но пока не признано, что добросовестная деятельность является основой предпринимательской деятельности. Рассмотрение систематического получения прибыли в качестве основной цели экономической деятельности ставит достижение финансового результата над обязательствами добросовестной организации деятельности, продолжает деформировать ценности, индивидуальное, коллективное сознание, снижает эффективность национальной социальной и экономической политики.

Закрепление в ст. 2 ГК РФ положения, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, исходя из того, что предпринимательская деятельность является самостоятельной добросовестной деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей потребителя, общества, государства, не исключает финансовых показателей из системы индикаторов организации предпринимательской деятельности. Но решают главную задачу в формировании нравственной системы ценностей предприниматели руководители высшего и среднего звена, общество, граждане.

В решении этой задачи саморегулируемые организации, члены саморегулируемых организаций становятся проактивным элементом общества. Они должны разрабатывать не просто правила, стандарты, требования к организациям, а стандарты и правила добросовестной деятельности. Разработка стандартов, правил добросовестной предпринимательской деятельности приобретает исключительное значение для повышения эффективности национальной экономики, защиты потребителя, реализации основных начал гражданского законодательства.

На основании вышеизложенного действующий Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» подлежит серьезной трансформации. Под саморегулированием важно понимать самостоятельную, инициативную, независимую деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой является разработка и установление стандартов, правил, требований добросовестной деятельности, а также установление контроля за их соблюдением.

Предметом саморегулирования важно рассматривать, исходя из содержания основных начал гражданского законодательства Российской Федерации, организацию добросовестной предпринимательской деятельности или профессиональной деятельности на основе разработки стандартов, правил, требований, осуществления их контроля, объединения физических, юридических лиц, разделяющих эти стандарты, правила, требования.

Изменение предмета саморегулирования, критериев, регулирующих отношения, возникающие в связи с приобретением, прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельность саморегулируемых организаций, системы санкций, стимулирования окажут важное воздействие на субъекты права для обеспечения приоритетного развития саморегулируемых организаций.

Саморегулируемыми организациями должны признаваться ассоциации (союзы), разрабатывающие и устанавливающие правила, стандарты, требования для организации добросовестной деятельности, осуществляющие контроль за их исполнением, обеспечивающие дополнительную имущественную ответственность своих членов, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли или рынка производимой продукции (товаров, работ, услуг), либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Саморегулируемые организации должны самостоятельно , независимо от органов власти, определять форму дополнительной имущественной ответственности. Включение (исключение) ассоциаций (союзов) из государственного реестра не должно быть связано с количеством членов саморегулируемых организаций. В настоящее время действует правило, обуславливающее приоритет количественных показателей (число членов СРО, размеры компенсационных фондов и пр.) над качественными.

Установлен критерий, несовместимый с обеспечением эффективной деятельностью саморегулируемых организаций: правило, что саморегулируемая организация признается не соответствующей требованиям, если количество ее членов меньше установленного норматива. Но это правило дестимулирует организацию эффективной деятельности. Уменьшение количества членов СРО из-за несоответствия субъекта экономических отношений требованиям, правилам, стандартам не должно приводить к исключению СРО из государственного реестра.

Должностные лица, органы власти должны нести ответственность за формирование норм права, регулирующих отношения субъектов экономических отношений, их несоответствие положениям Конституции Российской Федерации. Решение вышеизложенных актуальных задач – в обеспечении приоритетного развития саморегулируемых организаций в экономике.

Выводы

1. На смену экономической модели, построенной на основе неолиберального подхода к регулированию рыночной экономики должна прийти экономическая модель, в основе которой лежат правовые принципы, позволяющие создать саморегулируемую инновационную экономику, обеспечивающую прогресс и социальную справедливость.

2. Стратегическая задача обеспечения приоритетного развития системы саморегулируемых организаций в экономике, поставленная Указом Президента РФ, не решена к 2022 г. Большая доля субъектов экономических отношений осуществляет деятельность вне института саморегулирования, ослаблена защита потребителя. Нерешение стратегической задачи снижает эффективность экономики, возможности ее устойчивого развития, повышения конкурентоспособности, защиту потребителя, общества, государства, деформирует нравственную систему ценностей.

3. Основные причины, не позволившие решить стратегическую задачу, поставленную в 2003 г. в Российской Федерации: отсутствие концептуальной основы приоритетного развития саморегулируемых организаций; формирование норм права, регулирующих отношения субъектов экономических отношений, участников института саморегулирования без учета положений Конституции Российской Федерации; отсутствие ответственности за создание эффективного гражданско-правового регулирования между лицами; закрепление прибыли в качестве основной цели предпринимательской деятельности.

4. Приоритетное развитие саморегулируемых организаций в экономике должно способствовать реализации основных начал гражданско-правового регулирования, обеспечению добросовестной деятельности. Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения. Предпринимательская, экономическая деятельность должна обеспечивать национальную безопасность, законные интересы других лиц, создание дополнительных возможностей в регулировании экономических отношений, реализацию Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, принципиально нового вектора развития национальной экономики.

5. Приоритетное развитие системы саморегулируемых организаций в экономике может быть обеспечено путем изменения норм права, регламентирующих отношения между лицами, осуществляющими экономическую, предпринимательскую деятельность, поддержкой индивидуальных предпринимателей, юридических лиц - участников института саморегулирования, структурой решаемых саморегулируемыми организациями задач, системой санкций и стимулирования деятельности саморегулируемых организаций на всех уровнях управления, запрещением установления законодательных норм, ограничивающих права субъектов экономических отношений участников института саморегулирования.

6. В интересах устойчивого развития экономики и экономических отношений назрела необходимость внесения в Гражданский кодекс Российской Федерации принципиальных изменений системного характера с целью обеспечения добросовестного и надлежащего осуществления гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей, укрепления нравственных начал гражданского правового регулирования. В ст. 2 ГК РФ важно закрепить, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, исходя из того, что предпринимательская деятельность является самостоятельной, добросовестной деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей, прежде всего, потребителя, затем – предпринимателя, а также общества, государства.

7. Решение стратегической задачи – приоритетного развития саморегулируемых организаций – может быть обеспечено внесением системных изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях». Необходимые изменения:

  • Предмет саморегулирования. Предметом саморегулирования является добросовестная предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации. Саморегулируемые организации разрабатывают и утверждают правила добросовестной предпринимательской или профессиональной деятельности.
  • Критерии, регулирующие отношения, возникающие в связи с приобретением, прекращением статуса саморегулируемых организаций
  • Уменьшение количества членов саморегулируемой организации из-за несоответствия субъекта экономических отношений требованиям, правилам, стандартам не должно приводить к исключению саморегулируемой организации из государственного реестра, если при таком уменьшении не страдают иные функции, выполняемые данной саморегулируемой организации.

8. Необходима консолидированная поддержка политиков, членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, органов исполнительной власти, экспертного, профессионального сообщества для внесения изменений в действующее законодательство.

Необходима политическая воля в части признания управленческих ошибок и недостатков правового регулирования с переходом к незамедлительному устранению выявленных дефектов.

9. Обсуждение данных актуальных вопросов важно для реализации Указов Президента Российской Федерации, направленных на обеспечение приоритетного развития саморегулируемых организаций, стимулирование добросовестных практик, развитие добросовестной конкуренции, поддержку добросовестной деятельности субъектов экономических отношений, повышение эффективности национальной безопасности.



Юрий Мхитарян
Председатель Совета МОО «Федерация содействия саморегулированию, безопасности и качеству работ», д.э.н., Заслуженный работник связи и информации Российской Федерации Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вернуть старый дизайн