Типовые ошибки в Положении о КФ ОДО (часть 2)
В рамках тематического семинара НОСТРОЙ Директор Правовогодепартамента объединения Виктория Панарина рассказала о типовых ошибках,которые встречаются в Положении о компфонде обеспечения договорных обязательств.Представленные нарушения касаются займов членам СРО и являются основанием дляотказа во внесении сведений в госреестр.
Ранее мы рассказалио первых десяти типичных ошибках, которые представила в рамках своего доклада ВикторияПанарина. В настоящей публикации описаны оставшиеся нарушения, встречающиеся вПоложении о компфонде ОДО.
Типовые ошибки (часть2)
В НОСТРОЙ отметили, что в Положении о компфонде ОДОсаморегуляторы не указывают какой именно орган управления и в какой срок:
- принимает решения о расторжении в одностороннемпорядке договора займа и (или) о досрочном возврате займа и процентов;
- направляет уведомление в кредитную организацию итребование заемщику о досрочном возврате суммы займа и процентов;
- обращается в кредитную организацию потрехстороннему соглашению с требованием о списании суммы займа и процентов наспециальный счет СРО;
- в случае непоступления средств принимает решениео взыскании таких средств на предмет обеспечения исполнения обязательств подоговору займа.
В этой связиНацобъединение призывает СРО указывать компетенцию коллегиального органарасторгать в одностороннем порядке договор займа и требовать досрочноговозврата займа и процентов в течение определенного количества рабочих дней смомента обнаружения нарушений.
«Также необходимоуказывать, что в случае непоступления, поступления средств предоставленногозайма и процентов за пользование займом на специальный банковский счетсаморегулируемой организации не в полном объеме в течение ___ рабочих дней содня вручения требования о списании соответствующим кредитным организациям ПДКОУпринимает решение об обращении взыскания таких средств на предмет обеспеченияисполнения обязательств по договору предоставления займа. Направлятьуведомление в кредитную организацию и требование заемщику о досрочном возвратесуммы займа может исполнительный орган СРО в течение ___ рабочих дней с моментапринятия соответствующего решения ПДКОУ. Обращаться в кредитную организацию потрехстороннему соглашению с требованием о списании суммы займа и процентов наспециальный счет СРО может также исполнительный орган СРО в случае невыполнениязаемщиком в установленный срок требования о досрочном возврате суммы займа ипроцентов», - говорится в презентации докладчика.
Следующее нарушение связано с тем, что СРО неверноустанавливают % по займам (не более ½ ключевой ставки ЦБ РФ) либо порядок егоопределения. В НОСТРОЙ заявили, чтосаморегуляторам следует четко установить % по займам либо коллегиальный органможет устанавливать конкретный % по займам, но не более ½ ключевой ставкиЦентробанка. Например:
1. Размер процентовза пользование займом составляет не более 1/2 ключевой ставки Центральногобанка Российской Федерации, действующей на день выдачи (предоставления) займа.
2. Размер процентовза пользование займом определяется ПДКОУ СРО, но не может превышать 1/2ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на деньвыдачи (предоставления) займа.
3. Размер процентовза пользование займом составляет 0,1 процента годовых, но не может превышать1/2 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей надень выдачи (предоставления) займа.
Также в Положении о компфонде ОДО не всегда предусмотрено,что возврат займа и процентов осуществляется на специальный банковский счет СРО,на котором размещен компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. В НОСТРОЙ подчеркнули, что соответствующая формулировкадолжна быть предусмотрена в Положении о компфонде ОДО.
«Типичной ошибкой является указание на то, что при контролеза исполнением требований статьи 55.4, и (или) статьи 55.16, и (или) статьи55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации суммы выданных займовза счет средств компенсационного фонда саморегулируемой организации учитываютсяпри определении размера компенсационного фонда саморегулируемой организации.При признании выданного займа безнадежным долгом (нереальным ко взысканию) всоответствии со статьей 266 Налогового кодекса Российской Федерации снижениеразмера компенсационного фонда саморегулируемой организации осуществляется впорядке, установленном частями 6, 9 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РоссийскойФедерации», - пояснили в НОСТРОЙ,призвав исключать указанные формулировки.
Кроме того, при использовании Типового положения МинстрояРоссии саморегуляторам следует обратить внимание на пункт 23, согласнокоторому, если СРО выявит несоответствие расходов, производимых ее членом, целямполучения займа, «при нарушении им обязанностей, предусмотренных пунктом 21настоящего раздела, а также в иных случаях, предусмотренных договором займа,постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемойорганизации не позднее 3 рабочих дней со дня выявления указанногонесоответствия, принимает решение о расторжении в одностороннем порядкедоговора займа».
При этом в пункте 21 указано на обязательство заемщика вслучае открытия нового банковского счета в кредитной организации в течение 3рабочих дней со дня его открытия направить в СРО соглашение, указанное вподпункте "к" пункта 8 настоящего раздела. Однако в пункте 20указанного положения также предусматривается обязанность заемщика предоставлятьв СРО для контроля документы ежемесячно и по запросу СРО в 5-дневнй срок.Именно этими документами подтверждается целевой характер расходования средствзайма.
«В случаеиспользования Типового положения Минстроя России рекомендуется указывать так: «В случае выявления саморегулируемой организацией несоответствия производимыхчленом саморегулируемой организации расходов целям получения займа, принарушении им обязанностей, предусмотренных пунктами 20 и 21 настоящего раздела,а также в иных случаях, предусмотренных договором займа, постоянно действующийколлегиальный орган управления саморегулируемой организации не позднее 3рабочих дней со дня выявления указанного несоответствия, принимает решение орасторжении в одностороннем порядке договора займа», - отметили в НОСТРОЙ.
Кроме того, в Нацобъединении заявили о недопустимостиуказания в Положении о КФ ОДО дополнительных оснований для отказа впредоставлении займа. Это также является типичной ошибкой.
«В случае установления дополнительных оснований для отказа впредоставлении займа Ростехнадзор откажет в регистрации Положения о КФ ОДО. Если есть необходимость в установлениидополнительных оснований для отказа целесообразно указывать дополнительныетребования к заемщику и через несоответствие этим требованиям можно выноситьрешение для отказа в предоставлении займа», - рассуждают в НОСТРОЙ.
Следующая ошибка связана с тем, что СРО, используяМетодические рекомендации экспертного совета НОСТРОЙ, размещенные 17июля, указывают на хранение документов о предоставлении займа в делахчленов в течение 5 лет.
«Необходимо исключатьуказание на хранение в течение 5 лет (дела хранятся бессрочно). Например:Саморегулируемая организация хранит заявки на получение займа с приложениемдокументов, решения о предоставлении суммы займа, копии договоров займа,договоров об обеспечении исполнения обязательств заемщика по договору займа, атакже иные документы, полученные в результате осуществления контроля заиспользованием средств займа, в деле члена саморегулируемой организации втечение 5-ти лет», - поясняет докладчик.
Очередная ошибка касается того, что СРО необоснованноустанавливают чрезмерные сроки рассмотрения заявлений о выдаче займов. ВНОСТРОЙ подчеркнули, что Типовое положение Минстроя России рекомендует уделять не более 10 рабочих дней на данную задачу. Этойже рекомендации придерживается Ростехнадзор.
Некоторые СРО, используя Методические рекомендации Экспертногосовета НОСТРОЙ, размещенные 17 июля, копируют пояснения совета, содержащиеся вссылках в разделе 2 Приложения № 2 к Методическим рекомендациям (например, чтоможет обратиться любой член вне зависимости от договора подряда и даты ихзаключения и т.д.). В Нацобъединенииотметили, что необходимо исключить пояснения, содержащиеся в сноскахЭкспертного совета.
Заключительной типовой ошибкой, представленной в рамкахсеминара для столичных СРО, является то, что в Положении о компфонде некоторыеСРО предусматривают оплату банковской комиссии за счет заемных средств.
«Постановлением Правительства РФ № 938 и ГрК РФ непредусмотрена возможность оплаты за счет средств КФ ОДО комиссий кредитнойорганизации, связанных с предоставлением займа. Указанные расходы оплачиваютсяза счет собственных средств СРО или можно отнести их на счет заемщика(предусмотреть в Положении о КФ ОДО или в договоре займа)», - резюмируетдокладчик.«Постановлением Правительства РФ № 938 и ГрК РФ непредусмотрена возможность оплаты за счет средств КФ ОДО комиссий кредитнойорганизации, связанных с предоставлением займа. Указанные расходы оплачиваютсяза счет собственных средств СРО или можно отнести их на счет заемщика(предусмотреть в Положении о КФ ОДО или в договоре займа)», - резюмируетдокладчик.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru