В. Мозолевский: Саморегулирование в областях экономической деятельности России. История, ошибки и задачи
Саморегулирование присуще всей природе, от вселенной до жизни мельчайших паразитов и вирусов и до частиц микромира. Все в природе саморегулируется. Иначе она не может существовать. При этом в природе все саморегулируется в определенных территориальных (пространственных) рамках и, конечно, в соответствии вездесущим законам природы. Саморегулирование в природе имеет весьма жесткие, долговременные и устойчивые количественные и качественные характеристики, которые без пространственных рамок и рамок законов природы бессмысленны и не могут организоваться и развиваться.
Также организуются и саморегулируются семьи людей, племена аборигенов, стада слонов, стада буйволов, семьи львов, стаи волков, муравейники, птичьи базары в полярных краях, стада диких оленей, стаи диких собак в городах. Все они саморегулируются в рамках законов природы.
Саморегулирование – важнейший и практически единственный способ выживания и развития всех структур. Все имеют свою территорию, помечают её и ревностно охраняют. Они не допускают, чтобы кто-то чужой подобный охотился бы или развивался бы на их территории. Только при учете этого между стаями, стадами, семьями может быть мир, жизнь и развитие. Природа это поддерживает своими устоями.
Человечество при своем развитии также выстраивало и выстраивает отношения между всеми участниками, особенно между предпринимателями или профессионалами и потребителями их товаров, работ и услуг. Начиная от ремесленников при цеховой разработке стандартов и правил их деятельности при производстве товаров, выполнении работ и услуг и с целью не допуска на конкретную территорию их деятельности бракоделов и неквалифицированных исполнителей, а также недобросовестных поставщиков контрафактных товаров.
Основная цель разработки стандартов деятельности и стандартов товаров (изделий) объединенными в цеха (в саморегулируемые организации) ремесленниками – недопущение на своей территории подделок под свои товары, которые пользуются спросом и признанием, то есть для способствования допуска к выполнению работ только квалифицированных и опытных исполнителей.
Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности в мире является гарантом обеспечения потребителей качественным и безопасным товаром, работами и услугами, повышения конкурентоспособности производителей и исполнителей, членов СРО. Для этого, саморегулируемые организации во все мире являются ФИЛЬТРАМИ (ЗАСЛОНОМ) для недопущения на рынок товаров, работ и услуг не квалифицированных и случайных исполнителей.
Другими словами – основная задача саморегулируемых организаций участников предпринимательской или профессиональной деятельности – ЗАЩИТА ЧЛЕНОВ ЭТОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ НЕДОПУЩЕНИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ. Для этого они разрабатывают правила и стандарты деятельности и самих товаров, контролируют строгое исполнение этих правил и стандартов. Для обеспечения устойчивости рынков сбыта своих товаров (услуг) цеха (саморегулируемые организации) изучали потребности потребителей, их пожелания и настроения и своевременно реагировали на изменения в спросе. Такое же положение вещей сохранилось и до сих пор. В результате, саморегулируемые организации защищают не только своих членов, но и потребителей их качественных товаров и услуг.
При этом, через развитие саморегулирования в областях экономики, организуется сильное гражданское общество, которое самостоятельно регулирует отношения между всеми участниками без вмешательства органов власти в рамках существующих законов и обычаев делового оборота.
В 2012 году В.В. Путин в программной статье «Демократия и качество государства» определил саморегулирование, как столп крепкого гражданского общества. Поэтому, в настоящее время главным смыслом и главной миссией становления и развития саморегулирования в областях экономики Российской Федерации является построение крепкого гражданского общества.
Кроме того, Президент России В.В. Путин в своем Указе от 23 июля 2003 года № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах», определил развитие системы саморегулируемых организаций в областях экономики, как приоритетное направление административной реформы в России.
Опираясь на эти ключевые определения Президента России В.В. Путина, необходимо выстраивать Концепцию развития саморегулирования в России и формировать положения обновленного Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», в котором должны быть четко определены пути и способы построения и развития СИСТЕМЫ саморегулируемых организаций в различных областях экономики, которые апробированы во всем мире. Четкое и добросовестное исполнение выстроенных на этих основах Федеральных и субъектных законов и других необходимых НПА, регулирующих построение и развитие саморегулируемых организаций в разных областях экономики приведет к построению крепкого гражданского общества в Российской Федерации.
Если эти исходные ориентиры, определенные историей и Президентом страны не будут основополагающими в обновленном Федеральном законе Российской Федерации «О саморегулируемых организациях», тогда авторы предложенного законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» или не слышат Президента России, не понимают того, что необходимо делать для исправления критической ситуации с построением саморегулирования в областях экономики России, или игнорируют указания Президента России и положения его предвыборной программы 2012 года.
Возможно, до настоящего времени, они находятся под большим давлением лоббистов поддержки выстроенной межрегиональной, коммерческой (криминальной) системы офшорных КВАЗИ–СРО в областях экономики, когда деятельность большинства СРО находится или под контролем заинтересованных частных лиц, или когда есть возможность отдавать коммерческие СРО, например, строителей, «на прокорм отдельным лицам» – семейные, частные коммерческие СРО или коммерческие (криминальные) СРО с назначенными руководителями. Это наше мнение.
Мы убеждены, что пришло время перезагрузки, деофшоризации межрегионального КВАЗИ-саморегулирования.
Пришло время изменить СИСТЕМУ, вернее, начинать ВЫСТРАИВАТЬ РАБОТАЮЩИЕ СИСТЕМЫ саморегулируемых организаций в отдельных отраслях экономики России, что должно привести к построению крепкого гражданского общества в России.
При этом добровольное (реальное) саморегулирование всегда развивается только по естественному, территориальному признаку и в рамках существующих законов.
Я понимаю, идея построения саморегулируемых организаций в строительстве в России по территориальному признаку встречает такое неприятие.
По всей видимости, в России настолько глубоки корни коммерциализации государственного лицензирования в строительстве, для обслуживания которого и родились в Москве и Санкт-Петербурге юридические (посреднические) компании.
Многие из них в 2009 году быстро перелицевались в межрегиональные коммерческие КВАЗИ-СРО на базе уже имеющейся у них клиентской базы организаций, которых они обслуживали при лицензировании строительной деятельности в России.
Помните, что в то время лицензирование задумывалось, как региональное, потому что в каждом субъекте Федерации были созданы филиалы Федерального лицензионного центра, которые работали совместно с исполнительными органами власти и с ГИСН субъектов Федерации по приемке заявок, документов и проводили серьезные проверки заявителей на соответствие.
На каком–то этапе ФЛЦ Госстроя, незаконно введя пресловутые виды строительных работ, начал активно пользоваться услугами посредников в Москве, Санкт-Петербурге и в некоторых других городах центра России, которые не были обременены обязанностью сотрудничать с региональными исполнительными органами строительной отрасли и которые получили право вербовать новых соискателей со всех уголков России. Так была рождена «раковая опухоль» лицензирования, а теперь и КВАЗИ-саморегулирования. Эти посредники ФЛЦ, по нашему мнению, стали межрегиональными центрами фактической подготовки фальсифицированных документов соответствия, продажи «мертвых душ» вместо специалистов, фактически незаконной продажи лицензий на право ведения деятельности по строительству объектов, на изыскания и проектирование. Тогда же они стали продавать и «готовые компании» с лицензиями для всех желающих.
Они сразу же ввели свои ценники подготовки необходимых документов всем желающим, в зависимости от количества работ и их видов, только на которые, как бы и должна была выдаваться лицензия.
Как видите, эта же коммерческая методика подсчета стоимости лицензии перекочевала в практику межрегиональных коммерческих квази-СРО и их посредников при подсчете стоимости Свидетельств о допусках. Ничего не изменилось. Та же методика и практически те же исполнители, кто фактически загубили государственное лицензирование в России не дают дорогу развитию реального саморегулированию в областях экономической деятельности.
Если помните, одной из основных причин перевода строительной сферы деятельности на саморегулирование был уход от явно коммерческой и криминализированной системы государственного лицензирования, когда Федеральный лицензионный центр, с подачи рожденных им посредников, начал массово награждать государственными лицензиями практически всех желающих. Периодически возникали скандалы вплоть до генеральной прокуратуры.
В то время известные посреднические структуры возглавляли явно, или не явно, знаковые и влиятельные люди строительного или околостроительного комплекса России, которые и запустили «в народ» понимание полезности перехода на межрегиональные коммерческие (офшорные) СРО, как некую (надуманную) антимонопольную меру при построении саморегулируемых организаций в строительной отрасли. Многие и на разных уровнях повелись на это. Эти идейные вдохновители фактически криминальных коммерческих межрегиональных квази-СРО хорошо понимают, что коммерсантам от квази-саморегулирования будет сподручнее и безопаснее отбивать даже большие деньги, нежели их посредникам при государственном лицензировании.
Таким образом произошла фактическая подмена коммерческого лицензирования на еще в большей степени коммерциализированное квази-саморегулирование со злоупотреблением переданных им государством прав. Поэтому с 2009-го года по настоящее время штампуются все новые квази-СРО в строительной отрасли, регистрируемые преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас более 50% СРО строительной отрасли, большинство из которых, по нашему мнению, коммерческие по определению, зарегистрированы в этих городах, рядом с Национальными объединениями, с Правительством РФ, министерством строительства и ЖКХ России, рядом с РТН, Министерством внутренних дел и других надзорных и контрольных органов.
Приведу простое доказательство реальности и правильности построения саморегулируемых организаций в строительной области экономики от обратного.
Согласитесь, что при введении саморегулирования в строительстве могло быть принятым решение о создании одной Национальной саморегулируемой организации в строительной отрасли, подобной Федеральному лицензионному центру. Ведь это могло быть сделано в соответствии Указа Президента России от 23 июля 2003 года № 824, когда президент определил создание системы саморегулируемых организаций приоритетным направлением административной реформы. То есть государство передало бы функции государственного лицензирования от ФЛЦ Госстроя Национальной саморегулируемой организации строителей.
При такой организации системы саморегулирования в строительстве, Национальное объединение должно было организовывать реальные филиалы во всех субъектах Федерации, которые выполняли бы сегодняшние функции СРО строителей, но в пределах субъектов федерации. Тогда было бы органично и всеми нормально воспринято именно региональное построение системы саморегулирования в строительстве через филиалы Национального объединения. Не так ли?
После выстраивания всей системы саморегулирования, для улучшения взаимодействия с органами власти субъектов федерации и для повышения ответственности на местах, филиалы могли быть реорганизованы в полноценные саморегулируемые организации. Таким образом, была бы построена система региональных саморегулируемых организаций в строительной области экономики, подобно в других странах мира. И никто бы не возражал бы против этого.
Конечно, возможно было бы принято решение Национальным объединением по организации ограниченного списка Российских саморегулируемых организаций в строительстве в границах России по узким секторам отрасли. Например, в части строительных организаций, специализирующихся на строительстве объектов атомной отрасли, как исключение из общего правила. Сегодня это НП СРО «СОЮЗАТОМСТРОЙ». Это СРО единственное в России и никто его не упрекает в монополизации деятельности.
Что и требовалось мне доказать неверующей в мои предложения части общества.
В законопроекте не нашла отражение классификация областей экономики по способу и по структуре построения систем саморегулируемых организаций с учетом разделения всех участников по сферам предпринимательской и профессиональной деятельности.
По нашему мнению, необходимо разработать и предложить классификацию по общим особенностям областей экономики и закрепить это законодательно. К примеру, строительство кардинально отличается от заводского производства и от финансовой деятельности по уровням регулирования их деятельности и важности отношений на федеральном и субъектном уровнях. По важности и уровню регулирования отношений членов саморегулируемых организаций с потребителями и органами власти, контроля и управления на уровне муниципалитетов, субъектов Федерации.
Необходимо в общем Федеральном законе РФ предложить предпринимательскому и, отдельно, профессиональному сообществу, конкретные системы и структуры построения саморегулируемых организаций для разных областей экономики, например для:
— коммерческих организаций, не связанных с производством товаров (аудиторы, оценщики, арбитражные управляющие);
— коммерческих организаций, связанных с движением финансовых средств;
— организаций, связанных с сельскохозяйственным производством в конкретных субъектах Федерации;
— организаций заводского производства товаров общего пользования;
— коммерческих организаций социальной сферы деятельности;
— организаций инвестиционно-строительной деятельности, которые имеют отдельное строительное законодательство, прочные связи с территорией их регистрации, с государственными, муниципальными и частными заказчиками в конкретных субъектах Федерации, которые строят, производят недвижимость, которая остается всегда на конкретной территории (субъекте Федерации).
Необходимо четко определить в законе роль и значение построения и развития саморегулируемых организаций в субъектах Российской Федерации. Роль исполнительных органов субъектов Федерации и муниципалитетов в становлении и развитии саморегулируемых организаций в разных областях экономической деятельности, как основы построения гражданского общества.
В Федеральном законе необходимо определить роль и место саморегулируемых организаций различных видов в реализации административной реформы и в построении гражданского общества в областях экономики.
Определить, в каких областях экономики (секторах областей экономики) необходимо выстраивать единственную Национальную саморегулируемую организацию. Например, в строительной отрасли – в атомном секторе строительства и сейчас организована фактически единственная Национальная саморегулируемая организация СРО «СОЮЗАТОМСТРОЙ».
Также необходимо определить, в каких областях экономической деятельности возможно выстраивать по одной саморегулируемой организации в каждом Федеральном округе России или по одной в каждом субъекте федерации.
По нашему убеждению, этот важнейший раздел общего Федерального закона должен быть разработан на основании не ангажированного анализа зарубежного опыта построения систем саморегулируемых организаций в различных областях экономики. Считаем, что нам достаточно экспериментов. Необходимо развиваться, опираясь на весь накопленный международный опыт в этом вопросе.
Для правильного построение систем саморегулирования в разных областях экономики России критически важно в будущем обновленном Федеральном законе «О саморегулируемых организациях» сделать четкую классификацию групп областей экономической деятельности.
Мы считаем, что разработчиками Федерального закона № 315-ФЗ в 2007 году была допущена системная ошибка, когда саморегулирование в отдельных отраслях экономической деятельности России вводится Федеральным законом, чтобы ускорить, подтолкнуть процесс построения гражданского общества в отраслях экономической деятельности России, но при этом не определены параметры (индикаторы) построения систем саморегулируемых организаций в разных отраслях экономической деятельности, их структуры, на что указал Президент России в своем Указе 2003 года № 824.
Валерий Мозолевский, генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой»
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru