Власти обязали кредиторов возвращать заемщикам деньги, полученные в качестве пособий и алиментов. Микрофинансовая СРО собирает статистику по таким обращениям
СРО «МиР» призвала своих членов до конца лета представить статистикуо количестве заявлений от заемщиков о возврате денежных средств. Речь о техденьгах, которые были списаны со счетов заемщиков, хотя и относятся кпериодическим выплатам от государства и иным компенсационным выплатам(алименты, пособия,маткапитал и т.д.). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.
Когда можнопотребовать вернуть деньги, списанные в рамках исполнительного производства?
1 мая вступили в силу изменения в статью 5 Федеральногозакона № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Правки позволили заемщикамв течение 14 календарных дней со дня списания с их банковских счетов средств дляпогашения займа обратиться к кредитору с заявлением о возврате денег. Однаковернуть их можно, если поступления имеют характер периодических выплат и относятсяк видам доходов, предусмотренных частью 1 статьи 101 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В этой статье указано, что взысканиене может быть обращено на следующие виды доходов:
1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненногоздоровью;
2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертьюкормильца;
3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения,травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семейв случае гибели указанных лиц;
4) компенсационные выплаты из бюджета гражданам, пострадавшим врезультате радиационных или техногенных катастроф;
5) компенсационные выплаты из бюджета гражданам в связи с уходом занетрудоспособными гражданами;
6) ежемесячные и ежегодные денежные выплаты, начисляемые всоответствии с законодательством отдельным категориям граждан (компенсацияпроезда, приобретения лекарств и другое);
7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы,выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
8) компенсационные выплаты, установленные законодательством о труде:
а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом илинаправлением на работу в другую местность;
б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;
в) в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрациейбрака;
9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, заисключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (сучетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированнойвыплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионнойвыплаты и пособия по временной нетрудоспособности;
10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые из федеральногобюджета;
11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца из бюджетов субъектовРоссии;
12) пособия и выплаты гражданам, имеющим детей, беременным женщинам,осуществляемые из федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов,бюджетов субъектов и местных бюджетов;
13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренныеФедеральным законом N 256-ФЗ "Одополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей";
14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой из бюджета,внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских,иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:
а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайнымиобстоятельствами;
б) в связи с террористическим актом;
в) в связи со смертью члена семьи;
г) в виде гуманитарной помощи;
д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении ираскрытии террористических актов, иных преступлений;
15) выплачиваемая работодателями компенсация путевок в отечественные санаторно-курортныеи оздоровительные учреждения, за исключением туристических, а также компенсацияпутевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет в отечественные санаторно-курортныеи оздоровительные учреждения;
16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (втом числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотренафедеральным законом;
17) социальное пособие на погребение;
18) денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результатечрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и финансовойпомощи в связи с утратой имущества первой необходимости или в качествеединовременного пособия членам семей граждан, погибших в результатечрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайнойситуации причинен вред различной степени тяжести;
19) выплаты, осуществляемые в соответствии с нормативными правовымиактами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации вцелях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан исемьям, имеющим детей;
20) денежные выплаты, осуществляемые малоимущим гражданам в рамкахоказания государственной социальной помощи, в том числе на основаниисоциального контракта;
21) денежные выплаты, осуществляемые военнослужащим, лицам, проходящимслужбу в войсках национальной гвардии России и имеющим специальные званияполиции, сотрудникам органов внутренних дел в связи с участием в боевыхдействиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач за пределами территорииРоссии.
Таким образом, в случае получения от заемщика заявления о возврате денег (если эти деньги относятся к одному из вышеперечисленных пунктов) кредитор обязан в течение 3 рабочих дней вернутьих на банковский счет заемщика. То есть, если со счета заемщика списали деньги,которые, к примеру, он систематически получает от государства в качестве пособия,то их придется вернуть.
Позиция СРО
В СРО «МиР», объединяющей микрофинансовые организации,считают, что необходимо не допускать нарушения прав заемщиков и создать условиядля реализации указанного механизма. То есть нужны условия для своевременногоисполнения обязанности по возврату заемщику денежных средств. В этой связи рабочаягруппа СРО по работе с обращениями разработала соответствующие рекомендации.
Рекомендации СРО
По результатам обсуждения нового механизма, позволяющегозаемщику вернуть средства, получаемые им от государства, рабочая группа СРОвыработала некоторые рекомендации для своих членов. К ним относятся:
- учитывать, что к моменту введения механизманормативно-правовые акты не позволяют истребовать у заемщика дополнительныедокументы, подтверждающие, что списанные денежные средства имеют характерпериодических выплат и относятся к видам доходов, предусмотренных частью 1статьи 101 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
- чтобы не нарушать трехдневный срок, установленный длявозврата денег заемщику, необходимо организовать допконтроль за получением соответствующихзаявлений, а при необходимости выбрать сотрудника или подразделение,ответственного за осуществление данного контроля.
- принимать заявления о возврате таких денежных средств влюбой форме и через любой канал связи, указанный в договоре об оказаниифинансовой услуги (если заявление поступило с подтвержденного электронногоадреса заемщика, принимать его в работу вне зависимости от наличия электроннойподписи).
А что регулятор?
СРО «МиР» направила письмо в Банк России с просьбой дать разъясненияпо порядку приема заявлений о возврате средств. Согласно ответу регулятора, Федеральныйзакон № 353-ФЗ не обязывает заемщиковпредставлять иные документы, помимо заявления о возврате денежных средств. Вэтой связи, как отметил саморегулятор, при получении микрофинансовойорганизацией заявления заемщика о возврате денежных средств он обязан вустановленный срок вернуть деньги.
Также СРО сослалась на слова Центробанка о том, что добросовестность участниковгражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются изакрепляется Гражданским кодексом. Так, не допускаются осуществлениегражданских прав с намерением причинить вред другому лицу а также иное заведомонедобросовестное осуществление гражданских прав. То есть не допускается злоупотреблениеправом.
Дополнительно Центробанк обратил внимание на то, что сбанковского счета без согласия заемщика нельзя списать и единовременнопоступившие ему средства из приведенного выше перечня. В СРО отметили, что всвязи с необходимостью получения согласия заемщика на списание денежныхсредств, поступивших к нему, как единовременная финансовая помощь государства, нестоит ожидать увеличения количества заявлений о возврате таких денежных средствот клиентов микрофинансовых организаций.
«При этом вышеуказанными изменениями также не предусмотренавозможность отказа микрофинансовыми организациями в удовлетворении заявлений овозврате таких денежных средств, даже при наличии информации о получениикредитной организацией соответствующего согласия заемщика», - добавилсаморегулятор.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все осаморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru