1. Главная
  2. Статьи
  3. Залезут ли чиновники в карман СРО?
Статьи

155

Залезут ли чиновники в карман СРО?

 Залезут ли чиновники в карман СРО?Законопроект о компфондах вызвал опасения, что в карман саморегулируемых организаций залезет правительство. Но в готовящемся законе есть лазейка, позволяющая сохранить их способность платить по обязательствам своих членов…

На какие государственные нужды пойдут деньги саморегулируемых организаций
18 марта Госдума одобрила в первом чтении законопроект, дающий правительству право устанавливать требования к размещению компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капремонта.
Таким образом с помощью нового закона испытывающее бюджетные трудности правительство получит возможность регламентировать инвестиции компфондов СРО в сфере строительства, чтобы направить часть их средств на обслуживание общегосударственных нужд. Вполне естественно, что такой подход к использованию компфондов не может ни вызвать беспокойства у участников рынка. Особенно по поводу того, не потеряют ли СРО после вступления в силу нового закона способность платить в рамках солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим из-за причинения вреда.
Хотя следует признать, что и ныне действующий порядок размещения средств саморегулируемых организаций далек от идеального. После изменений, внесенных 27 июля 2010 года в Градостроительный кодекс, компфонды СРО в сфере строительства можно инвестировать только в два финансовых инструмента, считающихся достаточно надежными – в банковские депозиты и депозитные сертификаты.
Тем не менее после отзыва 20 ноября 2013 года лицензии у «Мастер-банка», в котором находились средства около двух десятков строительных и других СРО, у них возникли проблемы с возвратом размещенных там депозитов. В связи с этим сулящим большие убытки событием Институт проблем саморегулирования, возглавляемый бывшим главой Росстроя Владимиром Аверченко, обратился тогда с письмом к российскому президенту, призвав руководство страны и законодателей принять неотложные меры по защите компфондов СРО. За прошедшие полтора года из-за нарастания кризисных явлений в экономике выросло число лишенных лицензии российских банков, а, следовательно, - и число пострадавших СРО, компфонды которых зависли на счетах этих кредитных организаций.
Таким образом неблагополучная ситуация с сохранностью банковских депозитов СРО стала одной из причин появления нового законопроекта. Но, пожалуй, все-таки решающую роль в этом деле сыграла амбициозная программа «Жилье для российской семьи», представленная министром строительства и ЖКХ Михаилом Менем 18 марта 2014 года на президентском Совете по нацпроектам и демографической политике. Как известно, эта программа предусматривает строительство к концу 2017 года 25 млн. кв. дешевого жилья для 460 тысяч семей.
Вполне очевидно, что в условиях западных санкций и 14% ключевой ставки, установленной Центробанком с целью борьбы с инфляцией и стабилизации курса рубля, для выполнения этой программы правительству потребовались дополнительные источники финансирования. 20 января 2015 года правительственная комиссия одобрила внесённый Минстроем законопроект о наделении правительства полномочиями по установлению требований к размещению и инвестированию средств компфондов саморегулируемых организаций в сфере строительства.
В принятом комиссией решении, во-первых, говорится о недостатках действующей системы инвестирования: «… саморегулируемой организации предоставлена возможность самостоятельно выбирать условия для размещения средств», но она «…не обладает опытом квалифицированного инвестора, средства… могут размещаться без соблюдения принципа разумной доходности… или размещаться в кредитной организации, которая не отвечает признакам надёжности…» Во-вторых, комиссия обосновала необходимость нового закона еще одним, пожалуй, более важным для чиновников обстоятельством. А именно то, что он предусматривает возможность приобретения за счет компфондов СРО в сфере строительства: «…облигаций открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и облигаций с залоговым обеспечением, выпущенных для финансирования приобретения построенных в рамках программы «Жильё для российской семьи» объектов инженерно-технического обеспечения».

Как сохранить компфонд для выплат членам СРО
После обсуждения в правительстве премьер-министр Дмитрий Медведев 2 февраля 2015 года подписал распоряжение о внесении законопроекта на рассмотрение в Госдуму. А 18 марта этот документ голосами 292 думцев был принят в первом чтении. При этом депутатам представлял проект замминистра строительства и ЖКХ Александр Плутник. А от имени комитета по земельным отношениям и строительству выступил Андрей Маркин, рекомендовавший его принять.
В принятом законопроекте есть четыре важных пункта, на которые следует обратить особое внимание:
Во-первых, поправка, внесенная в пункт 5 статьи 5510 Градостроительного кодекса, вменяет в обязанность СРО: «определение в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, возможных способов размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда саморегулируемой организации».
Во-вторых, поправка, внесенная в часть 4 статьи 5516 Градостроительного кодекса, содержит следующее требование: «…средства компенсационного фонда саморегулируемой организации подлежат передаче в доверительное управление управляющей компании, имеющей лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами или лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами».
В-третьих, в статье 2 законопроекта сказано, что средства компфондов СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства реконструкции и капремонта инвестируются согласно требованиям правительства РФ после истечения срока их размещения в депозиты и депозитные сертификаты на основании договоров, заключенных с банками до вступления в силу нового закона.
Таким образом, те СРО, которые пока не готовы играть по новым правилам, устанавливаемым правительством, могут - до вступления в силу нового закона - разместить средства компфондов в депозиты на длительный срок. Предусмотрев при этом в договоре с банком льготные условия их досрочного снятия, если в этом возникнет необходимость. И еще один важный совет: чтобы не потерять свои вклады саморегулируемым организациям лучше не гнаться за высокими процентами, а положить их в крупный банк с госучастием. Либо в частный банк, но из первой топ-10 по величине депозитов физлиц. Дело в том, что у таких гигантов, скорее всего, отзывать лицензию не будут, так как у Агентства по страхованию вкладов в этом случае просто не хватит средств на компенсацию потерь по вкладам физлиц.
В-четвертых, в статье 2 законопроекта говорится, что размещение и инвестирование средств компенсационного фонда СРО осуществляется с учетом исполнения их обязательств в соответствии с частью 1 статьи 5516 кодекса. То есть с учетом того, что инвестиции, сделанные согласно требованиям правительства, не повлияют на их способности платить в рамках солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.
Именно последний пункт сейчас особенно волнует практически всех членов СРО в сфере строительства. На наш взгляд, для того, что обеспечить способность саморегулируемых организаций платить по обязательствам своих членов, важно чтобы в новый закон была внесена поправка, указывающая минимальную долю средств компфондов, которая должна быть размещена в банковских депозитах и депозитных сертификатов. Если эта цифра будет утверждена законодателями, а не издана распоряжением правительства, то у членов СРО появится больше уверенности, что ее не будут часто пересматривать.
Но прежде чем вносить в закон эту цифру законодателю надо согласовать ее с сообществом саморегулируемых организаций. А чтобы не допустить потерь СРО от отзыва у банков лицензии в законе можно также прописать требования, предъявляемые к надежности кредитных организаций, в которых будет разрешено размещать депозиты.
О необходимости дополнительно обсудить эту проблему говорится и в заключении правового управления Госдумы: «… требует дополнительного обсуждения предлагаемая законопроектом редакция части 4 статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исходя из которой с учетом требования статьи 2 законопроекта будет отсутствовать возможность размещать средства компенсационного фонда саморегулируемой организации в депозиты и депозитные сертификаты и указанные средства будут в обязательном порядке передаваться только в доверительное управление управляющей компании, в связи с чем не ясно, каким образом будет обеспечено своевременное исполнение саморегулируемой организацией обязательств по солидарной ответственности по обязательствам своих членов».
Думские юристы также обратили внимание законодателей на тот факт, что управление инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами представляют собой самостоятельные виды лицензируемой деятельности. Поэтому в законе нужно внести требование, чтобы у управляющих компаний, услугами которых будут пользоваться СРО, имелась совмещенная лицензия на эти виды деятельности.
Представить поправки в обсуждаемый законопроект ко второму чтению можно в тридцатидневный срок со дня его принятия в первом чтении. Так что у депутатов Госдумы еще есть время, чтобы сделать закон более жизнеспособным, обсудив его с представителями СРО в сфере строительства.

В какие активы разрешат инвестировать компенсационные фонды
Если закон будет принят в том виде, в каком он прошел первое чтение, то из пояснительной записки к нему можно узнать, как он будет действовать. Через три месяца после принятия закон должен вступить в силу. После чего правительство должно издать распоряжение о требованиях, предъявляемых к инвестированию средств компфондов СРО в сфере строительства. С учетом этих требований саморегулируемые организации должны подготовить и утвердить на общем собрании своих членов инвестиционные декларации.
Далее СРО должно провести конкурс по выбору специализированного депозитария - в его обязанности, как известно, входит хранение и учет активов, в которые инвестированы средства компфонда. По итогам конкурса с депозитарием заключается договор на депозитарное обслуживание. Затем СРО проводит конкурс по выбору управляющей компании. После выбора УК с ней заключается договор доверительного управления компенсационным фондом СРО на основе уже утвержденной инвестиционной декларации. А затем депозитарий и УК заключают договор, регламентирующий хранение и учет активов, в которые размещены средства компфонда.
Теперь посмотрим, какие требования предъявляет правительство к активам, в которые можно инвестировать средства компфондов СРО в сфере строительства. Согласно пояснительной записке к законопроекту, их размещение должно осуществляться с учетом возможности исполнения СРО обязательств по солидарной ответственности. Это будет обеспечиваться, в первую очередь, за счет установления правительством минимальной доли средств компфондов, размещенных на счетах и депозитах различной срочности в российских банках. И, во вторую очередь, за счет реализации на организованном рынке ценных бумаг разрешенных активов, в которые можно будет инвестировать средства компенсационных фондов.

Итак, к разрешенным для инвестирования активам будут отнесены:
а) государственные ценные бумаги РФ в рублях и валюте, обращающиеся на рынке ценных бумаг или специально выпущенные для размещения средств институциональных инвесторов (в том числе при их первичном размещении);
б) государственные ценные бумаги субъектов РФ, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, в том числе при их первичном размещении;
в) облигации российских эмитентов, исполнение обязательств по которым обеспечено госгарантией РФ, либо солидарным поручительством юрлица, которому присвоен хотя бы одним рейтинговым агентством, аккредитованным по российским законам, рейтинг долгосрочной кредитоспособности - по обязательствам в рублях или в валюте - не ниже суверенного рейтинга РФ.
г) облигации российских эмитентов, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, а также при их размещении;
д) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, а также при их первичном размещении;
е) средства в рублях и валюте (доллары США, евро, фунты стерлингов, японские йены) на счетах в российских кредитных организациях;
ж) депозиты в рублях и валюте (доллары США, евро, фунты стерлингов, японские йены) в кредитных организациях при условии соблюдения ими требований, предъявляемым к банкам - участникам системы обязательного страхования вкладов физлиц и требований ЦБ РФ;
з) ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в РФ, при условии соответствия их требованиям, Инвестиционной декларации для управляющих компаний, работающих средствами компфондов СРО в сфере строительства, которую утвердит правительство;и) облигации с залоговым обеспечением, в состав которого входят объекты инженерно-технического обеспечения; жилые помещения; права требования по договорам аренды (лизинга) объектов инженерно-технического обеспечения, аренды (найма) жилых помещений.

Причем, разрешенные к инвестированию государственные ценные бумаги субъектов РФ и облигации российских эмитентов должны будут соответствовать хотя бы одному из следующих требований:
а) эмитенту (выпуску) ценных бумаг должен быть присвоен хотя бы одним рейтинговым агентством, аккредитованным по российским законам, рейтинг долгосрочной кредитоспособности - по обязательствам в рублях или в валюте - не ниже суверенного рейтинга РФ;
б) исполнение обязательств по выплате по ним обеспечено госгарантией РФ, либо солидарным поручительством юрлица, которому хотя бы одним рейтинговым агентствам, аккредитованным по российским законам, присвоен рейтинг долгосрочной кредитоспособности - по обязательствам в рублях или в валюте - не ниже двух ступеней суверенного рейтинга РФ.
в) по облигациям предоставлено залоговое обеспечение, предметом залога по которому являются права требования на арендные платежи, платежи за жилищно-коммунальные услуги и/или жилые помещения.Предельные объемы инвестирования в облигации российских эмитентов будут устанавливаться правительством, например, на уровне 20% компфонда СРО. Кроме того, оно же и утвердит основные принципы инвестиционной политики управляющих компаний, в доверительное управление которых будут передаваться средства компфондов саморегулируемых организаций.

Владимир Владимиров
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вернуть старый дизайн