Алексей Дружинин: «В последнее время вопросы стандартизации в области железнодорожного транспорта выходят на ведущие позиции, как в Российской Федерации, так и на пространствах ЕАЭС и СНГ»
Президиум Союза операторов железнодорожного транспорта (СРО СОЖТ) 24 ноября принялрешение о создании экспертной группы, которая займется вопросами стандартизациии технической политики. Подробнее об этом нашему порталу рассказал исполнительныйдиректор СРО СОЖТ Алексей Дружинин.
-Для чего было принято решение о создании экспертной группы по вопросамстандартизации и технической политики? Чем займутся члены экспертной группы впервую очередь?
- Совершенствование стандартов – это постоянныйпроцесс. В последнее время вопросы стандартизации в области железнодорожноготранспорта выходят на ведущие позиции, как в Российской Федерации, так и напространствах ЕАЭС и СНГ. По нашим оценкам, ежегодно актуализируется иразрабатывается заново от 30 до 50 государственных и межгосударственныхстандартов. Около 50% из этих стандартов касаются конструкции, эксплуатации иввода в обращение грузовых вагонов и их составных частей. Для Союза крайневажно, чтобы при формировании стандартов, решения принимались взвешенные исбалансированные, так как анализ некоторых «инициатив» показал, что многие изпринимаемых стандартов оказывают серьезное влияние на деятельность компаний,входящих в Союз. Создание экспертной группы при Президиуме Союза позволитобеспечить формирование единой консолидируемой позиции в рамках Союза повопросам стандартизации и технической политики. К тому же, сейчас идет процессподготовки изменений в технические регламенты, и считаем, что и здесь длявыработки консолидированной позиции операторского сообщества по принимаемымизменениям нам необходим определённый штаб, который бы рассматривал вносимыеизменения, оценивал бы их с точки зрения применимости, сбалансированности иактуальности. По этой причине на Президиум было вынесено решение о созданиигруппы экспертов.
Обсуждение стандартов происходит на различныхплощадках, в том числе некоммерческих партнерств, ассоциаций и объединений. Преждевсего, необходимо настроить взаимодействие с площадками, под эгидой которыхпроисходит разработка указанных документов и их последующее утверждение. Речьидет, например, о некоммерческом партнерстве «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП«ОПЖТ») и техническими комитетами ТК-45 (государственные стандарты ГОСТр) иМТК-524 (межгосударственные стандарты ГОСТ) и их подкомитетами.
-Группа уже сформирована или находится на стадии формирования? Кто и как может внее войти?
- Предполагается, что экспертная группа будетсформирована из специалистов в области нормативно-технического регулирования.Ее составят не столько юристы, сколько специалисты по сложным техническимвопросам, которые находят своё отражение в стандартах.
По своей структуре, экспертная группа будетпредставлять собой некое ядро, куда войдут сотрудники из аппарата Союза иоператорских компаний. Они будут в целом следить за плановой подготовкойстандартов и за инициативами о внесении изменений, которые появляются. Кандидатурымы сейчас собираем, потому что решение принято совсем недавно. Однако, ужесейчас нам понятно, что постоянный состав будет небольшим. Вместе с тем, взависимости от того, на что именно направлено регулирование конкретногостандарта, будем привлекать действующих отраслевых экспертов.
-СРО СОЖТ уже принимала участие в разработке отраслевых стандартов? Госорганыприслушивались к мнению профсообщества?
- Да, Союз выступил инициатором создания, например, Национальногостандарта Российской Федерации (Госстандарта России) «Контейнеры грузовые.Термины и определения». Это не единственный пример, когда Союз инициировалсоздание того или иного стандарта. К тому же, по целому ряду стандартов наспривлекали, и как разработчиков, и как рецензентов. Как правило, госорганыинтересуются нашей точкой зрения, что для нас, безусловно, очень важно. Вконтексте создания экспертной группы, хочу отметить, что у Союза настроендиалог и обратная связь с госорганами, при этом, для Союза важносистематизировать эту работу. Экспертная группа требуется для того, чтобы знаяо том, что некий стандарт должен быть разработан, она могла подключиться настадии подготовки текста и снять или поставить вопросы, которые требуетсяотрегулировать на этом этапе. Потому что когда стандарт переходит на этап согласования,найти компромиссное решение всегда сложнее. То есть речь идет о системнойработе экспертной группы в области стандартизации и технической политики.
-Какие направления деятельности операторов сегодня нуждаются в стандартизации?
- Если речь идет о технической политике, то этопроцесс постоянный. Возникают новые технологии, которые требуют либорегулирования техрегламентов, либо создания новых. Причем, новых технологий достаточномного, это и IT-решения,и цифровые разработки в области вагонов. Задач в этом плане более чем хватает. Речьтакже может идти об интеграции наших процессов с отраслевыми. С точки зрениянашего внутреннего рынка операторов - чуть проще, потому что рынок перешел стадиюсамоорганизации, где определённые стандарты уже сформированы, их просто иногданужно всего лишь дооформить. А с другой стороны, из-за того, что железнодорожныйтранспорт пока что является естественной монопольной средой, очень многоебазируется не на нормативных правовых актах. Иногда наши правила подстраиваютсяпод требование нормативных актов, а какие-то продиктованы самим рынком. Соответственно,еще одним направлением работы является деятельность со стороны наших коллег из РЖД.Потому что, например, сегодня в отрасли идут интенсивные процессы цифровизации,где основным драйвером и разработчиком является ОАО «РЖД». Союз со своейстороны является участником обсуждений и в дальнейшем процесса подключения к цифровым системам, которые внедряются в РЖД.По сути, это даже является своего рода условием деятельности на рынке.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru