1. Главная
  2. Интервью
  3. Андрей Умников: «Давайте вместе выполним задачу президента...»
Интервью

285

Андрей Умников: «Давайте вместе выполним задачу президента...»

 Андрей Умников: «Давайте вместе выполним задачу президента...»Одним из целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в сфере обращения с ТКО является создание устойчивой системы обращения с отходами, обеспечивающей их сортировку в объеме 100% и снижение объема, направляемого на полигоны, в 2 раза. Эта задача непосредственно касается всех участников рынка обращения с отходами, и мы решили узнать у генерального директора РОСЭКОПРО, члена Экспертного совета по развитию промышленности и инновационных технологий по переработке отходов производства и потребления Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Андрея Умникова, какие пути достижения целевого показателя видит бизнес-сообщество отрасли?

– Андрей, как вы прокомментируете задачу, поставленную президентом?

– Ну, на мой взгляд, задачу главы государства надо не комментировать, а выполнять, но о своем видении ситуации я скажу. В связи со значительными расходами федерального бюджета по реализации «Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости доходов населения, рост экономики долгосрочные структурные изменения», расходы на реализацию национального проекта «Экология» снижены более, чем в десять раз.

С учетом этого, президентом поставлена задача – обеспечить стопроцентную сортировку ТКО и снизить объем их захоронения в два раза к 2030 году. На мой взгляд, это именно та реальная цель, достижение которой позволит решить многие проблемы с ТКО и, в первую очередь, не хоронить по 93-95% на полигонах и свалках, держа в уме и кусая локти от того, что в них находится порядка 30-35% вторичного сырья, или как говорит правительство – вторичных материальных ресурсов.

Но самое главное – задачу президента можно выполнить значительно раньше и без затраты бюджетных средств, а как – об этом я скажу ниже.

– Согласна, ведь для этого нас постоянно и призывают разделять мусор?

– Раздельный сбор отходов (РСО) – ключевая мера во всём мире по борьбе с «мусорным коллапсом». Сегодня в России остаточная емкость мусорных полигонов и свалок почти исчерпана, а предприятий по сортировке и переработке вторичного сырья крайне недостаточно, поэтому несортированные отходы отправляются из мусорного бака непосредственно на полигон и свалку – вот и получается порочный замкнутый круг.

Вы абсолютно правы – нас призывают и пытаются приучить к РСО, но если и дальше так будут «приучать» то, как говорил Виктор Степанович Черномырдин, «хотели, как лучше, а получилось, как всегда», и вот почему.

Во-первых, люди не видят стимулов по сортировке отходов и доставке их собственными руками к местам сбора, особенно те, кто живёт в «хрущевках» с кухнями площадью 5,3 кв. метра и не имеют возможности размещать в этой тесноте еще и два, как минимум, мусорных мешка. Можно ведь разработать хотя бы элементарные преференции за РСО, но этого пока никто не делает.

При этом призывы осуществлять РСО в целях сохранения экологии России на фоне последних экологических катастроф (Норильск, Камчатка, вырубка лесов в Сибири и т. д.), на большинство россиян уже не действуют, и эту объективность надо учитывать.

Во-вторых, люди и так, мягко говоря, на нервах от сегодняшней ситуации в стране, а тут от чиновников поступает «рацпредложение» – заварить мусоропроводы в многоквартирных домах, чтобы люди начали сортировать свои отходы. Неужели они думают, что нас, таким грубым способом, можно заставить сортировать отходы? Хорошо, что «идея», пока, не нашла поддержки в правительстве, но с повестки дня не снята, что само по себе вселяет опасения, т. к. ее реализация может привести к социальному взрыву.

В-третьих – сейчас в регионах идет большая компания по закупке контейнеров для РСО. Дело несомненно нужное, но не надо его рассматривать и представлять, как основной драйвер для запуска механизма всенародного РСО, т.к. пример столицы, которая уже ими обеспечена «выше крыши», показывает, что только за счет контейнеров задачу по РСО не решить и вот почему. Давайте посмотрим правде в глаза – если на любой мусорке Москвы заглянуть в синие и серые контейнеры, на которых соответственно написано «вторсырье» и «смешанные отходы», то состав их содержимого повсеместно будет абсолютно одинаков – это несортированные коммунальные отходы.



На фоне этой повседневной картины, как-то странно звучит недавнее заявление вице-мэра Москвы по ЖКХ П.П. Бирюкова о том, что «москвичам интересна программа раздельного сбора мусора, они готовы активно участвовать в ее реализации». Что это – оторванность от жизни или заявление, взятое с потолка? Но люди не слепые - они все это видят ежедневно, и не ужели не понятно, что любая фэйковая информация, содержащаяся в заявлениях отдельных чиновников, вызывает недоверие населения ко всей власти в целом, которое, подсознательно, проецируются и на РСО, к которому власть нас так неуклюже пытается «приучить».

И последнее. Все мы можем ежедневно наблюдать картину, когда приезжают мусоровозы, на борту которых или надпись «Вторсырье», или «Смешанные отходы», что на практике не имеет никакой разницы, и загружают всё содержимое и синих, и серых контейнеров в свой единственный бункер, а потом все это месиво вывозят на свалку.



Разве наши чиновники не понимают, что постоянное созерцание загрузки содержимого и синих и серых контейнеров в один мусоровоз является дурной наглядной агитацией для «приучения» населения к РСО?

А если понимают, но мер не принимают, то это подтверждает версию о том, что большинству региональных операторов, зачастую аффилированных с местной властью, РСО нужен, как зайцу стоп-сигнал, т. к. эти юридические лица, избранные, между прочим, местной властью на конкурсной основе, даже не способны самостоятельно перевозить вторсырье, а уж тем более, его перерабатывать, т.к. необходимые мощности у них попросту отсутствуют.

Тем не менее, я уверен, что если реально мотивировать людей на раздельный сбор, обязать региональных операторов строить промышленные мощности для обработки и утилизации ТКО, а не только вывозить их на свалки, при этом не забывая закладывать в тариф инвестиционную составляющую, и прекратить заниматься профанацией, то сортировать отходы несомненно будем, но это не решит задачу в целом.

– То есть вы считаете, что самостоятельно население, даже если будет коммунальные отходы разделять, установленного целевого показателя не достигнет?

– Безусловно. А задача очень важная и ее надо рассматривать, не только, как задачу Президента России, а как один из небольших, но необходимых, шагов на пути ухода страны от нефтяной и газовой зависимости путем использования вторичных материальных ресурсов. Поэтому задачу надо выполнять, несмотря на пандемию, сбои в экономики, скачки цен на нефть и т. д., о чем Путин открытым текстом сказал на расширенном заседании Президиума Госсовета 28 сентября: «Сразу отмечу: все наши национальные цели остаются неизменными, несмотря ни на какие трудности сегодняшнего дня… Уже в 2021 году по каждой из национальных целей должен быть обеспечен качественный, ощутимый результат».

Надеюсь, что высокопоставленные чиновники, ответственные за формирование государственной политики в сфере обращения с ТКО, о словах Президента России не забудут, т.к. до 2021 года остался всего месяц, а я еще раз хочу подчеркнуть – достигнуть установленного целевого показателя по 100% сортировке ТКО возможно, исключительно, за счет создания промышленных мощностей для их сортировки.

– Согласна, но вы сами сказали, что расходы на реализацию национального проекта «Экология» сокращены с первоначальных 4,3 трлн. рублей до 400 млрд. рублей и растянуты до 2030 года. Естественно снижены и расходы на проекты в сфере обращения с ТКО. Традиционный вопрос – где взять деньги?

– На традиционный вопрос даю нетрадиционный ответ – не из бюджета, а за счет внутренних ресурсов перевозчиков отходов. Почему именно перевозчиков? Да потому, что существующие рыночные отношения в сфере обращения с ТКО являются недостаточно выгодными для операторов по транспортированию таких отходов, включая и региональных операторов. Мы считаем, что необходимо создать такие условия, когда ТКО станут сырьем для мусоросортировочных предприятий, за доставку которого перевозчики будут получать дополнительную прибыль, а не просто невостребованным мусором, захоронение которого на полигонах и свалках сегодня стоит немалых денег.

Для этого необходимо наличие значительного количества мусоросортировочных комплексов, и мы предлагаем, за счет собственных средств, сформировать внебюджетный источник финансирования для создания, в первую очередь, промышленных мощностей для обработки (сортировки) ТКО – Федеральную сеть комплексов сортировки ТКО.

Более того, те объемы отходов, которые невозможно отсортировать, так называемые «хвосты», перевозчики с мусоросортировочных комплексов будут доставлять на мусоросжигающие заводы, которых по программе «Энергия из отходов» компании «РТ-Инвест», входящей в госкорпорацию «Ростех», на территории России будет построено порядка тридцати, т.е. еще раз получат дополнительный доход за доставку сырья, но теперь уже для предприятий по термической утилизации отходов.

– А каков механизм формирования источника внебюджетных средств?

– «Дорожная карта» включает пять шагов, которые представлены на инфографике.



1. В целях использования внутренних ресурсов перевозчиков для формирования внебюджетного источника финансирования, необходимо оказать законодательную поддержку бизнес-сообществам перевозчиков таких отходов, законодательно закрепив право региональных операторов заключать договоры на транспортирование ТКО только с членами бизнес-сообществ перевозчиков (саморегулируемые организации, некоммерческие партнерства, объединения работодателей и другое – назовем их профессиональные объединения), как с несущими материальную ответственность за деятельность своих членов, которую лицензирующий орган за лицензиатов не несет.

2. Профобъединения формируют резервные (компенсационные) фонды для гарантированного финансирования ликвидации вреда (ущерба), причиненного их членами окружающей среде или здоровью людей при транспортировании ТКО, что системой лицензирования вообще не предусмотрено.

3. Резервные (компенсационные) фонды всех профобъединений на конкурсной основе размещаются на депозитных счетах одного банка с участием государственного капитала, так называемого уполномоченного банка.

4. Аккумулированное комиссионное вознаграждение со всех депозитных счетов, на которых размещены резервные (компенсационные) фонды профобъединений, направляется уполномоченным банком на формирования внебюджетного источника финансирования проектов в сфере обращения с ТКО (6-7 млрд. руб./год), распорядителем которого является Национальная ассоциация профобъединений перевозчиков ТКО.

5. Национальная ассоциация заключает с Минприроды России или с ППК «Российский экологический оператор» Соглашение о государственно-частном партнерстве по формированию Федеральной сети комплексов сортировки ТКО (ФСКС ТКО).

Считаю необходимым особо подчеркнуть, что в предлагаемой схеме не предусмотрено членство в профобъединениях региональных операторов по обращению с ТКО, а так же полностью сохраняется система лицензирования деятельности по транспортированию отходов производства и потребления I-IV классов опасности, за исключением того, что лицензионный контроль осуществляется Росприроднадзором при выдаче и переоформлении лицензии, а в остальное время контроль транспортирования ТКО осуществляют профобъединения, в том числе, с применением передовых технологий, включая ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», которая при лицензионном контроле сегодня нигде не применяется. При этом федеральный государственный надзор за деятельностью профобъединений мы предлагаем возложить на Росприроднадзор.

– Механизм понятен. А есть у бизнес-сообщества конкретные предложения, как и куда, в первую очередь, необходимо направить внебюджетного средства, ведь откровенно говоря, сумма не очень значительная?

– Согласен, по меркам федерального бюджета – незначительная, но все другие предложения связаны с просьбами денег у государства, а мы предлагаем сформировать внебюджетный источник финансирования и совместно с Минприроды России реализовывать проекты в сфере обращения с ТКО, и в первую очередь – выполнить задачу президента по 100% сортировке ТКО.

Сегодня предложение по механизму государственно-частного партнерства для обеспечения 100% сортировки ТКО полностью проработано и за счет его реализации выполнение задачи Президента России можно обеспечить в более сжатые сроки. Консолидированное предложение по данному вопросу до конца ноября будет направлено в Правительство Российской Федерации для рассмотрения и принятия решения, которое, надеюсь, будет положительное.

Хочу особо отметить, что экспертами предложен механизм реализации предложения не через внесение поправок в Федеральный закон «Об отходах производства и потребление», а через постановление Правительства Российской Федерации, что значительно ускорит его практическую реализацию. При оперативной поддержке правительством, внебюджетный источник финансирования начнет формироваться уже в III квартале 2021 года, а с III квартала 2022 года можно начинать закупку и монтаж комплексов сортировки для формирования ФСКС ТКО.

Теперь о конкретных предложениях инвестирования внебюджетных средств. В России ежегодное образование ТКО составляет порядка 60 млн. тонн. В целях обеспечения постоянной загрузки мощностей и оптимальных плеч подвоза ТКО, формировать ФСКС по мнению экспертов целесообразно из мусоросортировочных комплексов производительностью 150-200 тыс. тонн/год. Таким образом, для обеспечения 100% сортировки, с учетом существующих 50 мусоросортировочных комплексов, необходимо порядка 300 комплексов сортировки. Отечественные производители выпускают комплексы сортировки указанных мощностей – есть более дешевые (от 7 до 10 млн. руб.), но с более низким объемом извлечения вторичных материальных ресурсов (30-35%), а есть более дорогие (20-25 млн. руб.) разработки оптических линий сортировки, но с более высоким процентом извлечения вторичных материальных ресурсов (85-90%).

Какой вариант формирования ФСКС ТКО выберет Минприроды России или ППК «Российский экологический оператор» я не знаю, но в обоих случаях 300 мусоросортировочных комплексов будут стоить от 3 до 7,5 млрд. руб. – то есть, общая стоимость ФСКС практически укладывается в годовой объем средств нашего внебюджетного источника финансирования.

Как я отмечал выше, при оперативной поддержке предложения Правительством Российской Федерации, внебюджетный источник финансирования проектов в сфере обращения с ТКО начнет формироваться уже в III квартале 2021 года, а с III квартала 2022 года начнется целевое финансирование создания ФСКС ТКО.



В этом случае, при гарантированном финансировании внебюджетными средствами, сроки выполнения задачи президента по 100% сортировке ТКО будут зависить только от темпов производства таких комплексов на предприятиях-изготовителях, которые, получив долгосрочные контракты, в разы увеличат темпы производства, но в любом случае задача Президента России будет выполнена досрочно, а как сопутствующий результат – поддержка отечественного производителя.

И последнее. Эксперты подсчитали, что использование внебюджетных средств для формирования ФСКС ТКО и финансирования иных проектов в сфере обращения с ТКО, позволит к 2030 году сэкономить 50-60 млрд. бюджетных рублей, за счет которых можно построить порядка 600 типовых детских садов на 100 мест.

Разве это не общественно-значимый результат государственно-частного партнерства по обеспечению внебюджетного финансирования проектов в сфере обращения с ТКО?

Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вернуть старый дизайн