1. Главная
  2. Интервью
  3. Есть мнение: «Саморегулирование банков является малоперспективной инициативой», первый вице-президент АРБ Юрий Кормош
Интервью

191

Есть мнение: «Саморегулирование банков является малоперспективной инициативой», первый вице-президент АРБ Юрий Кормош

 Есть мнение: «Саморегулирование банков является малоперспективной инициативой», первый вице-президент АРБ Юрий КормошНедавно Ассоциации Российских банков организовала открытую дискуссию на тему: «Саморегулирование на финансовом рынке». О целесообразности создания саморегулируемой организации в банковском секторе рассуждает первый вице-президент ассоциации – Юрий Кормош.

– Как возникла сама идея саморегулирования в банковской сфере?

– Представляя Ассоциацию российских банков отмечу, что возникла эта тема ещё в середине 2000 годов. Она активно обсуждалась специалистами, был даже разработан соответствующий законопроект в Государственной Думе. Однако в рамках дискуссий представители профессионального сообщества выступили категорически против данной инициативы.

Сегодня эта идея возникла повторно. Дело в том, что в настоящий момент на финансовом рынке возникает ряд проблем. Некоторые из них связаны с многочисленными жалобами пользователей потребительских кредитов на то, что при продаже данных продуктов зачастую происходит навязывание различных дополнительных услуг, которые далеко не всегда нужны, а зачастую и не подходят для определённого вида заимствования. Это стало поводом, что идея о саморегулировании в банковской сфере возникла вновь…

– Каковы, в целом, современные реалии в сфере регулирования банков?

– По сути, российское законодательство предполагает деление на два больших сегмента. Первый – это кредитные организации, где предусмотрено чёткое лицензирование Банком России, осуществляется строгий надзор, действуют классические профессиональный ассоциации и банковские союзы. По сути, это пример мягкого саморегулирования. Именно через эти некоммерческие ассоциации происходит диалог с Центробанком, вырабатываются разные предложения. В частности, АРБ часто выступает как защитником, так и оппонентом предложений Банка России. Так мы делаем большую полезную работу как для сами банков, так и для Банка России – регулятора.

Второй сегмент – это действующие на рынке микрофинансовые организации. Их работа курируется саморегулируемой организацией. Вот реальный пример деятельности официальной СРО на финансовом рынке. Основным документом здесь выступает Федеральный закон № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» от 13 июля 2015 года. И в данном случае, наше законодательство предусматривает несколько моделей регулирования.

Первая – классическая, когда нет государственного лицензирования, а есть саморегулируемые организации, в которых участники рынка в обязательном порядке должны иметь членство. Вторая предусматривает двойное регулирование, когда присутствует и государственное лицензирование, и обязательное участие в СРО. Например, предприятия фондового рынка должны участвовать в НАУФОР и НФА.

Третья модель предполагает сорегулирования. В этом случае финансовые организации, кредитные кооперативы регулируются следующим образом: есть обязательное участие в СРО, но отсутствует государственное лицензирование.

– Каковы перспективы создания СРО в сфере банков?

– Полагаю, что создание саморегулируемой организации банков является малоперспективным. Данная модель не может быть полностью реализованной по нескольким причинам.

Во-первых, мы автоматически получаем систему двойного регулирования. Разработчики предполагают внести поправки в закон № 223-ФЗ «О саморегулировании на финансовых рынках» и включить туда кредитные организации. То есть, часть надзорных функций будет передана саморегулируемой организации, а часть останется за Центробанком. Соответственно, надзор должен будет осуществляться как за участниками рынка (банками), так и за саморегулируемыми организациями со стороны мегарегулятора. И даже руководитель такой СРО будет назначаться Банком России.

Вообще, надо отметить, что передачи надзорных функций за банками мы не увидим в мировой практике. Нигде нет подобных примеров двойного регулирования банковской сферы! Ни Базельский комитет, ни Совет по финансовой стабильности такого не предусматривают. Передача функций надзора в руки саморегулируемых организаций не предполагается. Это обязанность государства.

Во-вторых, система СРО предусматривает формирование компенсационных фондов. Так, в случае нанесения вреда потребителям данные фонды должны способствовать компенсации утрат. Стоит отметить, что подобный фонду у нас уже есть: это прописано в Федеральном законе № 177 «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 года. Получается, что фактически по всем направлениям создание полноценной системы саморегулирования не имеет смысла.

– Чем станет данная саморегулируемая организация?

– Получается, что мы создаём систему двойного регулирования. В этом случае надзора будет осуществляться и государством, и саморегулируемой организацией, которая должна будет осуществлять проверки, отвечать на различные запросы и направлять отчёты в Банк России.

Такая система неуместна, в особенности, учитывая, что сегодня как раз идёт речь о том, чтобы снизить регулятивную нагрузку. Для банков это очень важно, ведь кредитные организации и так находятся под пристальным вниманием множество надзорных органов. Это и Роспотребнадзор, и Банк России, и другие организации по защите прав потребителей. Создание дополнительного органа надзора станет для банков пагубной инициативой. К тому же значительно увеличится и финансовая нагрузка для кредитных организаций. А в итоге, мы попросту создадим квазигосударственный контрольный орган.


Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОПРИЗ обсудит будущее инженерных изысканий в России: заседание комитета состоится 16 мая
12.05.2025

НОПРИЗ обсудит будущее инженерных изысканий в России: заседание комитета состоится 16 мая

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) проведет 16 мая 2025 года заседание комитета по инженерным изысканиям, на котором будут рассмотрены ключевые вопросы развития отрасли. Мероприятие станет площадкой для обсуждения текущего состояния инженерных изысканий в России и определения стратегических направлений развития на ближайшие годы.
НАУФОР проведет Общее собрание членов 10 июня 2025 года
11.04.2025

НАУФОР проведет Общее собрание членов 10 июня 2025 года

10 июня 2025 года в Москве Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), одна из ключевых саморегулируемых организаций (СРО) на российском финансовом рынке, проведет Общее собрание членов. Совет директоров НАУФОР уже утвердил дату и проект повестки дня.
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вопрос:

Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?

Ответ:

Несмотря на то, что в Градостроительном кодексе РФ прямо указано о том, что в СРО строителей, проектировщиков и изыскателей могут вступать иностранные юридические лица (иностранные компании), и не указывается на необходимость регистрации филиала или представительства иностранного юрлица на территории России (в ст. 55.6 ГрадКодекса — указаны иностранные компании), саморегулируемые организации при приеме в члены руководствуются нормами Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ, где в п. 3, ст. 4 указывается на необходимость аккредитации филиала или представительства иностранной компании на территории России, для осуществления коммерческой деятельности.
Цитируем: «Иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее — иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.
Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой (далее также — реестр), либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр. (пункт в редакции Федерального закона от 05.05.2014 г. № 106-ФЗ)»
Вернуть старый дизайн