Ирина Шурмина: «Мы оптимистично смотрим на перспективы развития рекламного саморегулирования в России»
Саморегулирование в сфере рекламы активно развивается. Регуляторсистематически выражает свою поддержкув данном вопросе, а единственная в отрасли СРОуже подписала соглашения о сотрудничестве с региональными чиновниками.Все это - предпосылки для законодательного закрепления института СРО врекламной отрасли.
Подробнее осоответствующей законодательной инициативе нам рассказала один из соавторовзаконопроекта о рекламном саморегулировании в России, старший юрист Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP, член Совета по рассмотрению жалоб СРО «Рекламный совет» Ирина Шурмина.
- Какую роль играет Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP (BCLP Russia) в становлениирекламного саморегулирования в России?
- Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP (ранее вРоссии – Goltsblat BLP) — это российский офис международной юридической фирмы Bryan Cave Leighton Paisner с офисами в 11 странах мира. Юристы практикиинтеллектуальной собственности и разрешения споров BCLP Russia тщательно проанализировалимеждународный опыт рекламного саморегулирования и предложили использовать лучшиеиностранные практики при разработке законопроекта о рекламном саморегулированиив России.
BCLP Russia в формате pro bono осуществляет юридическое сопровождениепроцесса создания рекламного саморегулирования в России.
- Чем интересен международный опыт саморегулирования врекламной сфере?
- В мире существует 50 рекламных саморегулируемыхорганизаций (СРО), причем некоторые из них – более полувека. Наиболее развито рекламноесаморегулирование во Франции, где СРО была создана еще в 1935 году. В Канаде иЮжной Африке СРО существуют с 1950-х годов, а в Европе рекламноесаморегулирование получило развитие в 1960-х.
При создании рекламного саморегулирования вРоссии мы ориентируемся на многолетний опыт рекламного саморегулирования самыхразных юрисдикций (от США и Великобритании до Южной Африки и Индии) и адаптируемсложившиеся подходы под российский рынок.
Знание международного опыта очень помогаетпри обсуждении концепций и законопроекта в рабочей группе – всегда можнообратиться к модели СРО, функционирующей в той или иной стране, и решить,насколько применим к России такой опыт с учетом наших экономико-политическихобстоятельств и менталитета.
- Какие вопросы являются наиболее обсуждаемыми в ходеработы над законопроектом?
- Одним из наиболее острых вопросов являетсято, какие санкции будут в распоряжении СРО. Здесь международный опыт оказалсякрайне полезен – в большинстве юрисдикций подход однозначный: у СРО нет праваштрафовать компании за нарушение закона и рекламных стандартов, принятых СРО.
Такой подход был положительно воспринят представителямии индустрии, и Федеральной антимонопольной службы. Отсутствие штрафов являетсяпривлекательным для бизнеса, будет дополнительным стимулом для вступления в СРОи добровольного исполнения ее решений. Это также позволит ввести институтпредупреждений (устранение нарушения без административной ответственности) для делв сфере рекламы, который сейчас отсутствует в российском законодательстве.
Серьезные дискуссии возникают по поводу членстваи финансирования СРО, а также порядка рассмотрения споров в СРО. По всем этим вопросаммы проработали международный опыт и подготовили справки, с учетом которых рабочаягруппа принимает решения о том, каким образом зафиксировать те или иныепроцессы в законопроекте или учредительных документах СРО.
- Насколько успешно, по Вашему мнению, развивается институтрекламного саморегулирования в России?
- Мы оптимистично смотрим на перспективыразвития рекламного саморегулирования в России – мы видим активный интересиндустрии к этой тематике, а также полномасштабную поддержку ФАС, что важно дляреализации одной из наиболее принципиальных задач СРО – разрешения споров всфере рекламы.
Развитие рекламного саморегулирования началосьс пилотного проекта в Санкт-Петербурге и сейчас набирает обороты во многихдругих регионах России. За основу взяты международные принципы функционированиярекламных СРО, сформулированные Европейским Альянсом Рекламных Стандартов (EASA), а стандарты,принимаемые СРО, будут основаны на Кодексе Международной торговой палаты (ICC) – «золотомстандарте» в сфере рекламного саморегулирования в мире.
В связи с этим есть понимание, что рекламноесаморегулирование в России строится не «с нуля», а на основе солидной базызнаний и опыта, накопленной в разных странах. Учитывая все эти обстоятельства, мы уверены,что у рекламного саморегулирования есть все шансы на динамичное и одновременностабильное развитие на российском рынке.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru