Иван Вайсс о Союзе Курьеров России и перспективах саморегулирования услуг доставки
В России растет рынок курьерских услуг. Эксперты на разныхплощадках обсуждают востребованность дополнительного регулирования данной сферы.В этой связи актуальным мог бы стать вопрос о создании отраслевой СРО. По этойпричине мы побеседовали о перспективах саморегулирования рынка с главой Союзакурьеров России Иваном Вайссом.
- Когда появился Союз Курьеров России? Чем он занимается и что привелок его созданию?
- «Союз Курьеров России» появился в октябре 2019 года, какпопытка структурировать и систематизировать все те вопросы и требования,которые возникали у курьеров по отношению к своим работодателям. Так как намомент образования Союза в этой области был абсолютный информационный иорганизационный вакуум, но при этом существовал внутренний запрос самихкурьеров, как профессионального сообщества, быть услышанными работодателем.
В настоящий момент мы охватываем аудиторию более 8 000курьеров по всей стране. Нами проводятся как спортивные, культурно-массовыемероприятия для курьеров, так и консультирование работников сферы курьерскойдоставки по юридическим и миграционным вопросам. Нашей целью мы ставимосуществление диалога с агрегаторами, который позволит улучшить, как положениенаемных работников, так и убрать точки напряжения и некорректно работающиемеханизмы, к наличию которых привело отсутствие обратной связи между курьерамии офисами.
- Самоизоляция привела к росту количества курьеров. Растет количествосфер, в которых используется труд курьеров. Как вы считаете, в дальнейшем рынокбудет таким же насыщенным?
- По нашему мнению, ситуация с резким увеличением количествалюдей, работающих в сфере доставки является логичным продолжением развитияотрасли, с учетом происходящих в мире процессов. В которых явно виден тренд напоявление новых компаний, в той или иной форме использующих труд курьеров. Чтопозволяет предполагать и дальнейшее развитие отрасли.
- Саморегулируемые организацией (СРО) представляют собой объединениепредпринимателей в какой-либо отрасли. Одной из основных функций СРО являетсяразработка отраслевых стандартов и контроль за их соблюдением. Нужны ликурьерам такие СРО и такие стандарты деятельности? Может ли саморегулированиекурьеров заменить государственный контроль?
- В нашей стране внедрение дополнительных регулятивных механизмовв разные отрасли сферы экономики, а именно производства и услуг, остаетсявсе-таки прерогативой государства, которым, как правило, предшествует публичноеобсуждение с бизнесом и представителями законодательной власти. Эта тема была затронутадействительным государственным советником РФ 1 класса, сенатором 2015-2020 гг.,бывшим первым зампредом комитета Совета Федерации по экономической политикеСергеем Вячеславовичем Калашниковым входе пресс-конференции НСН на тему: «Доставка с угрозой:как регулировать курьерскую деятельность?». Индустрия услуг доставки внастоящее время не требует законодательно-нормативного регулирования – на неёраспространяются общие законы, в том числе о защите прав потребителя. Однаковнутри отрасли единые правила скоро потребуются, уверен он.
На сегодняшний день все агрегаторы доставки самивырабатывают правила, используя российское законодательство и лучшие мировыепрактики отрасли. И мы видим, что такойподход позволяет оптимально развивать бизнес, конкурировать с другими компаниями. Но я думаю, что в самое ближайшеевремя с подачи наших законодателей может возникнуть дискурс о том, чтобывыработать какие-то унифицированные, наиболее оптимальные и эффективные правила.Хотя, учитывая формат сотрудничества курьеров с агрегаторами и особенностиработы людей, а это большая текучка кадров, частичная занятость – «подработка»,гибкий график и т.п., это все выглядит неоднозначно с точки зрения результата.Стоит ли государству усиливать свое присутствие в отраслях, которые и такоптимально работают? Полагаю, что нынешнего законодательства вполне достаточно.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru