Михаил Синев: «Утверждать, что участие в СРО как-то серьезно меняет или устанавливает правила работы – нельзя, но это лишь пока участие в СРО остается добровольным»
РЖД выступила с инициативой повнесению изменений в транспортное законодательство. Поправки были направлены вМинтранс еще в марте текущего года. Они предусматривают введение обязательногочленства оператора в единой СРО. В Ассоциации операторов рефрижераторногоподвижного состава (АСОРПС) заявили,что разработанный законопроект представляет собой серьезную угрозу для всегорынка. В АСОРПС полагают, что реализация данной инициативы вызовет оттоккомпаний из этого сегмента экономики и повлечет монополизацию отрасли.Подробнее об этом мы побеседовали с Президентом АСОРПС Михаилом Синевым.
- Чем было вызвано введениедобровольного саморегулирования в отрасль?
- На сегодняшний момент сложноназвать точные причины. В сфере операторов железнодорожного транспорта существуетлишь два СРО. Членство в этих организациях совершенно добровольно, по крайнеймере, пока, а компании, не состоящие вданных объединениях, имеют свободный доступ к рынку и осуществляют своюдеятельность.
- Введение добровольногосаморегулирования в отрасль привело к каким-либо позитивным изменениям?
- Ассоциация оператороврефрижераторного подвижного состава представляет интересы одного из сегментов –тех компаний, которые возят скоропортящиеся продукты по железной дороге. Мыможем говорить лишь об этих участниках рынка. Утверждать, что участие в СРОкак-то серьезно меняет или устанавливает правила работы – нельзя, но это лишьпока участие в СРО остается добровольным. Как только оно станет обязательным,рынок серьезно поменяется.
- Сколькообъединений получили статус СРО операторов ЖД?
- Как я ранее и говорил, такимстатусом обладает лишь два объединения, которое включает весьма разныекомпании. Это могут быть и те, кто перевозит, скажем, горючие материалы,пшеницу или, как мы скоропортящиеся продукты. Для всех пока существует лишь дваСРО. А Список наименований грузов, которые сегодня возятся по ЖД оргромен
- Как создание единой СРОжелезнодорожных операторов и введение обязательного членства в ней скажется наотрасли?
- Без преувеличения могу сказать,что последствия для отрасли будут катастрофическими. Во-первых, этомонополизация рынка, что уже противоречит духу здорового развития экономики.Предполагается, что членство в СРО становится «входным билетом» в отрасль - несостоишь в СРО, не получишь доступ к ЖД.
Второе, это массовый уходкомпаний с рынка и банкротства. Если инициатива РЖД будет реализована и проектФедерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Ожелезнодорожном транспорте в РФ» и Федеральный закон «Устав железнодорожноготранспорта РФ» в его нынешнем видевступит в силу, то Единое СРО будет создано на базе одного из двух СРО, котороесейчас существует на рынке. У одного из них уже сегодня крайне жесткие требования к своим членам. В частности,последние обязаны располагать в собственности или лизинге подвижным составом неменее 1 000 вагонов, внести вступительный взнос 140 000 рублей, атакже ежемесячно выплачивать по 140 000 рублей.
При сохранении данных норм дляЕдиной СРО, большинство операторов скоропорта просто прекратят своесуществование. Зато вместо них появится ряд недобросовестных организаций,которые станут продавать вагоны, контейнеры лишь на бумаге, номинально. Инайдутся другие организации - которые будут активно покупать такие«несуществующие вагоны» лишь для того чтобы удовлетворять правилам СРО и иметьвозможность работать на рынке. Получается такая фиктивная продажа ради«выживания», как у Гоголя в мертвых душах.
Наконец, те компании, которыеостанутся на рынке, свои затраты на членство в СРО переложат на потребителя –повысят цены за свои услуги. Грузоотправители,которые уже массово «мигрируют» с железной дороги в сторону автомобильноготранспорта, начнут рассматривать доставку по ЖД лишь в редких случаях или на ужсовсем длинных плечах.
- Чем, на Ваш взгляд, вызванаданная законодательная инициатива?
- Могу предположить, что авторыинициативы, по крайней мере, официально, мотивируют ее необходимостью«гармонизации рынка», ограждению его от недобросовестных предпринимателей» идругими схожими формулировками. В действительности же вместо «гармонизации» мыполучим «монополизацию» и бесконтрольный рост тарифов на услугу по предоставлению подвижного состава. А уже какследствие нас ждет еще больший отток грузов с ЖД, так как цена на машину будетеще на порядок ниже.
- Как следует доработатьзаконопроект?
- Важно учесть интересы даже неодного, а нескольких профессиональных сообществ, а также самихкомпаний-операторов. Но уже сейчас очевидно, что требуется внести следующиепоправки в документ. Во-первых, необходимо, чтобы сами участники рынка, вданном случае операторы, определили, какое количество СРО необходимо.Организации могут создаваться по разным признакам: например, компании, которыевозят скоропорт не могут состоять в одном СРО и играть по одним правилам фирмами, которые транспортирую зерно, уголь,и т.д. Ведь это разные продукты, с разной маржинальностью, правилами перевозкии т.д.
Во-вторых, следует предусмотретьвозможность для региональных операторов создавать свои СРО по территориальномупризнаку. Ведь не все такие операторы могут нести в том числе и фин. Нагрузкуучастия в СРО наравне с крупными федеральными или Московскими компаниями.
- Прислушивается лигосударственный регулятор к мнению участников отрасли, которые выступают противобязательного членства в единой СРО?
- Пока можно с уверенностьюсказать, что «нас слушают» и уже этот факт мы воспринимаем с осторожнымоптимизмом. Прислушаются ли – это уже второй вопрос, над которым АСОРПСработает. Мы получили от Минтранса копию документа РЖД для ознакомления.Естественно, мы укажем свои пожелания и дадим отзыв на инициативу коллег.Ассоциация операторов рефрижераторного подвижного состава надеется, что даннаяинициатива будет серьезно доработана. Ведь ее реализация в нынешнем видесоздаст опасный прецедент. Со своей стороны, АСОРПС будет и впредь делать всевозможное для того, чтобы создать для своих членов комфортные условия работы нарынке. В этой связи одной из важнейших задач становится право выбора СРО.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru