Николай Афанасьев: «Бизнес в сфере пожарной безопасности созрел для обязательного саморегулирования»
20 мая в Общественной палате РФ прошел I Всероссийский Съезд некоммерческих и саморегулируемых организаций, работающих в области обеспечения пожарной безопасности. Съезд был проведен по инициативе Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ). Своими впечатлениями о съезде с нашим порталом поделился директор департамента НСОПБ по организации саморегулирования Николай Афанасьев.
- Николай Викторович, довольны ли Вы принятыми на съезде решениями? Какие из них имеют особенно большое значение для дальнейшего развития саморегулирования и почему? Поможет ли правительство с их выполнением?
-Самое важное и самое главное, что произошло на съезде, это консолидация усилий бизнес-сообщества, оказывающего услуги в области обеспечения пожарной безопасности. Мы показали, что сегодня в нашей стране уже сформированы две системы обеспечения пожарной безопасности – государственная и негосударственная, которые должны работать в тесном взаимодействии на принципах добровольности и взаимной выгоды.
Более того, негосударственная сфера обеспечения пожарной безопасности является важной составной частью сферы обеспечения безопасности страны. «Краеугольным камнем», основой нашей отрасли, являются проектно-монтажные организации, предоставляющие услуги и производящие работы в области обеспечения пожарной безопасности. Вокруг них «крутится» весь рынок – и собственники объектов, и производители пожарно-технической продукции, и экспертное сообщество.
Сейчас при осуществлении своей деятельности эти организации сталкиваются с различными трудностями, в том числе, с избыточной административной и финансовой нагрузкой. Они должны иметь и лицензию МЧС России, и допуски проектного и строительного СРО. Соответственно, идут проверки за проверками… А когда этим организациям работать?
Поэтому на съезде и было принято решение о доработке Концепции развития Негосударственной сферы пожарной безопасности. В ней большое внимание необходимо уделить – небольшим организациям, которые обеспечивают пожарную безопасность в нашей стране и представляют малый и микро-бизнес. Их голос не слышен, поэтому они объединяются в организации, которые получают статус СРО, для защиты своих членов и отстаивания их интересов.
Да, им тяжело бороться с недобросовестными организациями.В связи с этим одной из главных задач, поставленных этой Концепцией, является переход от добровольного саморегулирования к обязательному. В этом нас поддерживает МЧС России, которое в своем документе «О концепции основных направлений совершенствования деятельности надзорных органов МЧС России» ставит конкретный срок - 1 января 2016 года. Поддерживает и Правительство РФ, принявшее новую редакцию «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года».
Как показал Съезд, нас поддерживают и представители законодательной власти. Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров не смог лично присутствовать на Съезде, но передал от себя послание… В состав Президиума Съезда вошли Первый заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Карпов, Депутат ГД ФС РФ, член Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Шеин. Нас поддержала и Общественная палата РФ в лице Секретаря Общественной палаты РФ, сопредседателя Центрального штаба Общероссийского народного фронта Александра Бречалова и Заместителя Председателя Комиссии ОП РФ Дмитрия Галочкина.
В соответствии с решением съезда, уже создана рабочая группа по развитию негосударственной сферы пожарной безопасности на площадке Общественной Палаты Российской Федерации, которая и займется претворением в жизнь его решений, в т.ч. и в области саморегулирования.
- Несмотря на отсутствие закона о СРО в сфере пожарной безопасности, многие СРО и некоммерческие партнерства, созданные еще 2010 году, успешно работают? Что это дает их членам? Вместе с тем довольно большое число СРО и некоммерческих партнерств не сумели закрепиться на рынке?
- Вот чем реально занимаются НП и СРО в области пожарной безопасности:
1. Подтверждение компетентности членов на основе разработанных и признанных стандартов профессиональной и предпринимательской деятельности;
2. Представление и защита интересов сообщества (членов СРО) в органах власти РФ, судах, предприятиях и иных организациях;
3. Оказание юридических, консультационных услуг и иное информационное сопровождение;
4. Организация профессионального обучения и аттестация работников – членов СРО и организация сертификации произведенных членами СРО работ и услуг, товаров;
5. Включение руководителей СРО в состав советов, комиссий, рабочих групп и т.п. при органах исполнительной власти субъектов (в т.ч. при территориальных органах МЧС РФ, при губернаторах и т.д.);
6. Предоставление льготных условий кредитования и страхования.
Сегодня мы прорабатываем механизмы реализации положений части 4 ст. 7 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».Так, в соответствии с частью 10 ст. 9 указанного Закона плановая проверка членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем 10 % общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов СРО в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.При проведении внеплановой выездной проверки членов СРО органы контроля (надзора) обязаны уведомить саморегулируемую организацию о проведении внеплановой выездной проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении внеплановой выездной проверки.
После запуска этого правового механизма, поверьте, нас станет ещё больше.Не секрет, что с 2010 года большое число Некоммерческих партнерств, объединяющих субъектов, предоставляющих услуги в области пожарной безопасности (в том числе и получивших статус СРО) самоликвидировались или находятся в «законсервированном» состоянии и не ведут никакую работу.Это связано с целями их создания.
Очевидно, что их учредители предполагали зарабатывать на страховании, компенсационных фондах и членских взносах, ничего не отдавая взамен своим членам. Но принятие закона затянулось… Считаю, что это только к лучшему. Наша негосударственная сфера пожарной безопасности очистилась от балласта. У нас нет коммерческих СРО. Со стороны НСПБ созданы все условия для должного развития отрасли: сформированы соответствующие институты, созданы условия для их функционирования, выработан инструментарий. По нашему мнению, бизнес-сообщество в сфере обеспечения пожарной безопасности созрело для того, чтобы принять на себя часть регулятивных функций.
- На съезде прозвучало предложение создать единый госреестр для некоммерческих организаций, работающих в области пожарной безопасности. Поддерживаете ли Вы эту идею?
- В принципе, такой госреестр существует, и посмотреть его можно на сайте Росреестра. Его недостаток в том, что в нем перечислены все зарегистрированные добровольные СРО. Поэтому заказчику выделить пожарные СРО достаточно затруднительно. Кроме того, как я уже говорил в предыдущем интервью вашему порталу, пока ряд НП не торопится получать статус саморегулируемой организации до принятия закона об обязательном СРО. Вместе с тем, количество ассоциаций и союзов, действующих в сфере пожарной безопасности, продолжает расти. Это происходит в Приволжском и Южном федеральных округах.
В связи с этим на сайте Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности размещен «Перечень некоммерческих организаций», члены которых оказывают услуги в области обеспечения пожарной безопасности, который структурирован по регионам. Естественно, если предприниматель представляет заказчику свидетельство о членстве его организации в НП или СРО, ему больше доверяют.
- Многие считают, что принятие закона об обязательных СРО в области пожарной безопасности поможет повысить эффективность их работы. Вместе с тем вступление в СРО связано с взносами в компфонд, членскими взносами и т.д. Не создаст ли это дополнительные барьеры для малого и микро-бизнеса?
- Здесь хотелось бы остановиться на заявлениях «экспертов» малого бизнеса, о том, что государственная пошлина за предоставление лицензии МЧС составляет 6 тыс.-7,5 тыс. рублей и действует она бессрочно… А также говорят о том, что учитывая сложившуюся в настоящее время сложную экономическую ситуацию в стране малый бизнес «финансово не потянет» саморегулирование в области пожарной безопасности.
Эти мнения объединяет одна идея - сохранение «барьера» для развития малого и микро-бизнеса в строительстве в сфере монтажа систем и элементов противопожарной защиты. И это можно доказать с помощью цифр.Приведу выдержку из текста законопроекта № 305620-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности»:
«Статья 394. Требования к некоммерческим организациям, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации…для саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты … сформировать компенсационный фонд за счет взносов членов данной саморегулируемой организации в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей в отношении каждого члена…»
«Статья 397. Национальное объединение саморегулируемых организаций в области пожарной безопасностиВ целях координации своей деятельности, … саморегулируемые организации в области пожарной безопасности вправе создать национальное объединение саморегулируемых организаций и быть его членами…»
Национальное объединение – добровольное (не хотите вступать – взносов не платить – не вступайте – в отличии от строительства)При прочих равных условиях (наличие квалифицированных специалистов, необходимого поверенного или аттестованного оборудования) для получения лицензии реально уходит от 30 до 45 дней. Для получения допуска – одна неделя.
Получается, что с момента принятия на работу трех специалистов, аренды офиса и до получения лицензии предприниматель тратит около 80 тыс. рублей (оклад специалиста около 18 тыс. руб., аренда 8 тыс. руб. и т.д.). В случае с саморегулированием для получения допуска требуется заплатить: 50 тыс. руб. (компенсационный фонд), 5 тыс. руб. (вступительный взнос), плюс те же траты за неделю – около 17 тыс. рублей, то есть несколько меньше - 72 тыс. рублей. Это расходы для тех, кто начинает свой бизнес. А для тех, кто уже имеет лицензию, при вступлении в СРО необходимо заплатить 55 тысяч рублей. Ну и, кроме того, ежемесячный членский взнос, ориентировочно равный 4 тыс. руб.
Готов ли начинающий предприниматель платить 4 тысячи рублей в месяц и иметь допуск для работы на новостройке или нет? Готов ли предприниматель, имеющий лицензию, заплатить 55 тысяч за вход и платить 4 тысячи рублей в месяц и иметь допуск для работы на новостройке или нет? Так вот, первый выполненный договор подряда отобьёт все эти деньги с лихвой! Причем, здесь мы еще не посчитали экономию за счет перечисленных выше услуг, предоставляемых СРО…
От закона об обязательных СРО в области пожарной безопасности мы, прежде всего, ждем снятие избыточной административной и финансовой нагрузки с бизнес-сообщества в нашей сфере деятельности. Ну и дальнейшего развития негосударственной сферы пожарной безопасности и общего повышения безопасности для всех живущих в нашей стране граждан.
Владимир Брюков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru