1. Главная
  2. Интервью
  3. Леонид Питерский: «Энергоаудит - задача большой государственной важности, которую надо решать всем»
Интервью

174

Леонид Питерский: «Энергоаудит - задача большой государственной важности, которую надо решать всем»

 Леонид Питерский: «Энергоаудит - задача большой государственной важности, которую надо решать всем»В условиях постоянного роста цен на энергоресурсы их использование должно быть эффективным и экономичным. Именно энергоаудит способствует энергосбережению. О том, что такое энергоаудит, для чего он нужен и как энергоаудит работает у нас в стране, мы побеседовали с вице-президентом, руководителем Аппарата Национального объединения энергоаудиторов Леонидом Питерским.

- Леонид Юрьевич, при соприкосновении с проблемой энергосбережения, а соответственно и с энергоаудитом возникает огромное количество вопросов. Какова общая картина с энергоаудитом по стране, его целесообразность, проблемы?

- Начну с того, что энергоаудиторы существуют достаточно много лет. Они были и в Советском Союзе, и в постперестроечный период, и в лихие 90-е годы. Но в корне изменилось отношение к энергоаудиту только после принятия в ноябре 2009 года 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Энергетические обследования стали обязательны для всех бюджетных организаций, для организаций у которых потребление энергоресурсов свыше 10 млн. рублей в год, для организаций, где есть доля государства, - открытые акционерные общества, ГУПы. По нашим подсчетам - около миллиона организаций в стране, которые владеют зданиями и сооружениями.
Энергоаудит является начальным этапом энергосбережения. Это необходимый инструмент и основа для разработки программы энергосбережения. В первую очередь, он направлен на то, чтобы провести энергетическую инвентаризацию нашей страны. Как известно, главным результатом энергоаудита является начало разработки норм расходов топлива, электрической и тепловой энергии.
Ни для кого не секрет, что сегодня в нашей стране составляющая энергозатрат во внутреннем валовом продукте (ВВП) в любом производстве примерно в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 3-3,5 раза выше, чем в развитых странах. Сохранение высокой энергоемкости российской экономики приводит к снижению энергетической безопасности России и сдерживанию экономического роста. Мириться с этим нельзя. Зачем строить дополнительные электростанции, когда можно бережно относиться к тому, что имеем. Выход России на стандарты благосостояния развитых стран на фоне усиления глобальной конкуренции и исчерпания сырьевых источников требует кардинального повышения эффективности использования всех видов энергетических ресурсов.
Проведя инвентаризацию энергетического хозяйства и энергопотребления в нашей стране можно проанализировать собранные данные и сделать выводы, на чем страна может сэкономить, где нам нужно устранить нерациональные потери, которые существуют, а их, к сожалению, достаточно большое количество. Поэтому перед нами стоит задача большой государственной важности и ее надо решать всем.
На сегодняшний день главная проблема в области энергетических обследований, состоит в том, что как таковой профессии энергоаудитора у нас официально не существует. 261-ФЗ устанавливает понятие энергоаудитор, то есть человек после 72 часов повышения квалификации имеет право проводить энергетические обследования. Но понятие «повышение квалификации», как я понимаю, относится к человеку, который работает в определенной области, и он, пройдя курсы, становится специалистом. К слову, профессиональных энергоаудиторов у нас очень ограниченное количество. Замечу, у нас в стране нет даже элементарных специальных курсов подготовки энергоаудиторов. Поэтому Национальное объединение энергоаудиторов ведет переговоры с рядом высших учебных заведений, чтобы они открыли такие курсы. Подчеркну, не повышения квалификации, ее можно повышать у готового энероаудитора, а курсы по подготовке профессиональных энергоаудиторов.
Вторая большая проблема - непонимание заказчиком важности энергоаудита. Очень часто приходится слышать от государственного заказчика, мол, нас закон обязал, но зачем нам это надо, это будет мешать нашей текущей работе, деньги на ветер и т.д. Между тем, государство тратит солидные бюджетные средства именно на подготовку специалистов от заказчика, которые должны отвечать за проведение энергоаудита. Но, к сожалению, заказчик несерьезно относится к данному вопросу.
Мы все привыкли к тому, что составляется бухгалтерский баланс, в котором отражается хозяйственная деятельность, но не все знают, что в производстве необходимо составлять еще и энергетический баланс. Энергопаспорт и есть фактически энергобаланс, в котором все должно четко сходиться, как в бухгалтерии, когда хороший бухгалтер ищет копеечку и, в конце концов, докапывается, где она затерялась. На сегодняшний день у нас достаточно профессионалов, которые могут технически провести энергетические обследования, но мало специалистов, которые могут правильно составить энергетический баланс – паспорт. Вот эта задача, которую и решает Национальное объединение энергоаудиторов, проводя серии семинаров по федеральным округам.
Вот, пожалуй, две основные проблемы, которые сегодня решают энергоаудиторы.

- Какие задачи стоят перед энергоаудитом?

В перспективе мы должны переходить к энергосервисным контрактам, то есть, когда в энергопаспорте мы пишем, какие мероприятия необходимо провести, чтобы исключить нерациональные потери. Сейчас пока это просто рекомендации. Кстати, предприятия по закону должны снизить такие потери на 15% за пять лет. Их можно снижать различными способами. На первых порах снижение будет осуществляться примитивными способами - это вовремя выключить свет, лишний раз окно не открывать, реже использовать систему вентиляции и прочее. Однако в дальнейшем это будет переходить в более серьезные рамки. Энергосервисные контракты должны повсеместно внедряться, подразумевая под собой проведение мероприятий по снижению нерациональных потерь. В частности, это реконструкция тепловых подстанций, электроподстанций, замена насосного оборудования и т.д. К слову, существует очень много различных мероприятий и масса технических средств, которые дают снижение нерациональных потерь. Но каждый объект индивидуален, и задача энергоаудитора подобрать самый оптимальный вариант решения проблемы энергосбережения. Мы уже сейчас готовимся к тому, чтобы проводить энергосервисные мероприятия на основании этих контрактов. Вот это основное, чем занимается НОЭ и задачи, которые стоят перед нами.
На сегодняшний день у нас отсутствуют единые методики ценообразования на проведение энергетических обследований. Нет единых стандартов – правил энергетических обследований. Это те вопросы, которые необходимо решать и они решаются. В прошлом году НОЭ было отработано 7 стандартов. Сегодня по закону они являются добровольными для исполнения, но, наверное, когда-нибудь станут обязательными.
Положительным моментом является то, что при Росстандарте создан материально-технический комитет. Он, правда, работает в области ЖКХ, но там есть одна тематика «энергоэффективность зданий и сооружений», то есть те стандарты, которые будут применяться на федеральном уровне. Эта работа уже началась и государство уделяет большое внимание тому, чтобы эта тема развивалась.

- А есть недобросовестные энергоаудиторы?

- Да, существует большая проблема с демпингом, когда на торгах отдельные его участники дают такое снижение, которое не укладывается ни в какие рамки. Часто встречаются объявления «Проводим энергетические обследования дистанционно». Я не представляю, как можно тепловизором дистанционно измерить конструктивные тепловые потери. Причем эти негативные явления порождены заказчиком. Напомню, до 31 декабря 2012 года все предприятия должны были иметь энергетический паспорт. На сегодняшний день энергетические паспорта имеют не более 20% организаций, и сейчас Ростехнадзор проверяет их наличие. Поэтому бюджетные организации, чтобы не попасть под штрафные санкции старались найти дешевых энергоаудиторов. Их не волновало качество энергетического обследования и как составлен паспорт. То есть многие организации формально подходили к выполнению ФЗ-№261.
Конечно, я понимаю, что это проблема роста и становления энергоаудита, но в моем понятии - это недопустимо. Если есть закон, его надо выполнять и относиться к этому добросовестно.
Демпинг мешает, в ФЗ-№ 94, есть недостатки, например, он обязывает бюджетные организации только через торги определять подрядчика, где решающим фактором является цена. Понятно, бюджетные деньги надо экономить, но не в ущерб качеству и тех задач, которые поставлены решать государством.

- А как боретесь с «коммерсантами»?

- Борьба с коммерсантами сложна. Главный недочет заложен в ФЗ- №261. На сегодняшний день постановка энергопаспорта в реестр Минэнерго не является обязательной. Достаточно чтобы энергоаудитор сдал его в СРО, там проверили, поставили печать и отправили для регистрации в Минэнерго. Будет он там зарегистрирован или нет, это законодателем не определено. И этим пользуются недобросовестные энергоаудиторы, которые вольно трактуют закон и формально заполняют паспорта. Это бьет не только по профессиональным энеоргоаудиторам но и по государственной масштабной задаче, которая стоит в области энероэффективности.
Борьба здесь может идти по нескольким направлениям. Первое, если сделают обязательной постановку в реестр регистрации Минэнерго и заказчику не разрешат подписывать акт о выполненных работах до момента постановки энергопаспорта в реестр. Второе, к сожалению, у нас рыночные отношения, если есть спрос, значит, и будет предложение. Если есть спрос на некачественные паспорта со стороны заказчика, то всегда появится предложение. Здесь думаю, прежде всего, надо вести работу с заказчиками, объясняя последствия дешевого и некачественного энергоаудита.

- Какие еще существуют пробелы в законодательстве об энергоаудите?

- ФЗ-№ 261 - рамочный закон, определяющий основные положения работы в энергоаудита, сейчас в него вносится много поправок. В частности, предусматривается ответственность и заказчика, и энергоаудитора, и СРО, в первую очередь, за качество энергетических обследований. Также вносится понятия энергосервисного контракта и энергосервисных компаний. Закон совершенствуется, и мы прекрасно понимаем, что сразу в первой версии ФЗ-№ 261 невозможно было все учесть и только практика показывает какие коррективы необходимо вносить. Надо отметить, что достаточно хорошо в этом плане работает Комитет Госдумы по энергетике, который возглавляет Иван Грачев и его первый заместитель Юрий Липатов, который и был автором ФЗ-№ 261 . Кстати, сам Липатов признает, что были недоработки, много надо менять, добавлять. И сейчас Комитет по энергетике по этому вопросу активно работает. Я думаю, что уже в эту весеннюю сессию будут внесены какие-то предложения, в крайнем случае, в осеннюю сессию решены обязательно.

- Минэнерго приводит пугающую статистику, что было сдано около 40 тысяч энергопаспортов, а принято всего 2 тысячи. Это некачественная работа?

- Честно говоря, года два назад, я думал, что в Минэнерго сидят крючкотворцы, которые не пропускают энергопаспорта. Но, сейчас, когда по роду своей деятельности в рамках Национального объединения мы анализируем те паспорта, которые сдаются в Минэнерго, даже на первый взгляд 90% паспортов которые сдаются, они не низкого уровня качества, они просто неправильно заполнены. Энергоаудитор составляя энергопаспорт забывает проверить по базам предприятий точный адрес, расчетный счет организации. То есть информация должна браться из государственных баз данных и вноситься в энергопаспорт, чтобы все совпадало. Почему это необходимо? Так как работа связана с бюджетными организациями, то здесь не должно быть никаких погрешностей. Также очень часто какие-то приложения заполняются не полностью. И здесь необходима бухгалтерская кропотливость, четкость и корреляция одного приложения с другим. Подчеркну, основная причина, по которой приходит отказ из Министерства энергетики - чисто техническое неправильное заполнение паспорта. Поэтому надо быть внимательным и аккуратным, как при составлении бухгалтерского баланса.
- Скажите, а зачем саморегулирование нужно в энергоаудите?
- На мой взгляд, саморегулирование, в первую очередь, должно быть в энергоаудите. То, что государство передало часть своих функций профессиональному сообществу это правильно. Ибо только сами профессионалы могут установить не просто правила игры на рынке энергетических обследований, а единые стандарты и правила работы на этом рынке. Должна быть унификация, государство не может взять на себя все функции. На сегодняшний день профессионалы хорошо знают, что надо решать в их отрасли и государство должно им помогать. Оно установило общие правила, а технические вопросы должны решаться саморегулируемыми организациями, которые объединяют профессионалов. Само профсообщество определяет, какие новые тенденции необходимо внедрять в сферы энергосбережения и энергоэффективности. Согласитесь, правительство не может за такими тонкостями уследить и регламентировать всю нашу работу. То есть государство установило рамки, а остальное оставило профессиональному сообществу, дав возможность ему работать и здесь без саморегулирования не обойтись.
с 1 января 2010 года начала действовать система СРО в энергоаудите. Она предусматривает обязательное получение физическими и юридическими лицами, осуществляющими данную деятельность, допусков к работам, которые выдают саморегулируемые организации. Таким образом, законодатель возложил на СРО ответственность за качество проведенного аудита и составленных в дальнейшем энергопаспортов. В идеале все неблагонадежные СРО должны отсеяться, ведь Минэнерго может исключить их за некачественную работу или, например, за подтасовку данных.

- Как в строительстве решается проблема энергоаудита?

- Нам надо добиться того чтобы не просто организация, как предусмотрено ФЗ-№ 261, а каждое здание и сооружение имели энергетический паспорт, который периодически обновлялся. Например, на Западе нет ни одного объекта, который бы не имел энергетический паспорт, класс энергоэффективности здания, сооружения. Если посмотреть предложения риэлтерских компаний, которые выставляют на продажу квартиры, здания, коттеджи, то у них везде указан класс энергоэффективности объекта недвижимости. И вот это надо вводить у нас в стране, потому что тепловые потери у нас в зданиях и сооружениях колоссальны. Здесь мы должны тесно работать со строителями в том плане, что по линии новых технологий материалов мы неразрывно связаны. Я вообще считаю, что строительная, проектная отрасли, ЖКХ, энергоаудиторы мы все работаем над одним. У нас много точек соприкосновения, недаром наше Объединение заключило соглашение с Национальным объединением строителей о совместной деятельности, о проведении совместных мероприятий, разработки стандартов в области энергоэффективности, энергосбережения. Сейчас мы готовим такое же соглашение с Национальным объединением проектировщиков (НОП), подписано соглашение с Национальным агентством малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС).

- Как складываются отношения с Министерством энергетики?

- Надо отдать должное министерству они никогда нам не отказывают в помощи, в рекомендациях и отвечают на все вопросы, которые стоят перед энергоаудиторами. К сожалению, отдел, который этим занимается, весьма малочисленный. Поэтому мы в НОЭ стараемся аккумулировать вопросы стоящие перед профессиональным сообществом от тех СРО, которые входят в Нацобъединение, и потом одним пулом решать их в министерстве. В ведомстве рабочая реакция, повторюсь, не было отказов в плане, разбирайтесь сами наша задача проверить и поставить в реестр. Нам всегда идут на встречу.

- Какой регион по развитию энергоаудита наиболее продвинутый?

- Я бы назвал Северо-Западный федеральный округ, в частности Санкт-Петербург и Ленобласть. Здесь очень квалифицированные специалисты, большое количество СРО. Конечно, нельзя не отметить Москву из-за ее многочисленности, потому что тенденция количество переходит в качество. Очень хорошо в энергетическом плане развивается Приволжский федеральный округ, там очень большое количество профессиональных энергоаудиторов. Вот, пожалуй, эти три федеральных округа, которые я бы назвал лидерами.

- Каковы перспективы у энергоаудита?

- На данный момент в России остро стоит решение проблемы энергосбережения, государство усиливает контроль за сферой энергоаудита, рынок энергоаудита постоянно растет, расширяется, и в ближайшее время нас ожидает еще больший прорыв в этой сфере. У нас нет другого выхода, как идти по этому пути, а значит, отрасль будет развиваться. Замечу и Президент Владимир Путин, и Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев практически на каждом совещании говорят о важности энергетической сферы, акцентируя внимание на энергосбережении и энергоэффективности. И от того, как они будут решаться, зависит развитие нашей экономики и страны в целом.

Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вопрос:

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») строительной организации, если имеющееся у нее свидетельство саморегулируемой организации приостановлено по причине имеющейся задолженности по основным взносам СРО?

Ответ:

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 г. деятельность считается осуществляемой без лицензии (разрешения) и в тех случаях, когда действие лицензии (разрешения) приостановлено. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, наряду с приостановлением допуска необходимо также одно из следующих условий:

- преступник извлек доход в размере 1 000 000 руб. или выше;
- преступник причинил ущерб в размере 1 000 000 руб. или выше.

Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, когда для этого имеются достаточные основания.

Вернуть старый дизайн