Почему возник кризис доверия к СРО? Два извечных русских вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?»
Анализ процессов, происходящих в отечественном саморегулировании, а также перспективы его развития волнуют многих специалистов и экспертов. На вопросы Информационного портала «Все о саморегулировании» отвечает Исполнительный директор Института проблем саморегулирования Николай Сорокин.
- Почему возник кризис доверия к СРО? И два извечных русских вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?»
- Кризис доверия в СРО связан с одним моментом – многие СРО так и не стали теми структурами, каковыми они первоначально замышлялись. Вместо того чтобы стать реальными саморегулируемыми сообществами, которые совместно бы решали вопросы каждого своего участника, в том числе, в плане повышения качества работ и безопасности, многие из них превратились в коммерческие и полукоммерческие организации. Сегодня руководство этих саморегулируемых организаций занимается только зарабатыванием денег с использованием входящих в СРО организаций. По сути, такие СРО паразитируют на своих членах. Вот в чем основная проблема. Эта паразитическая составляющая коммерческих СРО и подрывает доверие ко всему саморегулируемому сообществу. Разумеется, обо всех огульно говорить нельзя, это абсолютно неверная и ущербная позиция. Большинство СРО – абсолютно чисты перед законом и своими компаниями. Но проблема есть.
Кто виноват?
Виноваты все и одновременно никто, как у нас в России обычно бывает. В этом виновата общая политическая, экономическая и социальная обстановка в стране. В этом виноват господствующий тренд на всемерное обогащение любой ценой, без оглядки на его способы и происхождение капитала. В этом виноваты конкретные руководители СРО, которые изначально создавали данные организации исключительно для извлечения прибыли. В этом виновато и само сообщество строительное, проектное и представители прочих саморегулируемых отраслей, которые привыкли, что над ними всегда кто-то стоит и кому-то надо платить. И, по большому счету, им все равно кому - государству или некоммерческому партнерству. В этом виноват общий климат в стране, который, к сожалению, не предполагает реального саморегулирования.
Что такое саморегулирование? Это создание некоего сообщества, которое совместно к всеобщей выгоде решает вопросы, стоящие перед ним. Это вопросы улучшения вхождения в разного рода бизнес, получение подрядов, участие в государственных и прочих программах, нормальное законодательство, которое предполагает защиту интересов малого и среднего бизнеса. Крупные монополии, в том числе и в строительной сфере выживут и без саморегулирования. Ведь изначально идея саморегулирования была сформулированна для представителей малого и среднего бизнеса. Она должна была их объединить. Именно им на сегодняшний день выгодно наличие нормальных, вменяемых саморегулируемых организаций, которые отстаивают их интересы. Я подчеркиваю, речь идет только о представителях малого и среднего бизнеса, ибо они, прежде всего, нуждаются в саморегулировании.
Что делать?
Нужно возвращать существующую сегодня систему саморегулирования к ее изначальным задачам и замыслам. Мы не должны окончательно превратить саморегулирование в систему тотального госделегирования полномочий, загнать ее в рамки этого бесперспективного проекта То есть, СРО это не посредники между государством и участниками строительного, проектного и прочих регулируемых рынков. СРО это некие «пулы», которые обеспечивают баланс интересов между государством и бизнесом. Только с чистого листа начинать не надо. Необходимо использовать имеющиеся положительные наработки и сбалансированно развивать всю систему саморегулирования.
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru