Рынок обращения с отходами — будущее за СРО
Рынок обращения с отходами переживает трудные времена. Об этом в последнее время всё громче говорят специалисты. Многие представители профессионального сообщества склоняются к тому, что нормализовать ситуацию возможно лишь обеспечив условия для адекватной конкуренции, которых сегодня в данном секторе экономики, увы, нет… Контрольные же функции в деле транспортирования твёрдых коммунальных отходов стоит передать саморегулируемым организациям. Стоит отметить, что сегодня около 4 тысяч операторов по обращению с отходами являются членами СРО, однако проблем в отрасли не убавилось. Мы наблюдаем ситуацию, когда «воз и ныне там»...
На эту тему мы решили побеседовать с генеральным директором СРО РОСЭКОПРО, сопредседателем Национального союза саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами, членом Экспертного совета по развитию промышленности и инновационных технологий по переработке отходов производства и потребления при Комитете ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, членом Общественного совета АНО «Общественный форум «Экология»» — Андреем Умниковым.
— Андрей, что мешает созданию комфортной предпринимательской среды и развитию системы саморегулирования в сфере обращения с отходами?
— Правильно было бы сказать, и что, и кто. На данный момент, 94% операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) — это микропредприятия, малые предприятия, а также индивидуальные предприниматели. Одним из основных административных барьеров для предпринимательской деятельности в сфере обращения с отходами является лицензирование. Ранее ваш портал уже описывал все «прелести» этой насквозь коррумпированной государственной услуги. Именно отмена лицензирования отдельных видов деятельности явилась бы первым практическим шагом на пути к реформе контрольно-надзорной деятельности в сфере обращения с отходами. Об этом традиционно много говорят, но ничего не делают.
С высоких трибун мы то и дело слышим о поддержке малого бизнеса, его инициатив и самостоятельности, однако сделано в этом направлении реально мало. Чиновники всегда начеку. Они действуют по принципу «Держать и не пущать!», стараясь всё удержать в своих загребущих ручках. Понятием «государство» прикрывается армия чиновников всех мастей, которые из великого множества всевозможных и «высосанных из пальца» административных барьеров сделали себе прибыльный бизнес. Из-за указанной причины, экологическая безопасность во многих регионах страны оказалась под угрозой, и об этом неоднократно говорил Президент России.
— Тем не менее, чиновники, отвечающие за экологическую безопасность страны, публично заявляют, что всё под контролем…
— Дело в том, что наше общество столкнулось в данной сфере с таким явлением, как «кладбище информации». Из страха лишиться своего места, никто из них, «следящих за экологией», не хочет взять на себя ответственность и публично признать очевидное. Реальность же такова, что постоянно растущий объем отходов производства и потребления и стремительное увеличение количества участников рынка не позволяют Росприроднадзору обеспечить необходимый уровень контроля за обращением с отходами. Это ведёт к дальнейшему ухудшению экологической обстановки, в первую очередь за счет образования и стремительного роста количества стихийных свалок.
Для любого здравомыслящего человека очевидно, что силами 1150 штатных инспекторов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования невозможно физически обеспечить эффективный контроль деятельности 80 953 объектов федерального экологического надзора и около 100 тысяч субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих сбор, транспортирование обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления I-IV классов опасности!
До смены руководства позиция Росприроднадзора была ещё курьёзнее: в образовании незаконных свалках виноваты все поголовно, включая губернаторов, но только не надзорное ведомство. В 2014 году экс-руководство Минприроды и Минстроя пролоббировало расширение области лицензирования и в результате за 2014—2017 гг. мы получили рост количества несанкционированных свалок на 64%. Официально данная информация никем не озвучивается, что является прямым нарушением законодательства — статьи 42 Конституции РФ и статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Такой печальный результат — в первую очередь, негативная оценка работы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Поставив в тот период под угрозу экологическую безопасность многих регионов страны, она продолжала упорно держаться за лицензирование, несмотря на продолжавшиеся «посадки» своих высокопоставленных чиновников по коррупционным статьям, связанным именно с контрольно-надзорной деятельностью. Полагаю, чтобы исправить ситуацию, новому руководству федеральной службы целесообразно мобилизовать дополнительные ресурсы, в первую очередь, самих участников рынка.
— В каком состоянии находится система саморегулирования в области обращения с отходами?
— Саморегулирование в России успешно работает в 24 областях экономики. Область обращения с отходами — не исключение, а опыт работы с 2005 года позволил институту СРО разработать и внедрить «Стандарт обращения с отходами производства и потребления I-IV классов опасности», проводить контрольные мероприятия с использованием аппаратуры спутниковой навигации, отработать механизм возмещения причиненного ущерба за счет средств компенсационных фондов, организовать плодотворное сотрудничество с региональными и муниципальными властями, а также общественниками и экологами.
В 2013 году был учрежден наш Национальный союз, который объединяет 26 саморегулируемых организаций и более 4000 операторов по обращению с отходами
Что можно отметить в плане дальнейшего развития саморегулирования в отрасли? Отсутствие должного лицензионного надзора на стационарных объектах захоронения отходов, например, на полигонах и свалках «Белое море», «Красный бор», «Игумново», «Шушары», «Лесная», «Черная дыра» и множества других, объективно подтверждает и отсутствие потенциальной возможности у Росприроднадзора контролировать деятельность десятков тысяч мобильных субъектов хозяйствующей деятельности, осуществляющих перевозку отходов. В связи с этим, ответственность за транспортирование ТКО, от которого непосредственно зависит конечный пункт их выгрузки — на полигоне или на несанкционированной свалке (их количество в стране составляет более 110 тысяч и представляет реальную угрозу здоровью населения), целесообразно возложить на самих участников рынка. Отраслевые саморегулируемые организации имеют необходимые рычаги воздействия на перевозчиков отходов, однако, объективная реальность показывает, что для кардинального перелома сложившейся ситуации требуется перейти к законодательному закреплению полномочий саморегулирования по допуску к перевозкам и контролю транспортирования, в первую очередь ТКО.
— Как воспринимаются Ваши предложения ответственными чиновниками?
— Казалось бы, государству предлагается существенная помощь в решении важной проблемы, однако принять это содействие чиновники не хотят. Ничем не обосновывая, говорят, что это «нецелесообразно». Несмотря на реальное положение дел, отдельные чиновники Минприроды заявляют, что лицензионный надзор находится на высоком уровне, а отдельные чиновники Минэкономразвития говорят о недопустимости увеличения финансовой нагрузки на бизнес при обязательном членстве перевозчиков отходов в СРО. И все это — на фоне роста количества несанкционированных свалок, поборов с бизнеса проверяющими от различных ведомств, процветающей коррупции лицензионного надзора, увеличения стоимости всевозможных акцизов, введения налога на самозанятых и увеличения НДС. Считаю такие заявления профанацией и верхом цинизма!
Шестидесятичетырёхпроцентный рост количества несанкционированных свалок, чрезвычайные происшествия на печально известных всей стране полигонах «Кучино», который был закрыт лично президентом Путиным в июне 2017 года, и «Ядрово», где 21 марта 2018 года из-за выброса свалочного газа были госпитализированы 53 ребенка, а также вышеперечисленные полигоны и свалки, являющиеся объектами лицензионного надзора, но представляющими экологическую опасность — всё это красноречиво говорит о как раз о несостоятельности заявлений о «нецелесообразности передачи части разрешительно-контрольных функций бизнес-сообществу и сохранении системы лицензирования транспортирования ТКО».
По поводу увеличения финансовой нагрузки на предпринимателей — в наших предложениях, учтенных в законопроекте, установлены ограничения на величину вступительного, членского и целевых взносов, которые указанную «нагрузку» делают ничтожной.
Абсурдной является и ситуация, когда транспортирование «малоопасных» твёрдых коммунальных отходов (IV класса опасности) — лицензируется, а допуск к строительству атомных электростанций, объектов космической отрасли, инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта, портовых сооружений, метрополитенов и других особо опасных и технически сложных объектов, где риски причинения вреда здоровью людей и ущерба окружающей среде тысячекратно превышают риски при перевозке мусора, осуществляется под контролем СРО в области строительства, и они успешно действуют на рынке более 9 лет. Лицензирование транспортирования ТКО является одним из избыточных административных барьеров, убрать которые призывает президент РФ.
Ещё одна причина необходимости дальнейшего развития саморегулирования на рынке коммунальных отходов — это наблюдаемое во всех регионах стремление к обогащению за счет населения и полукриминальные методы «расчистки» рынка «региональными операторами по обращению с ТКО». В своём обращении к Федеральному Собранию президент РФ, абсолютно справедливо, назвал их «мутными конторами». Мы на всю страну заявляли о незаконно урезанной лоббистами, но высокооплачиваемой за наш счет, деятельности региональных операторов, и президент это также отметил.
Через ваш портал хочу ещё раз обратить внимание на проблему. Региональные операторы только вывозят и захоранивают отходы, зачастую на несанкционированных свалках, но никто из них ТКО не перерабатывает, несмотря на прямую обязанность, установленную Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» и «Правилами обращения с ТКО», утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156. При этом деньги с населения берутся по полной программе, якобы за выполнение региональными операторами всего цикла обращения с ТКО, включая обработку и переработку. Это даже не профанация, а уголовно наказуемое деяние, что, естественно, вызывает отторжение и протест многих граждан.
Еще один негативный факт неконституционного введения монополизма региональных операторов на рынке ТКО — аффилированная спайка «региональная власть – региональный оператор». Она душит малый бизнес на корню, используя существующий лицензионный надзор, как один из инструментов оказания давления, выдавливания с рынка и доведения до банкротства неугодных предприятий, организаций и ИП. Противостоять этому беспределу и защитить малое предпринимательство могут только отраслевые саморегулируемые организации, предоставление полномочий которым и обеспечит благоприятный предпринимательский климат на рынке обращения с отходами и цивилизованные условия конкуренции.
Тем не менее, министерства и законодатели ждут «сигнала» из Кремля, а сами проявить необходимую инициативу не решаются. Вот еще одна причина нашего «бега на месте» и отсутствия «рывка» или «прорыва», о которых постоянно говорит глава государства. Президент Путин всегда поддерживал и поддерживает саморегулирование, и Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», который дал зеленый свет развитию саморегулируемых организаций в стране, подписан им лично.
— Андрей, в различных СМИ широко обсуждаются предложения бизнес-сообщества отрасли по участию в реализации национального проекта «Экология». Расскажите, пожалуйста об инициативах Национального союза?
— Да, конечно, и не только по проекту «Экология». Одним из федеральных проектов, входящих в национальный проект «Экология», является федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». Создание разветвленой сети предприятий по обработке и утилизации ТКО, предусмотренное федеральным проектом — это новые рабочие места и логистически доступные стационарные пункты транспортирования ТКО. Ввиду этого, бизнес-сообщество крайне заинтересовано в строительстве сети из 220 мусороперерабатывающих комплексов по всей территории России, запланированном в федеральном проекте.
Одним из федеральных проектов, входящих в национальный проект «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является федеральный проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности». В ходе его исполнения предусмотрена реализация механизма «трансформация делового климата», предусматривающего снятие административных ограничений для ведения предпринимательской деятельности. Несомненно, что таким административным ограничением при осуществлении предпринимательской деятельности является лицензирование.
При этом для всех очевидно, что на реализацию указанных инициатив необходимы значительные финансовые средства, как бюджетные, так и внебюджетные. Национальный союз считает, что часть внебюджетных средств возможно и необходимо изыскать за счет внутренних ресурсов самих участников рынка.
В отличие от системы лицензирования, в систему саморегулирования заложена коллективная ответственность за причинения вреда здоровью, имуществу граждан, ущерба окружающей среде при обращении с отходами путем формирования компенсационных фондов. Бизнес-сообщество предлагает эффективно использовать указанные средства путем размещения компенсационных фондов всех отраслевых СРО на депозитных счетах одного уполномоченного банка с участием государственного капитала. Такой механизм позволит получать постоянный доход в виде процентов, образующихся в ходе финансовых операций с вкладами. Он будет направляться на пополнение учрежденного фонда финансовой поддержки (ФФП) членов саморегулируемых организаций, а также на компенсацию уполномоченному банку за предоставление льготных кредитов участникам СРО.
Это предложение укладывается в формат еще одного федерального проекта — «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию». Его поддержали Минпромторг, Минэкономики и Минсельхоз России, банки с государственным участием — «ВТБ», «МСП-банк», «Россельхозбанк» и «Сбербанк», а также АО «Корпорация «МСП», «Общественный экологический контроль России», «Опора России» и др.
Отмена лицензирования транспортирования ТКО и предоставление права их транспортирования членам отраслевых СРО, позволит реализовать в сфере обращения с отходами механизм «трансформация делового климата», повысить эффективность контроля за транспортированием ТКО, в том числе, за счет использования ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», а после принятия соответствующих поправок в законодательство, аккумулировать в ФФП порядка 13—15 миллиардов рублей внебюджетных средств и обеспечить повышение эффективности решения задач сразу двух национальных проектов.
Более того, одним из «пилотных проектов» инвестирования средств ФФП может стать строительство мусороперерабатывающего комплекса мощностью 2 миллиона тонн в год, реализация которого начата по решению Общего собрания членов Национального союза в районе г. Сланцы Ленинградской области. Решением Общего собрания не менее 80% чистой прибыли комплекса, в отличие от частных МПЗ, будет направляться в ФФП для дальнейшего финансирования строительства аналогичных объектов в других регионах страны. Разве такая инициатива не достойна поддержки?
14 января 2019 года Указом Президента создана публично-правовая компания «Российский экологический оператор» (ППК). Её основные цели — формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечение управления указанной системой, предотвращение вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращение во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и получения энергии, а также в целях ресурсосбережения.
Министр природных ресурсов и экологии РФ Д. Кобылкин отметил, что для финансирования работы ППК будет использовано 15 миллиардов рублей от «экологического сбора», который поступит в бюджет в совокупности с 2019 по 2024 год. По словам министра, этого мало: для создания необходимой инфраструктуры по сортировке и переработке мусора может потребоваться 100 миллиардов рублей из бюджета, однако эти расходы требуют обоснования… Национальный союз предлагает оказать поддержку деятельности ППК за счет участия в соглашении о государственно-частном партнерстве с ППК «Российский экологический оператор» путем приобретения облигаций, эмитентом которых будет являться ППК. В свою очередь, бизнес-сообщество, оказывая поддержку ППК в достижении вышеуказанных целей, в которых кровно заинтересованы все участники рынка обращения с отходами, будет получать доход от приобретенных облигаций, который будет направляться на пополнение ФФП. Считаю необходимым отметить, что средства ФФП при законодательной реализации предложения, за один год превысят средства от пятилетнего «экологического сбора» со всей страны и будут надежно защищены от «распила».
— Ответственные за выполнения нацпроектов поддержали предложения бизнес-сообщества?
— Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу обратить внимание на ряд ключевых моментов. Счетная палата РФ пришла к выводу, что расходы на нацпроекты, обозначенные в их паспортах, значительно превышают средства, заложенные на них в бюджете. Губернаторов тревожит, что недостающие для реализации нацпроектов средства из федерального бюджета будут изыскиваться за счет региональной части софинансирования. Финансирование нацпроекта «Экология» сокращен на 1/3, с 6 до 4 триллионов рублей. Министр природных ресурсов и экологии РФ публично заявил о недостатке финансового обеспечения деятельности ППК. Все эти тревожные сигналы должны были подвигнуть ответственных чиновников принять предложение бизнес-сообщества по формированию внебюджетного источника финансирования.
Однако не тут-то было! Предложения по реализации инициативы Национального союза ещё в ноябре 2018 года были направлены в Правительство РФ. В декабре 2018 года членом Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды В.П. Драчевым подготовлен соответствующий законопроект, который находится на экспертизе в Координационном совете по законотворческой деятельности фракции «Единая Россия» в Государственной Думе. И тишина…
Выходит, на нацпроекты внебюджетные деньги не нужны? В свете сложившейся ситуации, возникает резонные вопросы руководителям, отвечающим за их реализацию. Почему при дефиците средств государственного бюджета вы отказываетесь от предлагаемых внебюджетных денег?
Игнорирование предложения по устранению избыточных административных барьеров для малого бизнеса, многократному повышению эффективности контроля транспортирования ТКО и перелому критической ситуации с несанкционированными свалками, развитию ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» в сфере обращения с отходами, устранению причинённого ущерба за счёт средств компенсационных фондов СРО, созданию внебюджетного источника софинансирования и оказанию помощи ППК «Российский экологический оператор» в реализации нацпроекта «Экология» — это позиция государства или ваша, субъективная, позиция?
Какой резонанс вызовет открещивание от предложения по формированию фонда финансовой поддержки членов саморегулируемых организаций у участников рынка обращения с ТКО, экологов и общественных инспекторов по охране окружающей среды, которые в ходе обсуждения полностью поддержали инициативу?
Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru