1. Главная
  2. Интервью
  3. Руководитель Северо-Западного отделения Арбитражного центра при РСПП Марина Горлачева о взаимодействии третейских судов с СРО
Интервью

329

Руководитель Северо-Западного отделения Арбитражного центра при РСПП Марина Горлачева о взаимодействии третейских судов с СРО

 Руководитель Северо-Западного отделения Арбитражного центра при РСПП Марина Горлачева о взаимодействии третейских судов с СРО С 1 сентября 2016 года СРО больше не могут самостоятельно формировать третейские суды для разрешения внутренних споров (споров СРО со своими членами, споров между членами одной СРО, а также между членами СРО и иными лицами). Произошло это в связи с внесением правок, исключивших соответствующую норму из рамочного закона "О саморегулируемых организациях".

О причинах и последствиях изменений в законодательстве, а также о сложившейся спустя 5 лет практике взаимодействия третейских судов с СРО нашему порталу рассказала руководитель Северо-Западного отделения Арбитражного центра при РСПП Марина Горлачева.

- Расскажите о том, почему была упразднена норма, позволявшая СРО создавать третейские суды?

- Причиной соответствующих изменений в законодательстве, которые и привели к утрате прав СРО создавать свои третейские суды, стала реформа системы третейских судов. Ее проведение во многом было вызвано злоупотреблениями при создании третейских судов в чьих-либо интересах. Это и явилось предпосылкой к реформированию системы создания и существования третейских судов, число которых к началу реформы исчислялось тысячами. Существовавший до реформы весьма простой порядок их создания и законность принимаемых третейскими судами решений стал удобным механизмом для легализации сомнительных схем.

Ключевым этапом состоявшейся реформы третейских судов стало вступление в силу Федерального закона №382-ФЗ от 29.12.2015 «Об арбитраже (третейском разбирательстве)» в Российской Федерации», который кардинально изменил порядок организации третейских судов.

Ее результатом стал переход от простого уведомительного порядка создания третейского суда к формированию системы постоянно действующих арбитражных учреждений, действующих при некоммерческих организациях и получивших право на администрирование (ведение) арбитража (третейского разбирательства) на основании распоряжения Правительства РФ.

Соответственно, в ключе реформы, в том числе, и была упразднена возможность СРО формировать свои третейские суды, т.е. для СРО была ликвидирована практика создания «корпоративных» третейских судов. После проведения реформы любой спор с участием СРО может быть предметом третейского разбирательства только в постоянно действующих арбитражных учреждениях. Именно это является гарантией законной силы решения третейского суда, которое признается государственным судом.

- Описанная вами практика, существовавшая до реформирования всей системы третейского разбирательства, была универсальной, то есть проблемы с легитимностью решений были характерны и для третейских судов, организованных в том числе и при СРО?

- Безусловно, сложившаяся тогда практика была характерной и для третейских судов, созданных СРО, поэтому параллельно реформе третейских судов было упразднено положение пункта 3 части 1 статьи 6 закона "О саморегулируемых организациях", предусматривавшее создание третейских судов при СРО. После вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ"Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" соответственно такой механизм прекратил свое существование.

Вместе с тем, существующая редакция Закона о СРО сохранила норму существования третейского суда при СРО, в частности, при определении компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в статье 17. Такая непоследовательность в юридической технике может порождать заблуждения относительно возможности существования третейских судов при СРО как постоянно действующих арбитражных учреждений в настоящее время.

- Вы считаете, что саморегулируемым организациям нужен механизм третейского разбирательства?

- Конечно, этот механизм является универсальным средством, которое обеспечивает удовлетворение интересов участников СРО, особенно в строительной сфере. Существующий сейчас порядок создания третейских судов гарантирует присутствие в сфере третейского разбирательства лишь тех арбитражей, которые прошли тщательную проверку, в том числе Минюста.

Так, в 2018 году одним из первых право на осуществление арбитража получил Арбитражный центр, созданный при Российском союзе промышленников и предпринимателей. В настоящее время его отделения действуют во многих регионах страны, что способствует повышению доступности арбитража для предпринимателей. Соответствующее его отделение открыто и в городе Санкт-Петербурге. Также следует отметить, что повышенным гарантом качества решений третейского суда, созданного при Арбитражном центре при РСПП, является наличие специальной отраслевой коллегии - Коллегии по спорам в сфере строительства, которая включает опытных практикующих юристов, знакомых со строительной спецификой. Они глубже знают законодательство в области строительства, имеют соответствующую практику и специализацию. В связи с увеличением количества споров, возникающих из договоров строительного подряда, идея третейского разбирательства все чаще находит свое применение.

- Проведенная реформа, помимо изменения организационных вопросов создания третейских судов, внесла качественные перемены в арбитраж?

- Сегодня уже сложно представить, чтобы в третейском суде рассматривался спор с нарушением законодательства, так как и состав арбитров, и требования к их квалификации, и непосредственно регламент третейского суда являются гарантиями вынесения законных и обоснованных решений. Кроме того, безусловным преимуществом третейского разбирательства является его максимальная направленность на завершение спора посредством примирительных процедур, сохранение партнерских отношений между сторонами.

- Имеется ли посыл со стороны СРО к возврату существовавшего механизма создания третейских судов?

- Не думаю и не вижу необходимости, так как такой механизм не прошел проверку с точки зрения законности их деятельности. Арбитраж сегодня – это очень сложная и довольно затратная система. Зачем тратить силы и средства на создание новых арбитражей, если существующие уже успешно работают.

- То есть, если исключить негативные аспекты, существовавшие до реформирования института третейских судов, сам механизм третейского урегулирования работает?

- Конечно. Безусловными преимуществами такого способа урегулирования споров являются конфиденциальность рассмотрения дела, компетентность арбитров, комфортный график судебных заседаний и примирение сторон. Эти аспекты имеют значение, например, в свете учета репутационных рисков сторон арбитража, позволяют самостоятельно определять арбитров, так как сведения об арбитрах доступны, а также участвовать в формировании графика рассмотрения с учетом собственного комфорта и ряд других.

- Как налажено взаимодействие Северо-Западного отделения Арбитражного центра при РСПП с СРО?

- Такая практика существует. В частности, ряд СРО включили соответствующие арбитражные оговорки в свои учредительные документы с указанием на администрирование арбитража Северо-Западным отделением, тем самым перейдя в плоскость урегулирования споров третейским судом между членами СРО. Такой механизм уже показал свою жизнеспособность и обеспечил интересы СРО в случаях, когда такие споры имели место. Кроме того, в ряде случаев СРО урегулировали процедуру третейского разбирательства с точки зрения собственного удобства, в частности, включили в свои уставы условия о рассмотрении спора только по документам, без вызова сторон и т.п., то есть «настроили» в разрешенных пределах саму процедуру третейского разбирательства с учетом своих интересов.

- Кто сегодня может инициировать создание третейских судов?

- Постоянно действующее арбитражное учреждение может быть создано только при некоммерческой организации, получившей это право на основании распоряжения Правительства. Одной из немногих таких организаций как раз и является наш Арбитражный центр при РСПП.

Мне кажется, что в современных условиях СРО следует внимательнее присмотреться к учреждениям негосударственного арбитража, в частности, к Арбитражному центру при РСПП, примерить на себя процедуру третейского разбирательства, включив в свои документы арбитражные оговорки, и, конечно, оценить ее преимущества. Третейский суд, созданный в первую очередь как суд для предпринимателей, максимально учитывает интересы каждой из сторон, что в конечном итоге становится немаловажным фактором как для снижения «градуса» спора, так и для качества решения.

Элеонора Ширинова

совместно с пресс-службой Северо-Западного отделения Арбитражного центра при РСПП

Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)

www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОСТРОЙ проведет заочную Окружную по СКФО
28.10.2024

НОСТРОЙ проведет заочную Окружную по СКФО

5 ноября состоится заочная Окружная конференция саморегулируемых организаций – членов НОСТРОЙ, зарегистрированных на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?

Ответ:

Несмотря на то, что в Градостроительном кодексе РФ прямо указано о том, что в СРО строителей, проектировщиков и изыскателей могут вступать иностранные юридические лица (иностранные компании), и не указывается на необходимость регистрации филиала или представительства иностранного юрлица на территории России (в ст. 55.6 ГрадКодекса — указаны иностранные компании), саморегулируемые организации при приеме в члены руководствуются нормами Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ, где в п. 3, ст. 4 указывается на необходимость аккредитации филиала или представительства иностранной компании на территории России, для осуществления коммерческой деятельности.
Цитируем: «Иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее — иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.
Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой (далее также — реестр), либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр. (пункт в редакции Федерального закона от 05.05.2014 г. № 106-ФЗ)»

Вопрос:

Приказом Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» была утверждена новая форма допусков СРО. Согласно тому же Приказу, свидетельства, выданные ранее, могли действовать лишь до 1 января 2013 года. Действительны ли непереоформленные допуски СРО, выданные до конца 2012 года, а также действовавшие ранее лицензии?

Ответ:

С 1 января 2009 года на всей территории Российской Федерации отменена процедура лицензирования инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительной деятельности, работ по реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Лицензии, выданные до 01.01.2009 г., были действительны до 01.01.2010 г. (ч. 3 ст. 3.2. Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

Относительно свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сообщаем, что изначально Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 N 356 предусматривал правило (п.3), согласно которому свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до вступления в силу указанного приказа, должны были действовать до 1 января 2013 года. Однако впоследствии данное положение утратило силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 29.01.2014 N 35.

Таким образом, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до конца 2012 года, по-прежнему действительны.
Вернуть старый дизайн