Сергей Афанасьев о Постановлении Козака: «Идея несет определенную пользу»
23 ноября на совещании у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака было принято решение об отказе от членства в саморегулируемых организаций (СРО) для строительных, проектных и изыскательских компаний, не заключающих договоры подряда на конкурсной основе. Постановление ожидаемо вызвало в среде саморегулирования бурные обсуждения и станет причиной для встреч и разговоров еще не раз. Прокомментировать принятое решение мы попросили Ответственного секретаря РОО «Общественный совет СРО», руководителя СРО НП «СтройРегион» Сергея Афанасьева.
- Сергей Владимирович, что, по-вашему, послужило причиной принятия такого решения?
- Я считаю, что наше общество еще не достаточно зрелое - те права и обязанности, которые мы получили в рамках «Закона о саморегулировании» и Градостроительного кодекса (ГК), использовали только в самом минимальном значении, а именно: практически все СРО приступили к формальной проверке документов [при приеме в члены] и дальше не пошли, в то время, как в законе была определена только база [для ведения деятельности].
Сама цель саморегулирования определена и сформирована в первых статьях ГК. Это снижение вреда и повышение качества работ. Хотя закон нам дал инструменты в виде проверки наличия профсостава строительной организации для ведения тех работ, которые он заявляет, но все равно это только база. Предполагалось, что СРО от этого оттолкнутся, и возникнут самостийные организации, которые выработают свои профессиональные стандарты. И такое действительно произошло. Но в не очень большой степени. Так, например, возникли профильные организации, которые действительно работают над качеством, вырабатывают свои профессиональные стандарты конкретные организации конкретных персон - Опекунов, Мозолевский, Шилов, Васильев и др. Такой, скажем, является организация лифтовиков. В Новгороде есть СРО (Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация Новгородское областное строительное объединение «Стройбизнесинвест»), которую возглавляет Шилов. Так вот ее руководители знают каждого своего члена практически в лицо. А многие из ее членов знают всех ключевых работников этой СРО. В ней действительно разбирается каждый вопрос некачественной работы и стараются повысить качество. Но в большой массе этого не происходит.
- Можно ли сейчас дать какую-то оценку, сделать прогноз как изменится сообщество после исполнения поручения?
- Это пока только решение - поручить Меню подготовить до нового года законопроекты. Будет ли выполнено получение или оно трансформируется, или как изменится законопроект к моменту, когда он вступит в законную силу, остается только гадать. Будем считать, что у саморегулирования есть еще один шанс, возможно, последний, принять участие в поправках в закон, чтобы выделить те части, где общество созрело, где у него получается [выполнять возложенные не нее задачи], и не браться за то, что не получается у профессионального сообщества. Исходя из этого и будем рассматривать последствия. Сейчас мы можем продумать только направление движения.
- Если следовать решению собрания, на ваш взгляд, где можно свидетельство о допуске оставить, а где они не имеют желаемого смысла?
- Обязательно надо оставить в тех областях, на которые настаивало совещание и на которых указывали Козак и Мень, там, где происходят конкурсные процедуры и стройка ведется на федеральные деньги, поскольку с этими деньгами происходят всякие любопытные вещи. Не только то и дело начинает хромать качество, но и в общем стройки замораживаются, авансы расходуются, конечного продукта не возникает. Это бывает очень часто. Поэтому в той части, где государство обязано финансировать строительство, а, соответственно, и контролировать, оно вправе усилить контроль через СРО.
Хочу обратить внимание, что в протоколе указано, что поручается не только оставить допуски определенного вида, но и усилить меры контроля и меры ответственности [за них]. Указывается, что СРО перед выдачей допуска на право ведения работ должна будет поставить дополнительную отметку или штамп, или завести в специальный реестр организацию и отдельно указать, что внесен дополнительный компфонд. Именно дополнительный, а не основной. Я полагаю, что при этой отметке СРО должна будет более ответственно подойти к вопросу и проверить этого члена партнерства: может ли он действительно строить, может ли обеспечить ведение работ нужного качества, нужные сроки строительства и правильное освоение бюджетных средств.
- Как руководитель СРО, можете предположить возможное влияние этого решения на отраслевые саморегулируемые организации?
- Если не будет допусков общего характера, не связанных с конкурсной процедурой, то, конечно же, СРО уменьшится. А некоторые саморегулируемые организации не выживут, потому, что и так на сегодняшний день находятся на грани минимально возможной численности. Между тем, упадут и финансовые доходы, хотя, когда мы говорим о некоммерческих организациях, доходы не главное. СРО придется уменьшить свои штаты и сократить издержки. Однако, они должны будут увеличить трудозатраты по проверке тех, кто будет участвовать в конкурсных процедурах для строительства на федеральные деньги. Здесь наоборот, произойдет усиление СРО, не только в плане ответственности, но и усиление работы, проверок, контроля. Я полагаю, что в результате выкристаллизуется только самые добропорядочные организации.
- Тогда как реализация постановления повлияет на национальные объединения (НО)? Произойдут изменения пропорциональные тем, с которыми придется столкнуться СРО?
- У национальных объединений есть запас прочности по доходности. Конечно, какие-то программы придется урезать. Но, в общем, НО справятся с задачей. Для нацобъединенй бóльшую угрозу представляет новый 315-й закон, который предполагает добровольное членство в НО без всяких отраслевых поправок. При этом добровольность будет реализована в части не менее чем 75% участников рынка - СРО и 50% рядовых строителей. И только тогда такое НО будет возможно сформировать. Но сам принцип добровольности заставит повысить эффективность национальных объединений. Поэтому новые поправки, которые поручено внести Меню, не так сильно отразятся на НО, тогда как поправки в 315-й ФЗ заставит кардинально поменять свою работу.
- Как в целом вы относитесь к идее отменить выдачу в массовом порядке свидетельств о допуске СРО, оставить их только для участников госзакупок?
- Я считаю, что эта идея несет определенную пользу. Она может заставить СРО работать над качеством своей работы. Соответственно, мы получим на рынке лучший результат, нежели тот, который имеем сегодня.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru