1. Главная
  2. Интервью
  3. Сергей Молоканов о СРО таможенных представителей: «Если мы хорошо все объясним, если мы сможем все аргументировать и доказать, думаю, что нас многие поддержат»
Интервью

254

Сергей Молоканов о СРО таможенных представителей: «Если мы хорошо все объясним, если мы сможем все аргументировать и доказать, думаю, что нас многие поддержат»

 Сергей Молоканов о СРО таможенных представителей: «Если мы хорошо все объясним, если мы сможем все аргументировать и доказать,  думаю, что нас многие поддержат»Институт таможенных представителей (брокеров), имеющий в цивилизованном мире высокий статус, позволяющий обеспечивать и соблюдать баланс интересов участников международной торговли и государственных органов, контролирующих экономику, в России до настоящего времени испытывает, мягко скажем, неприветливое отношение со стороны государственного регулятора. Не так давно стало известно, что таможенные представители изъявили желание изменить сложившуюся систему взглядов в отношении их деятельности.

Инструментом, который способен повлиять на развитие рынка услуг таможенных брокеров, был выбран институт саморегулирования. Этот вектор в развитии и регулировании экономики было неоднократно обозначен как премьер-министром, так и президентом в ряде публичных выступлениях, что нашло свое отражение в ряде законодательных актах.

О том, как объединение в СРО отразится на условиях осуществления внешнеэкономической деятельности, какие недостатки существуют в сегодняшней системе работы таможенных представителей, а также есть ли поддержка идеи со стороны власти, Информационный портал побеседовал с представителем инициативной группы ведущих участников ВЭД, являющихся авторами инициативы формирования института саморегулирования в сфере таможенного дела – Сергеем Молокановым, председателем отраслевого отделения по таможенному делу Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

– Как вы пришли к идее написать проект закона о СРО таможенных представителей?

На сегодняшний день таможенные представители – самые незащищенные участники внешнеэкономической детальности. Потому, что тот «входной билет», который предлагает нам «купить» таможенная служба, выглядит так: 1 млн евро мы должны иметь в качестве обеспечения, чаще всего это банковская гарантия, плюс на 20 млн рублей мы обязаны застраховать свою деятельность. Также существуют условия, согласно которым мы должны иметь в штате не менее двух сотрудников имеющих аттестат специалиста по таможенному оформлению. Естественно, оплата труда специалистов с такими дипломами значительно возрастает.

И вот со всем этим запасом мы приходим в ФТС и говорим, разрешите нам осуществлять таможенное оформление грузов. Они нам разрешают, но на тех же условиях, что и фирмы, занимающиеся растаможиванием собственных грузов, без внесения огромных средств, в фонд обеспечения. И мы стоим в общей «очереди», вместе со всеми. К примеру, только у типичного таможенного представителя может быть и 200 деклараций в день, а у рядового импортера – одна.

При этом, до сих пор существует диспропорция в области соотношения прав, ответственности и риска. Не смотря на ряд оптимизационных новелл в таможенном законодательстве, таможенные представители имеют высокий шанс лишиться права деятельности как при технической ошибке, так и за счет того, что импортер не предоставил достоверные данные брокеру.

В результате, в группе наиболее социально ответственных компаний, имеющих стаж работы на рынке соизмеримый со временем существования таможенных органов в современной форме организации, пришла идея заняться проработкой закона о саморегулировании и одновременно сформировать саморегулируемую организацию в соответствии с базовым законом о СРО (как площадку для развития), чтобы попытаться с ФТС России совместно, как с безусловным регулятором рынка, выстроить конструктивные отношения. Эти отношения, главным образом, должны позволить создание атмосферы возможности взаимного доверия.

Есть несколько вариантов формирования института СРО, в базовом варианте мы предлагаем таможенной службе совместно с ними вести реестр таможенных представителей, предоставить ТП право по своему желанию использовать финансовое обеспечение деятельности ТП (гарантия на 1 млн. евро) в качестве финансового обеспечения (Генеральной гарантии) по другим конкретным операциям, как например: условный выпуск ДТ с обеспечением, обеспечение при перевозке в режиме таможенного транзита и т. д.

Расчет зависимости размера финансового обеспечения от размера обеспечивающих платежей проводить с учетом понижающих коэффициентов связанных с риском возможности наступления неуплаты (ст. 5.6 Генерального приложения к Киотской конвенции). Здесь предлагается использовать банковскую технологию оценки рисков не возврата кредитов.

Ввести в практику взаимодействия таможенных органов с бизнес-сообществом заключение меморандумов о взаимопонимания (ст. 6.8 Генерального приложения к Киотской конвенции) с профессиональными объединениями ТП. В рамках таких меморандумов предусмотреть направление от профессионального объединения в адрес таможенного органа ежегодного обзора с оценкой практики таможенного администрирования. При оценке деятельности таможенных органов и должностных лиц таможни со стороны бизнеса обеспечить представительство от ТП или их профессиональных объединений в количестве не менее 50% от численного состава участников таких опросов. Это предложение обеспечивает взаимную выгоду как государству в целом, так и добропорядочным участникам рынка.

Сегодня ситуация другая: Институт Таможенных представителей недооценен.

При этом стоит учесть, что риски и издержки у нас просто громадные, также мы несем налоговую и социальную нагрузки, и так далее. И что мы за это получаем в качестве бонуса? Ничего.

Мы решили, что в СРО по базовому закону на данном этапе у нас будет 25 компаний. В перспективе – СРО, в свою очередь, будет отвечать за своих участников перед ФТС, налагая санкции вплоть до исключения ( и тем самым – лишения права деятельности).

В случае принятия отраслевого закона оптимизируются финансовые схемы обеспечения деятельности таможенных представителей в вопросе допуска к работе, предоставления гарантий и страхования. Даже элементарные экономические модели показывают оптимизацию затрат брокеров на уровне 80% к существующим в течении нескольких лет, при сохранении и, даже, увеличения уровня ответственности перед клиентами и государством. Тем самым мы, увеличивая запас средств, формируя эту денежную подушку, снимем часть трат и часть обременений с участников СРО, а также уменьшим стоимость таможенного оформления. Это является мощным рычагом для борьбы с фактором «серого брокерства». А так же оптимизирует затраты участников ВЭД, что актуально в плане ВТО.

Есть и иная сторона. Мы знаем, что количество судов между ФТС России и брокерами имеет значительную величину. Бывает, по желанию отдельных чиновников суды или угроза ими превращаются в средство давления на брокеров и импортеров и источник коррупции. После формирования СРО, если настанет пора судиться с ФТС, в суд пойдет не какая-то конкретная компания, а обезличенное СРО, что обеспечит состязательность процесса, ведь ФТС всячески противодействует обращению в суд на представителей таможни.

– И, соответственно, будет создано национальное объединение СРО таможенных представителей?

В перспективе, весьма вероятно. Так как мы совместно с ФТС будем вести реестр таможенных представителей, соответственно в Службе уменьшится количество сотрудников. Сейчас же доходит до смешного, когда специальный человек, или даже целый отдел, смотрят на то, как банк написал банковскую гарантию и решают, подходит она им или нет.

– То есть вы хотите, чтобы избыточные функции государства взяли на себя отраслевики?

– Именно так. Мы хотим сотрудничать. И теперь с этой идеей мы выходим на рынок. И, насколько я понимаю, мы попали в болевую точку, потому, что темой стали живо интересоваться журналисты, таможенные брокеры стали создавать некоммерческие партнерства. И мы видим, что это востребовано на рынке. И более того, я просто уверен, что и в ФТС России готовы к такому развитию событий.

– Знаю, что вы свою идею уже презентовали в Госдуме. Когда ждать результатов обсуждений проекта?

Я думаю, что вопрос этот будет долгим и сложным. Но мы должны пройти через это. И наконец, с рынком что-то сделать, потому что сейчас все бурно обсуждают тему, что после вступления ВТО будет сложно бороться с западными корпорациями и выживать, когда рыночной экономике России всего лишь 20 лет, и мы в ней как дети малые. А вот вьетнамцы вышли на рынок, примерно, с 1999 года. Они покупали тут компанию и спокойно работали в качестве таможенного представителя. Сейчас так работают японцы и их соотечественники идут к своим брокерам. Это те реалии, с которыми мы сталкиваемся каждый день.

– Как коллеги по отрасли отнеслись к идее? Кто-нибудь уже изъявил желание поучаствовать в развитии института саморегулирования?

– В Петербурге существует Гильдия участников Внешнеэкономической деятельности «Гермес». Многие члены этой организации уже сказали, что войдут в образующуюся на базе некоммерческого партнерства СРО. Но я не могу сказать, что идея поддерживается без исключения всем бизнесом. Кто-то говорит о том, что это может увеличить платежи, кто-то хочет взять больше времени на раздумья, чтобы понять, чем это может обернуться. Но пока мы не начнем предпринимать усилия в этом направлении – мы этого не поймем. Конечно, надо сначала договориться «на берегу», проработать идею детально. Учесть опыт изыскателей проектировщиков и строителей, посмотреть, с чем они столкнулись, какие «детские болезни» у них были, чтобы от них «привиться».

– А как на счет власти? Поддержка с ее стороны есть?

Нас довольно много Министерств и ведомств поддерживает – и Открытое правительство, и Минэкономразвития. Эльвира Сахипзадовна (Набиулина, председатель Центробанка – прим.) свое заключение написала, в бытность Министром, Андрей Рэмович (Белоусов, помощник Президента по экономическим вопросам – прим.) тоже благосклонно отнесся к проекту.
Да и Владимир Владимирович Путин высказывает надежду, что СРО станет одним из столпов сильного гражданского общества.
Конечно, я считаю, что ни в коем случае не стоит допускать повторения ошибок и очень важно не экстраполировать тренды и постоянно оглядываться назад, смотреть как было, улучшать паровоз, а развивать новые институты, которые и таможне то самой будут на руку.

– Можно прикинуть, сколько СРО появится на рынке?

Это зависит от того, как откликнется сам бизнес. Я думаю, что в крупных логистических районах, пограничных, например, на Балтике, во Владивостоке, наберется достаточное количество участников для создания СРО. Сейчас на наших плечах лежит некая миссионерская функция, просветительская. Если мы хорошо все объясним, если мы сможем все аргументировать и доказать, думаю, что нас многие поддержат. Если мы хорошо все объясним, если мы сможем все аргументировать и доказать, думаю, что нас многие поддержат.

Диана Шуняева
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») строительной организации, если имеющееся у нее свидетельство саморегулируемой организации приостановлено по причине имеющейся задолженности по основным взносам СРО?

Ответ:

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 г. деятельность считается осуществляемой без лицензии (разрешения) и в тех случаях, когда действие лицензии (разрешения) приостановлено. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, наряду с приостановлением допуска необходимо также одно из следующих условий:

- преступник извлек доход в размере 1 000 000 руб. или выше;
- преступник причинил ущерб в размере 1 000 000 руб. или выше.

Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, когда для этого имеются достаточные основания.

Вопрос:

Мы, иркутская строительная организация, вступаем в строительное СРО в Москве, общестроительные виды работ (на особо опасные, технически сложных и уникальных работы мы не претендуем). Нам сказали, что дополнительно требуется сертификат ИСО при вступлении в данное СРО. Правомерно ли требование сертификата ИСО при вступлении в СРО?

Ответ:

Несмотря на наличие в Градостроительном кодексе РФ минимальных требований к получению свидетельства о допуске СРО строителей, саморегулируемые организации имеют право устанавливать дополнительные требования, непротиворечащие законодательству.
В частности, требовать сертификаты ISO (ИСО), разработанные международной организацией по стандартизации. В линейке стандартов для строительства наиболее популярными являются: ИСО 9000 (управление качеством), ИСО 14000 (экологический менеджмент), ИСО 50001 (энергетический менеджмент), ИСО 31000 (управление рисками).
Согласно п. 12 ст. 55.5 «Документы саморегулируемой организации» ГрадКодекса РФ, правилами саморегулирования может быть установлено требование о наличии сертификатов соответствия работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, сертификатов системы управления качеством, которые выдаются при осуществлении добровольного подтверждения международных стандартов.
Решение вопроса об установлении особых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам на уникальных объектах предоставлено на усмотрение саморегулируемых организаций. В то же время, часть 2 статьи 48.1. Градостроительного кодекса РФ определяет характеристики уникальных объектов капитального строительства. Очевидно, что уникальные объекты, исходя из характеристик, обладают повышенной опасностью по сравнению с обычными объектами.
Таким образом, саморегулируемая организация вправе установить особые повышенные требования к работам, оказывающим влияние на безопасность уникальных объектов, т.е. выше требований, установленных для работ на объектах, не относимых к особо опасным и технически сложным.
Вернуть старый дизайн