Съезд прошел, а вопросы остались
29 мая 2013 года в Санкт-Петербурге, Константиновском дворце, состоялся IV съезд строителей Северо-Западного федерального округа. Один из немногих участников съезда, кто не только слушал выступления докладчиков, но и делал пометки в блокноте, был гость форума генеральный директор НП СРО «Сахалинстрой» Валерий Павлович Мозолевский. Информационный портал «Все о саморегулировании» попросил его поделиться впечатлениями о съезде:
- Все прошло красиво, замечательно, но смотрите, в повестке дня стояло выступление руководителя Аппарата НОСТРОя Пономарева о саморегулировании. Он только смог дать короткую, но емкую реплику при обсуждении другого вопроса. По повестке дня ему не дали слово. Видимо организаторы съезда посчитали его вопрос непринципиальным. Кроме того, представители саморегулируемых организаций с трибуны говорили не о саморегулировании, не о взаимодействии с органами власти, не о защите интересов своих членов и прочее, а затрагивали совершенно другие темы.
Сложилось впечатление, что саморегулирование еще глубоко не вошло в сознание тех, кто присутствовал на форуме. Хотя создание саморегулируемых организаций, Координационного совета строительной отрасли и проведение съезда показывают, что идет активный процесс привлечения строительного сообщества к выполнению переданных посредством федерального закона государственных функций.
Далее, не было ничего сказано о недобросовестных СРО, как будто такого явления нет. Ни помощник полпреда Президента РФ Сергей Зимин, ни вице-губернатор Санкт-Петербурга Марат Оганесян, ни представители других регионов данную архиважную проблему не подняли. Между тем, метастазы недобросовестных СРО и их посредников, работающих на грани фола, по сути, уголовного законодательства, расползаются по всей России. И здесь непредставление или искажение информации приведет, как я полагаю, к песне «Все хорошо, прекрасная маркиза». Это меня смутило. Я приехал в Санкт-Петербург с другого конца страны, с Сахалина, послушать, что говорят в продвинутом центре, перенять опыт. Я думал, здесь с саморегулированием ситуация более четкая и понятная.
Но, как уже сказал, съезд прошел мимо вопросов саморегулирования, поэтому в этой части работы форума осталось чувство неудовлетворенности.
К слову, не приехал на очень важный съезд президент НОСТРОя Ефим Басин, впрочем, это отдельная песня. Я его очень уважаю, но Басина сейчас больше волнует строительство олимпийских объектов в Сочи.
А у нас то АТЭС, то Олимпиада, то Чемпионат мира по футболу, поэтому полноценного управления Национальным объединением - 265 СРО, 110 тысячами строительных организаций - нет. Это касается и большинства вице-президентов Объединения, которые заняты своими проблемами.
Я вхожу рабочую группу по изменению Устава НОСТРОя, и думаю, что вопрос не во внесении изменений в этот документ. Больной уже при смерти и таблетками его лечить бесполезно. Необходима реанимация. Надо полностью поменять систему управления Нацобъединения. На съезде прозвучало такое предложение, даже сменить название на «союз», но никто его не поддержал.
Вопрос админбарьеров, на мой взгляд, надуман, я даже хотел попросить выступить по этому вопросу. Говорят, что для получения разрешения на строительство надо потратить 1200 дней. В Градостроительном кодексе – 10 дней. Разберемся в понятиях, что такое разрешение на строительство, – это время с момента, когда инвестор задумал строить, до получения земельного участка под строительство, проектирование, экспертиза и т.д. Вот на это уходит 1200 дней? Или, как в ГрК написано, после подачи всех необходимых документов через 10 дней вам обязаны выдать разрешение на строительство.
По заказу НОСТРОя был проведен мониторинг в ряде регионов на длительность получения разрешения на строительство. Получилось от 500 до 1200 дней и более. Эта информация дошла до Президента страны. Но вместо того, чтобы разобраться, почему у одного губернатора так, а у другого не так, Минрегиону было дано поручение разработать «дорожную карту». И это при том, что в каждом регионе имеются утвержденные планы мероприятий по ежегодному снижению административных барьеров. Главы регионов систематически отчитываются по ним, утверждая, что все у них в порядке, мол, работа кипит. Выходит, они дают фальсифицированную информацию. Причем никого из губернаторов или мэров за это не сняли с должности. Я считаю, что не нужна «дорожная карта», а оценка деятельности главы региона – это количество административных барьеров. Если надо устранить лишние процедуры, то для этого есть прокурор. Только не надо сокращать госэкспертизу – это значит открыть ящик Пандоры.
Съезд должен вырабатывать политику отрасли на ближайшие пять лет, но он не дал ориентиров, к которым необходимо стремиться. Затронули, например, в нескольких выступлениях вопрос о подготовке кадров и на этом успокоились. А ведь на сегодня нет государственной политики по повышению квалификации рабочей силы, нет законов, которые стимулировали бы руководителей строительных организаций обучать рабочих. Зачем, когда дешевой рабочей силы полно. Тоже касается поддержки малого и среднего бизнеса.
Возможно, я говорил немного сумбурно, но вопросов в строительной отрасли накопилось так много, что одним съездом их не решить.
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru