Татьяна Шалыто о проблемах ценообразования в строительстве и роли СРО в их решении
Об актуальной для всего строительного комплекса проблемеценообразования мы побеседовали с членом Экспертного совета «ЭСК»,советником государственной службы 3-го класса, членом Союзаинженеров-сметчиков, признанным экспертом в системе повышения квалификации поспециализации «Сметное нормирование и ценообразование в строительстве» ТатьянойМихайловной Шалыто.
- Татьяна Михайловна, в чем заключаются проблемы ценообразования встроительстве?
- На сегодняшний день наши основные проблемы заключаются,во-первых, в очень большом многообразии сметно-нормативных баз. Нужно четкоориентироваться и понимать, в каком случае конкретная база применима, а в каком- нет.
В новой редакции Федеральных единичных расценок (в редакции2017 года), в большинстве расценок отсутствуют затраты на некоторыеинструменты, такие как краскопульт или шуруповерт, а также вспомогательные материалы.Складывается ситуация, при которой подбирать рабочих приходиться не только сучетом профессиональных качеств, но и с учетом наличия у них своего инструмента.Это также вызывает увеличение затрат у подрядной организации, которые некомпенсируются заказчиком в силу того, что они не входят в сметные расчеты. Этоискусственное занижение стоимости, но оно не является преднамеренным.
Во-вторых, в настоящий момент буксует ожидаемое введение Федеральнойинформационной государственной системы ценообразования в строительстве (ФГИСЦИ). Ввиду многих объективных и не всегда объективных причин введение ееоткладывается. Соответственно, откладывается введение ресурсного метода и новойметодики по определению стоимости работ, которая полностью ориентирована наресурсный метод. Мы ожидали ее в конце прошлого года, она прошла уже не однорассмотрение, но Приказа на введение этой методики Минстрой еще не выпустил.
Тем не менее, у нас есть новый план работы по новымметодикам, по новым принципам и методам ценообразования, по определениюэкономической стороны проектов. Есть большой план Минстроя, разработанный сопределением ответственных сторон за каждый вопрос, сроков ведения. План этот разработандо 2023 года, но основный этапы приходятся на 2019-2020 годы.
- Таким образом, что и кому следует сделать для решения проблемценообразования? Понятно, что Минстрою следует обновить нормативную базу, но укого еще есть соответствующие полномочия?
- Сейчас за разработку сметных нормативов ответственнымявляется Главгосэкспертиза. В ведомстве создано целое управление по ценообразованию встроительстве, по разработке новых методик, новых расценок. Они теперь являютсяответственными за эти вопросы.
В свою очередь, Федеральный центр по ценообразованию встроительстве, который был структурным подразделением Минстроя, ликвидирован.Теперь за эти вопросы отвечает Главгосэкспертиза и, естественно, самоМинистерство.
- Ведомства прислушиваются к профессиональному сообществу исаморегулируемым организациям в процессе оптимизации нормативной базы?
- В каком-то смысле да. Потому что все предполагаемые новыеметодики, новые приказы и постановления, естественно, выкладываются на сайте дляобсуждения, чтобы мы высказали свое мнение, задали свои вопросы. На основаниинашего мнения в предполагаемые документы вносятся коррективы.
- Какую роль играют СРО в решении проблем ценообразования встроительном комплексе?
- Роль у СРО большая.Конечно, мы можем, как физические лица, направлять свои мнения, но больший веси большее влияние имеют саморегулируемые организации. Мы вместе с нашими СРОвыступаем единым фронтом.
- Чего уже удалось добиться в решении проблем ценообразования благодарясаморегуляторам?
- У нас отодвинулось введение Федеральной информационнойгосударственной системы ценообразования в строительстве благодаря участиюсаморегулируемых организаций и других объединений, потому что, естественно,задавались вопросы, указывались какие-то узкие места. Это повлияло на принятиерешения. Соответственно, отодвинулось введение ресурсного метода, потому что онбазируется полностью на ФГИС ЦС.
- Национальные объединения саморегулируемых организаций оказываютсущественную помощь в решении этих проблем? К примеру, НОПРИЗ частовозвращается к этой проблематике на различных отраслевых мероприятиях.
- Не могу сказать, что оказывается очень серьёзная помощь.Помощь оказывается, но недостаточно.
- Для оказания большей помощи у Национальных объединений хватаетполномочий?
- Да.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru