Участники петербургской всероссийской конференции ответили на вопросы журналистов о состоятельности саморегулирования
16 сентября в Санкт-Петербурге прошла ежегодная всероссийская конференция «Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство». Перед планарным заседанием, основным мероприятием встречи, состоялась пресс-конференция. На вопросы журналистов отвечали (на фото слева направо) Вице-президент СПб ТПП, член Совета НОПРИЗ Антон Мороз; член Комитета Госдумы РФ по земельным отношениям и строительству, председатель Экспертного совета по вопросам производства строительных материалов, машин и оборудования для строительства Святослав Сокол; помощник полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Сергей Зимин; президент НОСТРОЙ Николай Кутьин; директор Департамента жилищной политики Министерства строительства и ЖКХ РФ Никита Стасишин. В частности, во время разговора с прессой спикеры ответили на несколько вопросов о саморегулировании.
– Министр строительства и ЖКХ Михаил Мень в одном из интервью дал саморегулированию год на то, чтобы оно показало свою эффективность. Прошло 8,5 месяцев. Доказало ли саморегулирование свою необходимость?
Николай Кутьин:
Саморегулирование существует уже 5 лет. Саморегулирование создавалось как это попытка разгосударствления, прежде всего ухода от функции лицензирования, и создания условий, при которых строительные компании, профессиональное сообщество, создавая систему взаимной поддержки, финансовой в том числе, и систему становления современных, высоких стандартов строительства, сумеет организовать работу лучше, чем была организованна при госсистеме. В этом свою роль саморегулирование выполняет.
Вопрос в другом. Как и при развитии любой системы, она начинает расширяться, принимать новые формы, и, безусловно, не обходится без «детских болезней». Если мы сейчас будем концентрироваться на них, то мы можем провести еще много научно-практических конференций. А надо думать позитивно. Тот институт, который создан, строительные компании, которые расположены в совершенно разных нашей страны, а наша страна самая большая, имеют возможность на базе саморегулирования создавать новые консорциумы, выходить все вместе на подряд. Сама система саморегулирования построена так, что основные решения принимаются общим собранием. За 5 лет мы перезнакомили всех строителей страны. За 5 л мы создали условия, при которых лучшие технологии значительно быстрее достигают строительной площадки, поскольку [информационный] обмен при саморегулировании происходит значительно быстрее, чем через структуры госорганов.
Саморегулирование состоялось, безусловно. Например, 359-м федеральным законом в прошлом году государство добавило еще полномочий саморегулированию, чем подтвердило, что саморегулирование существует, что является основой дальнейшей деятельности государства. Это очень важный социальный стимул. Саморегулирование – новая ветвь развития демократического общества, потому, что часть функций государства, которые раньше выполнялись только чиновниками, передана самому профессиональному сообществу.
– Смольный собирается ужесточать политику в отношении подрядчиков, которые работают на гособъектах. В ближайшее время будут или уже расторгнуты 30 контрактов. Можно ли сказать что это управленческие просчеты госадминистрации? Или это тенденции по обрушению рынка подряда, что подрядчики не справляются с обязательствами? Есть ли на федеральном уровне инструменты, которые помогут не допустить срыва сроков строительства гособъектов?
Сергей Зимин:
– Я полагаю, что это не просчет администрации, это нормальная практика. Совершенствование процедуры госзакупок и заказов в соответствии с новым 44-м ФЗ – это необходимость. Дисциплина подрядных работ должна быть усилена. Другой вопрос – что, возможно, к просчетам или недостаткам в работе можно отнести тот факт, что в предыдущие годы в рамках реализации указа Президента о ликвидации ветхого аварийного жилья некоторые работали спустя рукава с целью выполнить [заказ] быстро и выйти на отчетные цифры.
Что касается дальнейшего развития саморегулирования – мы призываем и органы исполнительной власти и федеральный центр усилить функцию госконтроля. Не снижая полномочия СРО, но в рамках этого взаимодействия усилить функцию госконтроля. Потому, что саморегулирование – это объединение компаний на рынке. А рынок регулировать необходимо. И здесь совершенно правомерно усиление госконтроля, тем более в госзакупках. Это не просчет – это нормальна практика, это делается по всей Российской Федерации.
Антон Мороз:
– Но и потом надо понимать, что 44-й ФЗ – у нас далеко не идеален. НОСТРОЙ сейчас готовит достаточно серьезный документ, и мы надеемся, что он в осеннюю сессию нашими коллегами из ГД будет рассмотрен. Это закон по контрактной системе в строительстве, проектировании в том числе. Поэтому на город тут наверное пенять смысла особого нет. Есть закон, и в рамках этого закона, к сожалению, далеко не всегда качественные подрядчики попадают на гособъекты. Здесь надо [усовершенствовать] регулирование со стороны государства путем внесения изменений в закон.
Святослав Сокол:
– Хочу отметить, что граждан, прежде всего, интересует цена строительства, его доступность и качество, безусловно. И в связи с этим, собственно, и создавались СРО, которые призваны эти вопросы решать, повышать ответственность за то, что строители делают. Я представлю КПРФ и давно являюсь депутатом. Мы в свое время отстаивали архитектурно-строительных надзор, говорили, что разрушать то, что есть – опасно. Но рыночные отношения свое дело сделали. Появились эта структура. Сегодня с уровня министра мы слышим заявления, что система СРО себя не оправдала, давайте будем дальше думать. С моей точки зрения, эти шараханья – они пользы не принесут. Уже сложилось сообщество, уже сложились структуры, уже что-то наработалось. Уже система законов какая-то наработана. И мы стараемся в думе прислушиваться к позициям и руководству СРО и наших граждан. И какие-то находить механизмы [взаимодействия]. [Система] начинает работать. Давайте не спешить ее разваливать.
Да, не все вопросы решаются [на данном этапе работы системы], к сожалению. Но повышать ответственность, наверное, можно на той базе, которая уже создана совместно с сообществом, законодательным органом, представителями президента, и двигаться дальше. Попробовать еще решить эти вопросы в существующей системе. Потому, это моя личная точка зрения, как человека, который давно работает в комитете по строительству и земельным отношениям, если мы сейчас будем отменять [саморегулирование], – лучше не будет.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru