1. Главная
  2. Интервью
  3. Виктор Плескачевский: главная миссия IV Всероссийского Форума саморегулируемых организаций – обмен опытом
Интервью

182

Виктор Плескачевский: главная миссия IV Всероссийского Форума саморегулируемых организаций – обмен опытом

 Виктор Плескачевский: главная миссия IV Всероссийского Форума саморегулируемых организаций – обмен опытомО том, как идет подготовка к IV Всероссийскому Форуму саморегулируемых организаций, который состоится в рамках Недели российского бизнеса 21 марта, мы попросили ответить одного из главных его организаторов, вице-президента РСПП, председателя Совета НОСО УН Виктора Плескачевского.

- Виктор Семенович, на какой стадии сейчас находится подготовка к форуму?

- С точки зрения формализации проекта, сейчас завершающая стадия. Уже практически сформирована и четко выстраивается вся программа. Соорганизаторами форума выступают РСПП, ТПП, Госдума, Совет Федерации при участии Министерства экономического развития. Генеральным партнером Форума стал Комитет Гражданских инициатив под руководством Алексея Кудрина.
У нас опять будет «пленарка», на которой выступят представители органов власти и национальных объединений. Будет шесть круглых столов. Сейчас в Интернете мы завершаем обсуждение тематики этих круглых столов. Я думаю, в ближайшие несколько дней мы закончим эту работу, утвердим ее на оргкомитете, и программа будет готова.

- Последние события в нацобъединениях, в частности, неожиданная отставка Ефима Басина, не отразится ли она на программе форума?

- И у оценщиков, и у строителей, и у изыскателей, я считаю, идет естественный процесс «взросления» саморегулирования, понимания истинного места национальных объединений в системе государственного регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности. Сталкиваются интересы бизнеса и профессии, крупных и мелких, добрых и злых, сильных и слабых… Многим непривычно, что СРО дает возможность выровнять всех. Один член СРО – один голос. Договаривайтесь. Не умеете? Учитесь.
Наступает этап более тонкой настройки. Еще несколько лет в системе СРО будут приходить и уходить руководители, с удивлением открывая для себя, что СРО это не лучшее место для «свадебных генералов», как бы мы их не уважали. И не место для жуликов. Слишком уж открытое, если, конечно, члены умные.
Также, если, на первом этапе становления саморегулирования для многих главным было создание СРО и сбор членских взносов, то теперь члены СРО и национальных объединений требуют от руководства активности. Пусть пока и не все знают, какой и в чем. Но уже хотят, задумываются. И это хорошо!
Сейчас между правительством и участниками рынка есть определенные пожелания, требования, которые выражаются, в том числе и в таких формах, как переизбрание руководителей, уточнение планов работы ближайших и стратегических. С точки зрения концепции СРО 2000 года все идет по плану. Где-то чуть медленней, где-то чуть быстрей, где-то важно это, где-то другое, и вопрос не в конкретных лицах, а в способности руководителя организовать эффективную работу по выстраиванию отношений с регулируемыми субъектами с одной стороны и властью с другой. Национальное объединение саморегулируемых организаций - это точка, где сходятся три главных вектора рыночных отношений – представителей отрасли, то есть «Бизнеса», представителей потребителей, то есть «Общества», и несметной армии чиновников, то есть «Власти». Поэтому национальные объединения – это отраслевые министерства, как бы кому-то в посттоталитарной экономики это не показалось чудовищным или странным.
Именно в национальных объединениях, при правильно построенной работе сосредотачивается огромный массив информации о реальном положении дел в отрасли, о том, сколько отрасли нужно бульдозеров, сварщиков, штукатуров, инженеров. И в этом случае национальные объединения становятся естественными центрами максимально возможной компетенции. Именно в национальных объединениях всего мира принимаются важнейшие стратегические решения развития отрасли, часто, открыто согласованные с Обществом и Властью.
Подчеркиваю, смена руководства - этот совершенно естественный процесс, а значит, кто бы ему ни сопротивлялся, рано или поздно, это будет так. Безусловно, кому-то хотелось, чтобы все шло быстрее, а кто-то подобно Владимиру Высоцкому просит «чуть помедленнее, кони». А кто-то просто «вставляет палки в колеса». Как будут развиваться отношения в саморегулировании, зависит только от способности бизнеса договариваться между собой и находить правильный баланс между общими и частными индивидуальными интересами каждого.
В уходе Е.В. Басина с поста президента НОСТРОя я не вижу больших проблем. Ефим Владимирович выполнил свою миссию по собиранию отрасли. И ему все должны сказать – Спасибо! Возможно, новому руководству наряду с дипломатичностью потребуется твердость, необходимая для следующего этапа развития отношений саморегулирования строительной деятельности.

- Есть информация, что темы круглых столов IV Всероссийского форума саморегулируемых организаций традиционные. Это свидетельство того, что проблемы саморегулирования обсуждаются, но реально не решаются?

- Абсолютно неверно. У Форума нет цели принимать какие-то решения обязательные для кого-либо. Форум – традиционная площадка для обмена опытом, где ставятся вопросы, которые в одной отрасли не разрешимы, а в другой уже легко преодолены. Иногда круглые столы становятся местом обсуждения концептуальных подходов к саморегулированию. Таким образом, Форум – место, где люди занявшиеся саморегулированием, могут не только поспорить с общей концепцией СРО, но и посмотреть формирующуюся практику у своих коллег из других отраслей. Постепенно Форум перестает быть местом абстрактных деклараций и заявлений. Все чаще на Форуме люди стараются слышать друг друга.
В одних отраслях Потребитель уже «проснулся» и стал предъявлять иски к членам СРО, которые, по его мнению, причинили ему ущерб. По этой причине совсем по-другому заработали контрольные и дисциплинарные комитеты. А в других отраслях до сих пор не знают, зачем они нужны. Возможно, это связано с тем, что Потребитель их товаров и услуг еще не догадался, что компенсационный фонд, это справедливый механизм предустановленной гражданско-правовой ответственности за заявленное качество товаров и услуг членов СРО. Поэтому практика работы контрольных и дисциплинарных комитетов интересует специалистов СРО все больше и больше.
Кроме того, основная миссия национальных объединений до сих пор не ясна многим СРО и их членам. Одни понимают, что это важнейший институт консолидирующий интересы всей отрасли в отношениях с Обществом и Властью, формирующий федеральные стандарты деятельности, принципы контроля и надзора за регулируемыми субъектами отрасли, разрабатывающий стандарты образования специалистов отрасли, анализирующий состояние отрасли и вырабатывающий стратегические планы ее развития. А для других, это лишь странное пустое представительство в Москве.
Поэтому, полагаю, круглый стол о миссии и роли Национальных объединений будет не только на четвертом Форуме, но и на пятом и даже на шестом.
Однако время от времени появляются и новые темы. Например, по нашему мнению, и судя по обращениям СРО, настало время обсуждать специальные налоговые режимы для СРО и его членов, вырабатывать позиции и убеждать представителей власти в необходимости выстраивания справедливого налогообложения в саморегулировании. Поэтому, либо у нас будет отдельный круглый стол на эту тему, либо доклады на других круглых столах. Также, актуальной остается проблема кодификации законодательства о саморегулировании. Если раньше представители различных отраслей готовы были отчаянно доказывать невероятную специфичность своей отрасли по отношению ко всем остальным, то, похоже, наступает время, когда многие начинают понимать старую прописную истину, что не менее 80% проблем в регулировании являются общими и не более 20% являются уникальными и специфичными. Поэтому, возможно, что будет круглый стол о совершенствовании законодательства в саморегулировании.
Проблем и задач в саморегулировании еще много. Например, сейчас очень остро чувствуется проблема отсутствия специалистов СРО для организации их эффективной работы. К сожалению, часто некомпетентность сотрудников СРО провоцирует конфликты внутри профессионального сообщества, конфликты с потребителями и, конфликты с властью. А часто не может ничем помочь, ничего решить и ничего предложить своим членам.
В выборе тематики круглых столов мы исходим исключительно из пожеланий регуляторов. Она, может быть, кому-то покажется однообразной, но на самом деле, если посмотреть содержание, то год от года динамика, на мой взгляд, заметно растет. Если на первом Форуме нам пришлось потратить много усилий, чтобы строители, оценщики, аудиторы говорили больше об общих проблемах саморегулирования, нежели о своих собственных, то сейчас они, я бы сказал, говорят на одном языке.
Напомню, главный месседж форума – это обмен опытом между наилучшими практиками и обсуждение новаций.
Тем очень много. Но на заседание оргкомитета мы вынесем шесть круглых столов и будем надеяться, что он их примет.
Что касается формулы «проблемы обсуждаются, но не решаются», она не совсем точна. Здесь нет решения, как точки в конце предложения, дескать, с ближайшего понедельника после принятия. Решение – это длительный и сложный многокомпонентный процесс. В Советском союзе, например, строитель никогда даже не задумывался над проблемами регулирования, он и не мечтал, что может быть регулятором. Сейчас многие, но, увы, не все, поднялись еще на одну ступеньку и стали понимать это.

- Будет ли отдельное обсуждение совершенствования законодательства, касающегося компенсационных фондов СРО?

- Проблема совершенствования части законодательства о компенсационных фондах по серьезному касается только строительных СРО, но особенно она обострилась после банкротства ряда банков. Почему- то нет таких проблем у оценщиков или арбитражных управляющих и не только потому, что компенсационные фонды у них не сравнимо меньше, а потому, что компенсационные фонды всем, кроме строительных СРО, запрещается хранить в банке. Мы обсуждали эту проблему уже много раз и понятно желание руководителей некоторых строительных СРО, потерявших деньги при банкротстве банков, потребовать государство вернуть эти средства, однако, государство вправе ответить: «едва ли это возможно». Наверное, вопросы о сохранности компенсационных фондов возникнут на Форуме. Но не следует забывать, что все саморегулирование строится на ответственности за свои решения. В том числе и в случае выбора банка у строительных СРО.
Мы предлагали все законодательные нормы о порядке образования и использования компенсационного фонда разместить в общем законе о СРО. И если это не получится - будем предлагать обязательную норму в Градостроительный кодекс, как подсказку, что компфонд нужно хранить не менее, чем в пяти разных банках примерно равными долями. Хочется посоветовать добросовестным членам строительных СРО потребовать большей ответственности и открытости своих СРО в вопросах выбора способа размещения своего главного страхового резерва.
И выбирайте себе правильных гендиректоров, чтобы они больше заботились об общем нежели, о своем кармане.

- Чем будет отличаться нынешний форум от прошлогоднего?

- Собственно я об этом уже сказал. Если на первом форуме трудно было удержать дискуссию, в рамках общих проблем саморегулирования и , она постоянно скатывалась на специфичные проблемы строителей, врачей, оценщиков, то есть каждого исключительно о своем, тот к четвертому Форуму многое поменялось, и люди стали слышать друг друга, они стали сравнивать и стали учиться друг у друга. Поэтому докладчиков Пленарного заседания мы просим не менее 70-80% доклада уделять общим проблемам саморегулирования, с их точки зрения, и оставшиеся 20-30% проблемам становления саморегулирования в своей отрасли.

- Скажите, прошел год с момента проведения III Всероссийского Форума саморегулируемых организаций, за прошедшее время саморегулирование сделало шаг назад или вперед?

- Это как смотреть. Многое зависит от угла зрения. Если смотреть на первое полугодие, то несмотря на тяжелый способ обучения, методом проб и ошибок, саморегулирование развивалось. Если смотреть на второе полугодие, то произошел некоторый откат и Правительство приняло решение о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ. Если понимать законы происходящего, общий тренд саморегулирования, все-таки направлен на его развитие и, что любопытно, основным фактором такого развития становится не государство, в лице министерств и ведомств, а рынок. Государство в лучшем случае не препятствует этому, а в худшем случае как, в свое время в строительстве, а теперь в ЖКХ совершает плохо предсказуемые, с точки зрения последствий, действия.
Много в оценке происходящего зависит и от точки зрения, избранной для анализа системы координат. Например, можно видеть в проблемах и конфликтах в национальных объединениях оценщиков, строителей и, изыскателей несовершенство концепции СРО или неготовность профессионалов к объединениям, а можно увидеть детские болезни роста сложнейшей системы профессионального общественного регулирования.
Часто члены СРО жалуются на своих руководителей, упрекая их в пассивности или в различных злоупотреблениях. Мне эта ситуация напоминает атмосферу в акционерных обществах начала 90-х годов, когда генеральные директора акционерных обществ не желали считаться ни с какими интересами своих акционеров. Прошло немного времени и многие акционеры «вдруг» узнали, что, оказывается, не они зависят от директора, а он от них. Он всего лишь нанятый менеджер. Так установился более правильный и более справедливый баланс интересов менеджеров хозяйственной корпорации и его владельцев. Уверен, в СРО как в гражданских корпорациях сейчас такая же ситуация, как в хозяйственных корпорациях (акционерных обществах) в начале 90-х. Пройдет несколько лет и члены СРО поймут, кто от кого зависит. Этот сложный процесс требует от обеих сторон большей взаимной открытости и взаимного уважения.
Напоминаю, саморегулирование - путь, по которому человечество развивалось несколько тысяч лет и Россия едва ли будет исключением из общего правила. Это вопрос времени.

- Активно ли СРО сообщество, много ли получает оргкомитет IV Всероссийского Форума саморегулируемых организаций замечаний и предложений?

- Как это ни странно, но замечаний практически нет, а предложений много и часто очень противоречивых. Они касаются, прежде всего, тематики круглых столов. Кому-то тема нравится, кому-то – нет, либо кажется второстепенной. Наиболее деятельны в этом году строители. Отмечу, год от года саморегулируемое сообщество становится активнее, растет количество отраслевых СРО, расширяется география. Думаю, предстоящий Форум будет очень полезным.
Информационный портал желает вам и оргкомитету успешного проведения IV Всероссийского Форума саморегулируемых организаций.

Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вопрос:

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») строительной организации, если имеющееся у нее свидетельство саморегулируемой организации приостановлено по причине имеющейся задолженности по основным взносам СРО?

Ответ:

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 г. деятельность считается осуществляемой без лицензии (разрешения) и в тех случаях, когда действие лицензии (разрешения) приостановлено. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, наряду с приостановлением допуска необходимо также одно из следующих условий:

- преступник извлек доход в размере 1 000 000 руб. или выше;
- преступник причинил ущерб в размере 1 000 000 руб. или выше.

Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, когда для этого имеются достаточные основания.

Вернуть старый дизайн