1. Главная
  2. Интервью
  3. Вице-президент Сбербанка: Авторам концепции развития саморегулирования не удалось достичь целей
Интервью

165

Вице-президент Сбербанка: Авторам концепции развития саморегулирования не удалось достичь целей

 Вице-президент Сбербанка: Авторам концепции развития саморегулирования не удалось достичь целейПо итогам состоявшегося на площадке Экспертного совета при Правительстве РФ обсуждения проекта концепции совершенствования механизмов саморегулирования был подготовлен проект заключения по концепции.

Напомним, проект концепции разработан во исполнение пункта 2 поручения Президента Российской Федерации от 27 мая 2014 г. № Пр-1168 о принятии мер по совершенствованию механизмов саморегулирования. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 29 января 2015 г. проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и иные законодательные акты Российской Федерации» должен быть внесен в Правительство Российской Федерации в июне 2015 г.

Одним из экспертов, чье мнение было учтено в проекте заключения по проекту, стала Вице-президент Сбербанка России Анна Попова. Ниже приведен ее комментарий.

Концепция совершенствования механизмов саморегулирования представляет собой непроработанный и декларативный документ, не основанный на анализе деятельности саморегулируемых организаций.

1. Анализ и история развития института саморегулирования в концепции не представлены, приведена только статистика количества СРО в отдельных отраслях. Никаких данных и, соответственно, никаких выводов не сделано относительно эффективности работы механизмов ответственности членов СРО, компенсационных фондов, контроля деятельности членов и т.д. Вместо этого практически бездоказательно сделан вывод о неэффективности этих механизмов СРО.

2. Отдельного внимания заслуживает вопрос взаимодействия СРО в конкретной отрасли и регулятора данной отрасли. Существующие две модели ведения реестра и контроля за деятельностью СРО не проанализированы должным образом, статистика государственного контроля за деятельностью СРО не приведена и никаких выводов не сделано. Между тем выбор той или иной модели ведения реестра и контроля СРО был предметом дискуссий, и тем интереснее было бы увидеть результаты и положение в разных отраслях (моделях).

3. Целые отрасли, в которых сегодня активно обсуждается саморегулирование, вообще остались за пределами концепции. Финансовый рынок является во всем мире рынком, на котором СРО занимает ключевые позиции. Невнимание концепции, в которой ставится амбициозная задача построения общегосударственной модели саморегулирования, к СРО на финансовом рынке выхолащивает концепцию.

4. Принципы передачи государственных функций в СРО выглядят декларативно. Не описаны хотя бы крупными мазками ни условия, ни механизм передачи. Остается вопрос: если государство до сих пор не было заинтересовано в передаче функций по контролю в СРО, что должно измениться, чтобы данный процесс начался.

5. Очень спорным выглядит тезис о том, что основным механизмом совершенствования СРО является законодательное закрепление исчерпывающих требований и принципов саморегулирования. На наш взгляд, законодательство в настоящий момент не является препятствием для эффективного развития механизмов СРО, оно достаточно подробно и гибко регулирует данную сферу. В первую очередь это касается добровольных СРО, стимул для развития которых уж точно не лежит в сфере ужесточения законодательных требований.

6. Предлагаемая в проекте Концепции целевая модель совершенствования механизмов регулирования, по сути, перенесена из действующего регулирования. При этом, на наш взгляд, отсутствует какая-либо связь между причинами существующего неудовлетворительного состояния в сфере СРО и предлагаемыми мерами. Так, достаточно большой объем предложений по закреплению в законодательстве в настоящее время уже предусмотрен текущим регулированием (принцип публичности деятельности СРО, виды инструментов обеспечения ответственности членов СРО и пр.), при этом в данных вопросах авторами концепции отмечено отсутствие положительных результатов в достижении целей регулирования.

7. Представляется неочевидным создание в структуре института саморегулирования национальных объединений СРО по отраслям как способа решения поставленных задач.

8. Также неочевидно предложение о недопустимости объединения в одном СРО профессионалов и предпринимателей, а также юридических и физических лиц.

9. Хотя в концепции уделяется повешенное внимание развитию СРО в добровольных сферах, никаких стимулов для их развития по существу (кроме спорных мер законодательного регулирования) не предлагается.

10. Концепция должна содержать план конкретных мер в конкретных отраслях для стимулирования и повышения в них эффективности институтов саморегулирования.

Вывод: авторам концепции не удалось достичь целей, концепция нуждается в существенной доработке.

Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Возврат взноса в компенсационный фонд при выходе из СРО возможен?

Ответ:

Должны вас огорчить. Согласно ч. 4 статьи 55.7. ГрК РФ «Прекращение членства в саморегулируемой организации», лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Вопрос:

Вступление в СРО в рассрочку и в другом регионе: Строительная компания из Екатеринбурга, планирует вступать в СРО в рассрочку в Московское СРО, насколько законно вступление в СРО в рассрочку, и могут ли быть у этой компании проблемы в связи с тем, что она будет состоять в СРО в Москве?

Ответ:

По поводу оплаты компенсационного фонда в рассрочку: СРО обязано сформировать компенсационный фонд в соответствии с законодательством, т.е. в полном объеме, поэтому предлагать вступать в СРО в рассрочку, СРО не имеет право, это незаконно. Однако вместо вступления в СРО в рассрочку, Вы можете использовать законные способы, в частности вступление в СРО в кредит или вступление в СРО в займ (когда не само СРО, а кредитные организации или иные третьи лица предоставляют займ или кредит). Минусом вступления в СРО в кредит или займ, является как правило необходимость оплаты процентов по кредиту (займу).
По поводу вступления в СРО в Москве: компания из любого региона России, или иностранная компания, может вступить в СРО в любом регионе. Ранее при лицензировании существовали территориальные ограничения, сейчас же таких ограничений нет, поэтому никаких проблем возникнуть не должно.
Вернуть старый дизайн