Владимир Аверченко: «Сейчас в НОСТРОе все подчинено подготовке к съезду и ротации Совета»
Российский государственный и политический деятель, кандидат экономических наук, Заслуженный строитель Российской Федерации, Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства РФ, ректор Института проблем саморегулирования Владимир Аверченко ответил на несколько вопросов Информационному порталу «Все о саморегулировании»:
- С момента вступления в должность президента НОСТРОй Николая Кутьина прошло четыре с половиной месяца, профессиональное сообщество находится в томительном ожидании, как поется у Виктора Цоя «Перемен! Мы ждем перемен». А их нет. Когда начнется реализация предвыборной программы нового главы НОСТРОя? Мы с ним договорились на Дне строителя об интервью, о первых 100 днях, подготовили и отправили вопросы, а в ответ тишина. Нечего сказать или здесь что-то другое?
- Я думаю, что сейчас все подчинено подготовке к съезду, полагаю, и президент, и Совет выступят с какими-то предложениями. Насколько я информирован, в этом направлении ведется подготовка, поэтому и не делаются «резкие движения». А заявления, которые делаются, они правильные, в частности, о необходимости совершенствования нормативно-правовой базы, сохранения компенсационных фондов. Все они имеют грамотную и объективную трактовку. А поскольку будет ротация части состава Совета на этом съезде, видимо, много подчинено комплектованию работоспособной и представительной команды для того чтобы получить удовлетворяющий нынешнему руководству и представительству регионов эффективный кадровый потенциал.
- Какую оценку за работу Вы бы поставили нынешнему составу Совета НОСТРОй?
- Наверное, это не наша задача ставить оценки. Я считаю, они стараются, а что получается - можно оценить чуть попозже. Не через 100 дней, полгода или год. Некоторые результаты можно увидеть через несколько лет. Я вообще не знаю, откуда берутся попытки оценить за первые 100 дней, почему не за 90 или 120 дней? Наверное, это стремление к каким-то магическим, круглым цифрам.
- Кого Вы видите в обновленном Совете НОСТРОя ?
- Совет будет на одну треть обновляться. Подчеркну, сейчас в нем находятся серьезные и авторитетные люди. Насколько я знаю, уходит большой профессионал Вахмистров Александр Иванович. Я думаю, Петербург в состоянии подобрать ему достойную замену, в Северной столице достаточно профессионалов.
А выдвижение и выбор соответствующих людей в Совет, - это предмет компромисса: по каким деловым качествам, под какие задачи, которые необходимо решить саморегулируемому сообществу. Проблем много и их все надо профессионально решать.
- После ухода Ефима Басина в НОСТРОе стало лучше или хуже, произошли какие-то изменения или нет?
- Я сейчас не могу определенно сказать положительные или неположительные, но изменения произошли, потому что кардинально изменился состав Аппарата Нацобъединения. Посмотрим, как будет действовать система с президентом на постоянной основе. Прежний президент выполнял представительские функции, а новый глава НОСТРОя уже приступил к выполнению своих функций на постоянной основе, как говорят, 24 на 7, то есть семь дней в неделю и 24 часа в сутки. Насколько эффективно и слаженно он будет работать с Аппаратом и одновременно выполнять функции президента, а также управлять работой Совета, я думаю, покажет уже осенний съезд, его осталось ждать недолго. Полагаю, на нем мы узнаем реакцию сообщества на начальный период, что и будет оценкой произошедшим изменениям. Пока комментарии самые разнообразные, анализа никто не делал, в том числе и мы.
- А когда Вы дадите анализ этого периода для определения вектора движения?
- Для этого необходимо время и фактический материал, а их еще недостаточно. Идут промежуточные решения, и говорить о каких-то результатах преждевременно.
- Скажите, какие на сегодняшний день приоритетные задачи стоят перед саморегулированием и его флагманом - саморегулированием в строительстве?
- Я думаю, совершенствование законодательной базы. Осталась нерешенной проблема с компенсационными фондами. Она несколько сейчас замалчивается, но она очень актуальна. Это связано с тем, что банки продолжают терять лицензии, и мы имеем все новые и новые факты потери компенсационных фондов. Это на сегодня наиболее волнующая саморегулируемое сообщество проблема.
Устраивающего всех решения, как сохранить компенсационные фонды, пока нет. Я высказывал по этому поводу свое мнение, считаю, что на законодательной основе компфонды должны быть защищены, поскольку они формируются в обязательном порядке из средств конкретных юридических лиц. И если по решению государства эти средства не могут быть использованы в коммерческих целях, значит, ответственность за их сохранность должно нести и государство, установившее такие правила игры. Кроме того, в условиях, когда есть инфляция и довольно высокая, эти средства обесцениваются и заработать на них невозможно. Поэтому саморегулируемые организации должны быть защищены от потери этих средств. Как? Есть много предложений, какие из них будут приняты государством, не знаю. Я согласен на любые, пусть они будут приняты и компфонды скорее защищены. Возможен вариант перевода их в первую очередь погашения при банкротстве банка или лишения лицензии. Либо вообще переведение компфондов, допустим, в государственные банки из первой десятки. Но, я думаю, лучше всего, чтобы они подлежали возврату в первоочередном порядке.
- В последнее время жестко критикуется образовательная система НОСТРОя. Она, безусловно, далека от идеала, но воссоздавалась после ее развала с нуля, наверное, надо не только критиковать, но и что-то предлагать?
- Прямо скажу, что образовательная система действительно не идеальна. Модель, недостатки которой сейчас продергиваются в СМИ, придумана не в период саморегулирования. Она появилась в период лицензирования. Примерно тоже самое происходило и тогда - далекое от реального получение образования. По сути дела, еще при лицензировании продавались корочки. К слову, будучи руководителем Росстроя я это прекрасно понимал и стремился уйти от этого, чтобы ликвидировать коррупционную составляющую образовательной системы. Однако от недостатков старой модели мы так и не избавились, они перекочевали в саморегулирование.
Полагаю, появление критических публикаций должно способствовать обновлению этой системы, чтобы она была не коррупционной. Пресса - это сильное оружие, если она будет молчать, то никто недостатки не будет замечать. Мы можем только поблагодарить тех, кто вникает в проблемы, пишет о них, я думаю, это один из вопросов который должен стать предметом обсуждения на Совете и съезде НОСТРОя.
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru