Владимир Шахов о передаче контролирующих функций Минстрою
25 июня 2014 года на Государственном едином портале появился проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства», который предполагает передачу полномочий по надзору над СРО и ведению государственного реестра СРО строительной сферы Министерству строительства и ЖКХ. Возможную передачу надзорных функций комментирует генеральный директор Национального центра развития саморегулирования «Специальный ресурс» Владимир Шахов.
- Владимир Михайлович, как возникла инициатива по передаче функций контроля и надзора над СРО от Ростехнадзора Министерству строительства и ЖКХ? Эта инициатива согласована с СРО?
- Как любое здание стоит на фундаменте, так и система саморегулирования опирается на некие краеугольные камни. В данном случае это федеральные законы и постановления государственных органов исполнительной власти. Не могу сказать, присутствует ли здесь чей-то умысел или это просто стечение обстоятельств, но зачастую значимые для строительного сообщества нормативно-правовые акты имеют обыкновение появляться в летнее время – в период отпусков и ослабления деловой активности. В отличие от федеральных законов, которые проходят достаточно длинный путь согласования и принятия, что дает возможность заинтересованным сторонам как-то отреагировать и внести свои предложения, практика обсуждения проектов постановлений Правительства РФ еще не отработана в должной мере. Тем более, если проект постановления ранее не обсуждался и заявлений о его разработке не поступало. В данном случае, проект постановления опубликован несколько неожиданно, строительное сообщество о его разработке не было оповещено. Это практика пришла из прошлого и на мой взгляд уже неприемлема. Если на проект постановления не будет никакой реакции, это даст право разработчикам передать его для утверждения в правительственные структуры.
Поскольку основным направлением деятельности нашей организации является развитие саморегулирования, нам бы не хотелось, чтобы кардинальные изменения в системе саморегулирования проходили без обсуждения с профессиональным сообществом. Насколько мне известно, пока никаких обсуждений и согласительных совещаний разработчика проекта документа <Минстрой-ред.>, с национальными объединениями СРО строительной отрасли не было.
- Чем, на Ваш взгляд, продиктована инициатива Минстроя?
Я понимаю, что перед министерством строительства стоят очень сложные задачи по исполнению поручений Президента РФ и Правительства и поддержка строительного сообщества Минстрою необходима, но выступая с такой несогласованной инициативой ведомство рискует попасть в определённую ловушку. Поддержка строительного бизнеса ценна и полезна, когда носит добровольный характер и достигнута путем согласования позиций. Если у министерства строительства будут полномочия проверять, исключать, наказывать, то в этой ситуации никак не получается добровольного сотрудничества во благо. Прямое давление может спровоцировать ответную защитную реакцию, и вместо последовательного развития мы снова будем вынуждены топтаться на месте.
- Что может сделать саморегулируемое сообщество в сложившейся ситуации?
- Весной этого года в Санкт-Петербурге была создана рабочая группа по сбору пожеланий и наказов от СРО будущему Президенту НОСТРОЙ. К счастью, эта группа не была распущена и мы намерены воспользоваться её потенциалом. Во-первых, мы известим руководителей СРО и строительных компаний о том, что готовятся системные изменения, что данный проект постановления подготовлен и открыт для обсуждения. Многие об этом просто не знают, т.к. узнать об этой инициативе можно было только из ежедневного мониторинга государственного портала. Во-вторых, мы намерены собрать отзывы от заинтересованных лиц и организаций и довести их до широкой общественности, в том числе, размещая отчеты от имени рабочей группы на Едином государственном портале в разделе «мнения экспертов».
Кроме того, на 8 июля намечено заседание Совета Национального объединения строителей, и мы попытаемся привлечь внимание коллегиального органа объединения строителей к этому вопросу.
- У Вас есть личная позиция по отношению к передаче функций по надзору над СРО и их национальными объединениями от одного ведомства другому?
- В Национальном объединении строителей совсем недавно произошла смена руководства, которая, безусловно, повлечет реформирование объединения и его аппарата. В этой ситуации кардинальное изменение условий надзора над СРО и их национальным объединением ни к чему хорошему не приведет.
В период становления системы саморегулирования в строительстве взаимоотношения СРО и РТН складывались непросто, но после того как право проведения проверок СРО было передано от центрального аппарата Ростехнадзора региональным управлениям, ситуация выправилась. На мой взгляд, сегодня Ростехнадзор с надзором над СРО и ведением государственного реестра вполне справляется. Каким образом, не имея региональных органов, эти функции будет выполнять Минстрой мне не очень понятно. На мой взгляд, это шаг назад.
Пресс-служба Национального центра развития саморегулирования «Специальный ресурс»
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru