Владимир Юсупджанов: «Думаю, до Нового года или вскоре после него что-то должно измениться»
Информационный портал пообщался с членом Совета СРО НП «Управление строительными предприятиями Петербурга», д.т.н., профессором СПбГПУ Владимиром Юсупджановым, который ответил на ряд вопросов, связанных с созданием нового министерства строительства и высказал свою точку зрения на ситуацию с саморегулированием в строительной отрасли.
- Владимир Исмаилович, хотелось бы начать беседу с нового Министерства строительства и ЖКХ и его руководителя. Меня удивило то, что профессионально к строительству он имеет очень далекое отношение. Вам не кажется странным это назначение?
- Да, он два года учился в нефтехимическом институте имени Губкина, потом служил в армии, далее закончил режиссерский факультет Московского государственного университета культуры и искусств, затем повышал свое образование в Российской академии государственной службы при Президенте РФ по специальности «юриспруденция». Но суть не в этом, если по деловым качествам он нравится президенту и из него вырос хороший управленец, ради Бога. Георгий Константинович Жуков тоже не заканчивал академий. Ему был дан талант полководца от рождения, а всем остальным это дано не было.
Что еще можно сказать относительно нового министерства? Здесь как раз может возникнуть вопрос сорегулирования. Если ведомство возглавил достаточно грамотный и умный руководитель, то в ближайшее время он возьмет курс на сорегулирование. Есть элементы нормативно-технические, есть элементы контрольно-надзорные, а все остальное саморегулируемые организации. Функции, которые имеют национальные объединения, были возложены на них в отсутствие Госстроя, как структурного подразделения Минрегионразвития, тогда и было сказано об Объединении что, это будет «теневое министерство», которое часть государственных функций возьмет на себя, будет разрабатывать градостроительную политику, проявлять законотворческие инициативы, готовить законодательные документы и т.д. Если теперь эти функции заберет себе Минстрой, то это будут те рамки, в условиях которых и будут существовать саморегулируемые организации. Следует ожидать дальнейшие шаги, связанные с государственным надзором и контролем со стороны министерства, но не за саморегулируемыми организациями, а за целями, задачами и функциями которые стоят перед саморегулируемыми организациями. Полагаю, что тогда и появятся безопасность и качество. А пока все на нуле.
К сожалению, пока не озвучено, с какими целями создано министерство. Но, думаю, до Нового года или вскоре после него что-то должно измениться.
Что касается министра, то он не просто пришел, а президент его назначил и, наверное, ему поставили какие-то конкретные задачи. Разговоры шли о министерстве ЖКХ, однако получилось Министерство строительства и ЖКХ. Это два направления, которые очень сильно отличаются друг от друга. Одни должны построить, другие заниматься эксплуатацией объекта. В общем, получилось то, что получилось, как говорится, слили все в один стакан.
-У кого сегодня больше проблем у строителей, проектировщиков или изыскателей?
- Проблемы у всех национальных объединений одни и те же. Только у одних их больше, а у других меньше. Это связано с той политикой, которую проводят руководители этих национальных объединений. Есть правда нюансы. Например, руководитель Аппарата Национального объединения проектировщиков умный и амбициозный молодой человек проводит политику Объединения четко, напористо, открыто. И народ удовлетворен тем, что делается. Причем удовлетворение представителей Совета НОП и комитетов Объединения базируется на материальной основе.
А строители и изыскатели ведут, казалось бы, такую же политику, но кулуарно и при этом тратят большие деньги, что вызывает недовольство.
- Вы согласны с президентом РСС Владимиром Яковлевым, что для выхода из кризиса национальным объединениям строительной отрасли нужны кадровые и организационные изменения?
- Я бы сказал, организационно-управленческие изменения. Если они произойдут тогда все должно стабилизироваться и начнется движение вперед. Но вот, как и кто это будет делать? Это вопрос. Подчеркну, должно быть понимание момента. На сегодняшний день ни у кого этого понимания нет. И желания заниматься этими вопросами тоже нет.
Вот уцепились за Ефима Владимировича Басина. Однако у 73-летнего президента НОСТРОй, проработавшего большую часть жизни на различных командных постах в строительных министерствах и госкомитетах, начиная с СССР и после распада союза, сложилось определенное видение, как и что надо делать. Он не работал в условиях саморегулирования, он не знает, собственно, что это такое. Басин почти все время находится в Сочи, где его компания «Инжтрансстрой» работает на нескольких олимпийских объектах. Он, по сути, доверил всю работу своим помощникам, которые перевернули все с ног на голову, сделав из саморегулирования кормушку.
Мне часто говорят, вот вы критикуете, значит, вы против. Что такое критика? Критика - это анализ прошедшего и существующего, выявление ошибок и их разбор. И далее, на основе этой критики разрабатывается посыл вперед, чтобы не допустить ошибок и просчетов, не наступать в очередной раз на грабли. Вот для чего существует критика. А сложилось превратное мнение, раз критикует, значит, против всех. Не об этом речь. Напомню, начиная с конца 2010- начала 2011 годов разговор шел о том, что мы зашли в тупик. Не знаем, что делать. Дальше, чем заниматься, что мы хотим получить, никто объяснить не может.
Опыта нет, вот взялись за стандарты, профессиональное образование, аттестацию и т.д. Но кого мы образовываем, если нашим работодателям это образование совсем не нужно. Набрали людей на время строительства объекта, а когда его закончили всех разогнали. Работодателю без разницы с образованием работник или без, ему надо сейчас, сегодня выполнить необходимый объем работ, а появится новый заказ, он наберет новых.
За 4 года сложилось ощущение слияния понятий, как раньше говорили «Мы говорим Ленин, подразумеваем партия, говорим партия, подразумеваем Ленина». Сейчас мы говорим саморегулирование, подразумеваем НОСТРОй, говорим НОСТРОй, подразумеваем саморегулирование. Но это абсолютно не так. Органы управления объединениями слились с понятием «саморегулирование», а коренных изменений не произошло.
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru