Абсурдность системы СРО
«Хотели как лучше, а получилось как всегда!» - именно так можно выразиться о свершенной в стройотрасли реформе. Переход на саморегулирование в строительстве – совершенно необдуманная, преждевременная мера, способная погубить всю отрасль в целом.
Политиков много раз просили одуматься и изменить решение. Повсюду раздавались возгласы о том, что саморегулирование окончательно добьет стройотрасль.
Задолго до вступления в силу законов о саморегулировании, в далеком позапрошлом году, Ишутин Яков Николаевич, заместитель губернатора Алтайского края выразился о саморегулировании, как о совершенно непродуманном губительном законопроекте. Еще тогда он публично заявил о том, что саморегулирование вынудит покинуть рынок порядка семидесяти процентов мелких строительных фирм и предприятий Алтая.
Только сейчас, спустя четыре месяца работы системы СРО на Алтайском крае начинает проводиться строительная деятельность. После вступления в силу законов о саморегулируемых организациях представители малого и среднего бизнеса попали в безвыходную ситуацию. Либо они окончательно покидают рынок, либо присоединяются к крупным компаниям.
Помимо этого Яков Николаевич заметил, что даже сейчас администрации края крайне сложно находить генподрядчиков на социальные строительные проекты. Саморегулирование способно возвести данную процедуру в ранг невыполнимых. И по-прежнему наибольшую проблему у предпринимателей вызывает само вступление в СРО, а именно цена вопроса (в среднем порядка миллиона рублей).
По мнению некоторых крупных компаний, подобные суммы должны быть у всех нормальных стройорганизаций и не вызывать никаких проблем. Как заметил Яков Николаевич, вполне вероятно, что для каких-то крупнейших компаний это и вовсе не деньги, однако мелкая краевая фирма подобных сумм никогда и не видела, для них это непосильная ноша. Что же делать мелким и микро фирмам различных регионов? Негодует господин Ишутин. Уже нет Минстроя, Министерство регионального развития занято совершенно другими вопросами, Алтайские строители брошены на произвол судьбы. «Мы испробовали все варианты, но тщетно, никому нет дела до областных предпринимателей. Так зачем тогда нам саморегулирование? Что хорошего оно принесло?» - спрашивает он.
С позицией заместителя губернатора Алтайского края солидарны Санников Сергей Тимовеевич, исполнительный директор Союза строителей и инвесторов Алтайского края, Кузеванова Ирина Алексеева, исполнительный директор Союза строителей Кузбасса, а также Царьков Юрий Евгеньевич, руководитель департамента строительства и архитектуры Забайкальского края
Общественность осознает вредоносность саморегулирования
Люди изучают законодательство, рассуждают и делают выводы, и все в голос заявляют о несовершенстве законодательства и сырости законопроектов. Страшно и представить, что ждет стройорганизации, вступившие в СРО в дальнейшем. По мнению экспертов, система СРО внедрилась чересчур рано, стройотрасль не готова к таким кардинальным переменам, да что там стройотрасль – законопроекты еще не готовы и нуждаются в длительной отладке и доработке.
Если вспомнить во сколько обходилось предпринимателем получение лицензии, и сколько стоит членство в СРО, становится очевидно, что при саморегулировании строительным компаниям придется не просто завязать поясок по туже, но и вовсе прекратить есть и пить.
Чем дальше, тем четче становится ясно, что саморегулировании в строительстве изначально призвано защищать интересы крупных предприятий. А дискуссии и программы по защите прав и интересов мелкого и среднего предпринимательства на деле оказались пустышками. Желание остаться на плаву, побудит мелкие фирмы и предприятия вливать последние деньги во вступление в СРО, деньги, предназначенные на развитие и повышение квалификации персонала, обновление технической базы и т.д. В результате, потеряв все средства, мелкие фирмы, вступившие в СРО, все-таки будут вынуждены покинуть отрасль ввиду отсутствия заказов, которые будут разобраны более крупными игроками (членство в СРО не означает постоянного наличия работы). Получается, что мелкие предприятия не просто лишатся работы, но и потеряют все деньги, затраченные на членство в СРО. И, тем не менее, не смотря на всю абсурдность закон, был утвержден и заработал в полную силу с 1.01.2010 года.
Чтоб осознать весь алогизм саморегулирования необходимо, лишь на момент примерить на себя шкуру директор стройорганизации. Законодательство сырое и в нем неоговорено и половины моментов, а тем временем сотрудники просят денег, чтоб были деньги нужна работа, а работать могут только члены СРО, вот и приходится вступать в саморегулируемые организации, отдавая им последние деньги, а то и того хуже, влезая в долговую яму. Отсюда только две дороги. Либо идти в банки и погрязнуть в бюрократизме и кредитах, либо прикрывать фирмы и распускать штат. Конечно, это всегда неприятно, но по-другому никак. А там, вдруг и не пройдет и года-двух, как сменятся законы и политики осознают нелепость саморегулирования и вернут прежнюю систему, пока еще не слишком поздно.