Депутаты увидели в праве нацобъединений обращаться в суд с иском об исключении СРО из госреестра риск создания коррупционной зависимости
Комитет Государственной думы по земельным отношениям и строительству и Правовое управление аппарата Правительства РФ подготовили заключения по проекту Федерального закона № 50482-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (в части уточнения отдельных положений деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства. Документ готовится рассматриваться повторно в первом чтении. Вердикт заключений практически одинаков, законопроект нуждается в доработке.
Напомним, согласно пояснительной записке законопроект направлен на устранение ряда выявленных в правоприменительной практике пробелов при осуществлении деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и национальных объединений таких саморегулируемых организаций. Принятие законопроекта, по мнению авторов, позволит повысить открытость и прозрачность деятельности саморегулируемых организаций.
Комитет по земельным отношениям и строительству отмечает, что в новой редакции законопроекта авторами приняты во внимание и учтены замечания Комитета, изложенные в предыдущем заключении. Однако остались положения вызывающие вопросы. Так, на официальном сайте саморегулируемой организации необходимо размещение протоколов заседаний указанных органов управления саморегулируемой организации. В то же время нецелесообразно их направление в орган надзора за саморегулируемыми организациями, поскольку такая информация требуется для указанного органа в соответствии с его полномочиями.
Существенной новеллой законопроекта является установление обязанности саморегулируемой организации вести дело каждого члена саморегулируемой организации, в состав которого входят документы, которые были представлены для приема в члены саморегулируемой организации, для внесения изменений в свидетельство о допуске к виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, для возобновления и прекращения действия указанного допуска, результаты проведенных проверок, также примененные в отношении указанного члена саморегулируемой организации меры дисциплинарного воздействия. Указанный перечень документов, составляющих дело члена саморегулируемой организации, может быть дополнен иными документами по решению соответствующих органов управления саморегулируемой организации. Указанные дела в соответствии с законопроектом подлежат постоянному хранению в саморегулируемой организации. Комитет считает необходимым уточнить порядок применения данной нормы в отношении лиц, уже являющихся членами саморегулируемой организации, например, предусмотреть в законопроекте переходные положения и установить срок, в течение которого саморегулируемые организации должны исполнить данную обязанность. Кроме того, необходимо уточнить, подлежат ли постоянному хранению в саморегулируемой организации дела индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, выбывших из состава членов саморегулируемой организации, и если подлежат, то в течение какого срока.
В законопроекте не урегулирован вопрос о судьбе дел членов саморегулируемой организации в случае ликвидации самой саморегулируемой организации. Представляется целесообразным уточнить, что указанные дела подлежат передаче в национальное объединение саморегулируемых организаций соответствующего вида, а также установить, в какой момент и на каком этапе дела должны быть переданы (например, одновременно с передачей средств компенсационного фонда на счет Национального объединения саморегулируемых организаций).
В проектируемом законопроектом пункте 3 части 61 статьи 556 Градостроительного кодекса Российской Федерации не учитывается, что помимо процедур возобновления и прекращения действия свидетельства о допуске к виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, ГрК РФ также предусматривает процедуру приостановления действия указанного свидетельства о допуске. Кроме того, в рамках указанного пункта требует дополнительного уточнения указание на добровольный выход из членов саморегулируемой организации с учетом того, что в соответствии с частью 15 статьи 558 Градостроительного кодекса прекращение действия свидетельства к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, производится по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, принятому на основании заявления члена саморегулируемой организации (процедура добровольного выхода из членов саморегулируемой организации).
Комитет отмечает, что в деле члена саморегулируемой организации также следует хранить сведения об отказе в возобновлении действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
По мнению Комитета, повышению открытости и прозрачности деятельности саморегулируемых организаций будет способствовать включение в перечень документов, составляющих дело члена саморегулируемой организации, результатов плановых и внеплановых проверок, проведенных в соответствии с частью 1 статьи 5513 Градостроительного кодекса, статьей 9 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
Дополнение сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемой организации, номером выданного свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, Комитетом поддерживается.
Ряд положений законопроекта касается усиления роли национальных объединений саморегулируемых организаций, которые в соответствии с вводимыми положениями могут принимать участие при проведении проверок саморегулируемых организаций органами надзора за саморегулируемыми организациями. Однако порядок и основания привлечения представителей национальных объединений саморегулируемых организаций к указанным проверкам законопроектом не регламентируются.
Положение законопроекта о праве национальных объединений саморегулируемых организаций на обращение в суд с иском об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций с учетом того, что процессуальный статус национальных объединений четко не определен, представляется преждевременным. Кроме того, данное изменение несет риск создания коррупционной зависимости саморегулируемых организаций от их национальных объединений.
В заключении Комитета отмечено, что на рассмотрении Государственной думы находится принятый в первом чтении проект федерального закона № 136871-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций», который предусматривает значительные изменения в части обеспечения доступа неограниченного круга лиц к информации о деятельности саморегулируемой организации и ее членов, а также содержит требования к ведению реестра членов саморегулируемой организации и информации, содержащейся в указанном реестре. В связи с этим, положения законопроекта требуют дополнительного уточнения в указанной части, делают вывод члены Комитета.
Правовое управление аппарата Правительства РФ считает, что законопроект нуждается лишь в юридико-технической доработке.
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru