Эксперты высказали свои предложения и мнения
2 августа Министерство экономического развития Российской Федерации завершило 15-дневное публичное обсуждение (с 18.07.2013 по 02.08.2013) предложений о подготовке проекта ведомственного Приказа Минэкономразвития России «О требованиях к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требованиях к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами саморегулируемых организаций».
Принятие данного приказа предусмотрено Федеральным законом от 07.06.2013 № 113-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций».
Однако, как сообщили Информационному порталу «Все о саморегулировании», не все мнения размещены на «Едином портале», некоторые предложения были высланы по почте, поэтому не попали вовремя на сайт, но будут указаны в сводном отчете и акте по данному этапу ОРВ.
Напомним, уведомление о приеме предложений было размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте regulation.gov.ru, на котором раскрывается информация о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения
Планируемый срок вступления в силу нормативного правового акта Минэкономразвития 5 декабря текущего года.
На сайте regulation.gov.ru представлены мнения и предложения от четырех экспертов: Мозолевского Валерия Павловича, Сурова Алексея Федоровича, Бабинцева Глеба Владимировича и Ковнера Романа Александровича.
Предложения Мозолевского В.П.: «При разработке указанного нормативного правового акта необходимо учесть следующие наши предложения:
1. Определить, в проекте приказа, что совокупность наименований информации, указанной в статье 7 Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 315- ФЗ «О саморегулируемых организациях», размещается по уникальному адресу страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Как правило, такое размещение осуществляется на основной (первой) странице сайта саморегулируемой организации. Каждое наименование информации должно сопровождаться соответствующими гиперссылками на уникальные страницы сайта, где размещается конкретная информация: реестр СРО, информация об исках и о заявлениях, поданных саморегулируемой организацией в суды и т.д.;
2. Отразить необходимость обеспечения беспрепятственного и постоянного доступа к размещенной информации неограниченному кругу лиц и указать на запрет ограничений доступа к информации саморегулируемой организации, в том числе путем специальной регистрации пользователей информации, запроса паролей, требования специфических идентификаторов сведений. При этом необходимо учесть, что на сайте саморегулируемой организации может быть размещена также и дополнительная информация только для членов СРО, в связи с чем, при необходимости, такая информация может быть закрыта от возможности общего ее использования;
3. Определить синхронизацию размеров страниц сайта саморегулируемой организации по размерам, не превышающим размеры экранов электронно-вычислительных машин;
4. Определить программный формат размещения копий документов саморегулируемой организации в электронной форме (например – формат расширений документов .doc; .pdf и др.). При этом описать, что размещаемые копии документов в электронной форме саморегулируемой организации должны быть полностью идентичны с указанием обязательных реквизитов документов саморегулируемой организации издаваемым на бумажном носителе и в виде электронного документа. То есть, документы, размещаемые на официальном сайте саморегулируемой организации имеют равную силу с документами такого же названия на бумажных носителях;
5. Разработать и изложить, в качестве приложения к проекту приказа, типовое положение о раскрытии информации, устанавливающее порядок обеспечения информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и деятельности ее членов, с возможностью доработки его саморегулируемыми организациями и национальными объединениями саморегулируемых организаций;
6. Определить обязательность размещения решений, принятых общим собранием членов саморегулируемой организации и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации в виде копий протоколов заседаний в соответствии со статьей 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (вступает в силу с 01.09.2013 года);
7. Определить, что под информацией об исках и о заявлениях, поданных саморегулируемой организацией в суды, предлагается понимать следующие сведения: данные об ответчике; суть требования, изложенного в заявлении; наименование истца (заявителя); номер судебного дела с активной гиперссылкой на материалы судебного дела (при наличии). Существенным условием должен стать момент определения размещения такой информации на сайте;
8. Излагать информацию о составе и стоимости имущества компенсационного фонда саморегулируемой организации и информацию о фактах осуществления выплат из компенсационного фонда саморегулируемой организации, в том числе об основаниях таких выплат, в виде таблицы (приложение 1 к настоящему письму);
9. Определить пределы общей информации о плановых и внеплановых проверках и об их результатах, проведенных в отношении членов саморегулируемой организации за два предшествующих календарных года;
10. Конкретизировать способ, вид, пределы размещаемой информации, наименования документов в рамках размещения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторского заключения и заключения ревизионной комиссии (при наличии) саморегулируемой организации;
11. Конкретизировать способы получения, использования, обработки, хранения и защиты информации, неправомерное использование которой может причинить моральный вред и (или) имущественный ущерб членам саморегулируемой организации или создать предпосылки для причинения такого вреда и (или) ущерба, с учетом действующих нормативных правовых актов Российской Федерации;
12. Размещать реестр саморегулируемых организаций в виде таблицы на отдельной уникальной странице сайта саморегулируемой организации с учетом функций его интерактивности, т.е. с возможностью любого пользователя реестра саморегулируемой организации осуществлять группировку членов саморегулируемой организации по различным объективным критериям (например, по субъектам Федерации, по алфавиту членов саморегулируемой организации, по организационно-правовой форме членов СРО, по сумме имущественной ответственности члена СРО и т.д.);
13. Указывать в номерах контактных телефонов номер в международном формате (11 цифр);
14. Конкретизировать, что именно должно указываться в разделе реестра саморегулируемой организации «сведения о соответствии члена саморегулируемой организации условиям членства в саморегулируемой организации, предусмотренным законодательством Российской Федерации и (или) внутренними документами саморегулируемой организации»;
15. Кроме того, в разделе реестра саморегулируемой организации «сведения об обеспечении имущественной ответственности члена саморегулируемой организации перед потребителями произведенных им товаров (работ, услуг) и иными лицами» предлагаем предусмотреть: - указание даты и номера договора страхования и сумма страхового покрытия или прикрепление копии такого договора в электронном виде; - помимо указания размера взноса в компенсационный фонд, указывать сумму фактически уплаченных денежных средств в компенсационный фонд саморегулируемой организации и дату такой оплаты (величину и дату поступления денежных средств от каждого члена саморегулируемой организации на банковский счет саморегулируемой организации);
16. Конкретизировать, перечень информации указываемой в разделе реестра саморегулируемой организации «сведения о результатах проведенных саморегулируемой организацией проверок члена саморегулируемой организации и фактах применения к нему дисциплинарных и иных взысканий»;
17. НП СРО «Сахалинстрой» предлагает в проекте приказа утвердить форму реестра членов саморегулируемой организации, согласно приложению 2 к настоящему письму. Учитывая, что национальные объединения саморегулируемых организаций составляют со своими членами единое информационное пространство, без интеграционных реестров всей необходимой, в соответствии закона, информации о саморегулируемых организаций - членов национальных объединений, для членов СРО, потребителей и вообще, неограниченному кругу лиц будет малодоступна и малоэффективна из-за невозможности сопоставления информационной открытости всех саморегулируемых организаций одного вида на одном сайте национального объединения саморегулируемых организаций. Предлагаем в Приказе Минэкономразвития РФ указать национальным объединениям о необходимости разработки и утверждения стандартов национальных объединений разработки и размещения на их сайте интегрированных (сводных) реестров раскрытия информации всех СРО в отдельности и стандарта информационной открытости самого национального объединения. Учитывая уникальность и сложность планируемого НПА, мы предлагаем создать рабочую группу из ответственных работников Министерства и представителей крупнейших национальных объединений. НП СРО «Сахалинстрой» готово принять участие в работе такой рабочей группы. Просим сообщить о Вашем решении относительно нашего предложения о совместной работе над этим НПА.
В дополнение к нашему предложению предлагаем создать рабочую группу по уточнению некоторых вопросов обеспечения информационной открытости из-за необходимости разъяснения нашей позиции по ведение и заполнение реестров и вида подачи информации.
Этот документ должен установить четкие и однозначные позиции, касающиеся информационной открытости саморегулируемой организации. В нем необходимо сделать рекомендации национальным объединениям СРО разработать стандарты информационной открытости Объединений, как интеграторов этой открытости через интеграционные реестры информации всех СРО данного вида деятельности.
Считаем данный документ очень необходимым. Однако он, возможно, будет недостаточным из-за неполноты учета проблемы в Федеральном законе. Полагаем, что ранее принятым законом № 113 проблемы информационной ЗАКРЫТОСТИ СРО полностью не устранены. Необходимо продолжать и законодательные усилия и усилия по разъяснению многих положений в данном приказе. В России с самого начала не исследованы истоки и причины коммерциализации государственного лицензирования до 2009 года. Сейчас все болезни лицензирования (государственного регулирования ) перешли на саморегулирование в части выдачи Свидетельств о допусках на право выполнения работ, КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. Первой задачей должна стоять ограниченная территориальность комплектования саморегулируемых организаций, учитывая, что они являются, в первую очередь, некоммерческими партнерствами с интересами их членов. Сегодня - многие СРО стали просто конторами по продаже Свидетельств желающим со всех уголков страны. Это, конечно не некоммерческие партнерства и не саморегулируемые организации. Это Кассы по сбору денег за ФАНТИКИ. Поэтому, как в большинстве стран мира, ассоциации (СРО) должны стать субъектными, как и устроено деление федеральной России. Иначе практически большинство СРО не выполняют требования ФЗ № 315 и Градостроительного Кодекса РФ. При субъектной комплектации все принимаемые решения будут иметь смысл и действие».
Мнение Сурова Алексея Федоровича: «Вопрос является весьма актуальным. Принятие данного акта должно позволить обеспечить открытость деятельности публично-правовых образований - саморегулируемых организаций, не допустить нарушения в сфере саморегулирования».
Мнение Бабинцева Глеба Владимировича: «Данная проблема очень актуальна. Разрабатываемый проект нормативного правового акта должен быть направлен на устранение имеющихся рассогласований в законодательных формулировках, неоднозначная трактовка которых позволяет сохранять информацию нераскрытой, формально соответствуя требованиям ФНПА.
Принятие этого нормативного акта достигнет цели, если все необходимые юридические, технические и организационные особенности предмета регулирования будут учтены. Необходимое для этого условие - взаимодействие с экспертной и профессиональной средой, уже имеющей продуманную и аргументированную позицию на этот счет.
Однако нельзя говорить об оптимальности одного только предлагаемого способа, так как он является лишь компонентом всей правовой конструкции: ФЗ-315 с изменениями, вносимыми ФЗ-113 дает общие правила для всех сфер деятельности. ФЗ не регулирует многие технологические и профессиональные частности и это правильно: информационная среда, медиа-носители, технологии, профессиональная специфика - все эти сущности динамично меняются и обновляются во времени, Федеральное законодательство априори не успеет реагировать на эту динамику. К слову, текущие формулировки в 113-ФЗ в сочетании со 149-ФЗ и некоторыми другими ФНПА позволяют по факту маскировать информацию или затруднять к ней доступ, формально ничего не нарушая. Создаваемый НПА должен установить более определенные требования к раскрытию информации с учетом технологической специфики информационной среды. Регулировать в создаваемом НПА состав специфических для конкретной сферы сведений, порядок расположения полей в реестрах, сортировки, группировки, фильтры - вот это лишнее, как раз это и должны регулировать Стандарты раскрытия информации Национальных объединений (где они есть) или иных Объединений СРО в сферах без НОСО. Именно такая конструкция из трех компонентов ФЗ - данный НПА - Стандарт является комплексной и работоспособной для целей регулирования.
Вопрос затратности. Весь процесс установления открытого саморегулирования - мероприятие затратное, от нормативной работы до организационно-технического воплощения. Можно оставить все без изменений, но тогда потери на качестве профессиональной деятельности будут больше, инвестиционные риски выше, допуски начнут продавать в метро.
Будем надеяться, что законодатели услышат высказанные здесь мнения, а так же мнения рабочих групп ТПП, НОСТРОй и других активных организаций».
Мнение Ковнера Романа Александровича: «Проблема информационной открытости деятельности СРО являлась и является актуальной с момента появления первой саморегулируемой организации в РФ. И разрабатываемый проект направлен на развитие норм 113-ФЗ от 07.06.2013 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций».
Целью предлагаемого к разработке нормативного правового акта (НПА) является установление общих требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований средствам обеспечения пользования официальными сайтами саморегулируемых организаций в целях повышения информационной открытости саморегулируемых организаций, создания базовых предпосылок для повышения эффективности государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций. Однако без введения отдельных дополнительных терминов и принципов поставленной цели, полноценного правового регулирования, достигнуть не получится. На мой взгляд, цель будет достигнута временно и не в полном объеме.
Издание подзаконных НПА в виде Приказов федерального ведомства может быть и необходимо, но только в случае отсутствия прямого законодательного регулирования и обязательных корпоративных документов, направленных на регулирование рассматриваемых отношений в области информационной открытости СРО. Предполагается, что базовым законом должны быть закреплены основные принципы информационной открытости саморегулируемых организаций и деятельности их членов, сроки раскрытия информации, основной перечень раскрываемой информации, форматы раскрытия информации, виды раскрываемой информации (тестовая информация или электронный документ), санкции, обязанность национальных объединений СРО и СРО о разработке и установлении нормативных положений о раскрытии информации и т.д. Подзаконный НПА мог бы издаваться и корректировать (таким образом подсказывая в отдельный период времени) только те вопросы информационной открытости, которые не могут быть урегулированы саморегулируемым сообществом. Таким образом, такое нормативное построение регулирование информационной открытости стало бы наименее затратным и наиболее эффективным как для бизнес и профессионального сообществ так и для государства. С целью корректировки и унификации раскрытия отдельной информации, предлагается информацию о средствах компенсационного фонда СРО и реестр членов СРО, раскрывать на сайтах СРО по унифицированным формам, утвержденным разрабатываемым Приказом. Под утвержденные формы потребуется методика их заполнения, что должно найти свое отражение в приложениях к Приказу. Проект унифицированных форм имеется и представлен в Минэкономразвития РФ.
Принятие любого НПА связано с риском его постоянного и полного соблюдения субъектами деятельности, на регулирование деятельности, которого этот НПА направлен. Следовательно, разрабатываемый проект НПА должен быть написан простым и понятным текстом, со ссылками на действующие НПА и т.д. Необходимо иметь ввиду, что при введении специальных технологических требований они должны быть доступны широкому кругу как СРО, так и членам СРО, а также потребителям, как конечному звену потребляемой информации. Установление специализированных технологических требований, которые может выполнить только одна специализированная организация не допустимо, так как это монополизирует возможности самих СРО на разработку программного продукта для раскрытия информации и как следствие несет дополнительные расходы членов СРО и как итог всех потребителей.
Общее мнение - разрабатывать проект НПА необходимо в тесном сотрудничестве с профессиональным экспертным сообществом в лице Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, Совета РСПП по развитию саморегулирования, представителей профильных федеральных ведомств, национальных объединений СРО, и т.д.».
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru