Объединение независимых техэкспертов транспортных средств в СРО откладывается на неопределенное время
26 сентября 2012 года депутат нижней палаты российского парламента от «Справедливой России» Андрей Руденко внес на рассмотрение Государственной думы законопроект N 142180-6 «О саморегулировании в области независимой технической экспертизы транспортных средств». 27 сентября документ был направлен в Комитет Государственной думы по вопросам собственности.
Актуальность проблемы, которую затронул автор проекта закона, предложив объединить независимых техэкспертов транспортных средств в СРО, сразу вызвала живой интерес СМИ, автовладельцев и страховщиков.
Дело в том, что оценка ущерба по ОСАГО, сделанная экспертом по направлению страховщика, порой дает сумму в среднем на 20–30% меньше оценки судебной экспертизы. В ряде регионов этот разрыв может достигать даже 2–3 раз. Поэтому недовольство граждан работой оценщиков, сотрудничающих со страховыми компаниями, порождает значительную загрузку судов. При этом в 90% случаев решения принимаются в пользу граждан, утверждает парламентарий Андрей Руденко.
По сути, документ вторгся в сферу, где вращаются весьма значительные финансовые средства, а именно выплата страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцу транспортного средства. Напомним, законопроект был опубликован в начале октября текущего года на нескольких сайтах и вызвал в Интернете большой резонанс.
Итак, главная цель, которую преследовал депутат, - борьба с некачественной экспертизой ущерба и введение эффективного контроля за работой экспертов-техников, что обязывало их вступать в саморегулируемые организации.
На сегодняшний день данная сфера регулируется Правилами организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.04.2003 N 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств». Но поскольку, отсутствуют правила и требования к профессиональной деятельности, не разработаны стандарты качества работ и услуг в области независимой технической экспертизы транспортных средств фактически отсутствует ответственность (в том числе финансовая) недобросовестных экспертов-техников.
Автор законопроекта предлагает ввести обязательное саморегулирование данной области, так как именно ответственность членов саморегулируемой организации гарантирует реальную финансовую ответственность и компенсацию вреда в случае оказания некачественных услуг.
Кроме того, как известно, саморегулирование предполагает цивилизованное развитие рынка и добросовестную конкуренцию, как между участниками рынка, так и между самими саморегулируемыми организациями.
Несоблюдение членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил профессиональной деятельности предполагается наказывать мерами дисциплинарного воздействия, создаваемыми в саморегулируемой организации, причем сама СРО будет следить за соблюдением норм действующего законодательства ее членами.
Автор законопроекта, предложил и функцию для государственных органов по надзору за саморегулируемыми организациями, которая позволит избежать злоупотреблений и попустительства со стороны самих саморегулируемых организаций, что в свою очередь повысит не только качество услуг в области независимой технической экспертизы транспортных средств, но и качество саморегулирования в данной области.
Однако судьба законопроекта оказалась не простой. После процедуры предварительного рассмотрения в Комитете он был направлен в Совет Государственной думы. 18 октября в протоколе 53 заседания Совета Государственной думы было зафиксировано: "Принято решение согласиться с предложением Комитета Государственной Думы по вопросам собственности и поручить ему вернуть указанный проект федерального закона автору законодательной инициативы в связи с несоблюдением требований части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (отсутствует заключение Правительства Российской Федерации). В настоящее время законопроект находится в архиве Госдумы так, что с объединением оценщиков техников в СРО придется подождать, похоже, лобби страховщиков удалось придержать быстрое продвижение данного законопроекта.
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru