О новом главе Госстроя, домашних тапочках и балете
Сегодня назначения и перестановки в высших эшелонах власти чаще всего связывают с подковерной борьбой лоббистов, представляющих группы или влиятельные персоны из руководства страны.
6 апреля 2013 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 521-р Токарев Владимир Александрович назначен заместителем министра регионального развития Российской Федерации – руководителем Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстроя).
Биография Владимира Александровича Токарева: родился 28 декабря 1977 года в г.Белгород; окончил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по специальности юриспруденция; 2000-2001 гг. - служба в УВД Белгородской области; 2001-2004 гг.- работал на различных руководящих должностях на предприятиях г.Белгорода; 2004 – 2006 гг. – заместитель начальника Дирекции по экономике и бюджетированию «Вагонреммаш» ОАО РЖД; 2006 - 2008 гг. - заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта; в декабре 2008 года назначен заместителем Министра регионального развития Российской Федерации; с апреля 2012 года по май 2012 года исполнял обязанности Министра регионального развития Российской Федерации; с февраля 2013 года по настоящее время является заместителем министра - и.о. руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; кандидат экономических наук (тема диссертации: «Экономические методы управления трудовыми ресурсами при реализации инновационной стратегии в вагоноремонтном производстве»).
Интрига назначения Токарева заключается в том, что к строительному сообществу новый руководитель имеет такое же отношение, как домашние тапочки к балету. По сути, Белый дом сделал выбор между профессионалом-строителем и дисциплинированным чиновником в пользу последнего, уволив взбунтовавшихся заместителей руководителя Госстроя Владимира Когана, после его ухода из ведомства. Дмитрию Медведеву первично, чтобы его команда была единой и послушной, и совершенно не важно, если «пироги начнет печи сапожник, а сапоги точать пирожник».
Еще одним фактором назначения Токарева является то, что он кандидатура главы Минрегиона Игоря Слюняева, оппоненты которого в правительстве делают попытки сделать Госстрой автономным от министерства. В случае отделения Госстроя от Минрегиона - ведомство теряет влияние на солидные финансы, что однозначно влечет за собой далеко идущие для министерства последствия – падение престижа и весомости в правительстве. Поэтому борьба за свою креатуру в Госстрое для министра Игоря Слюняева была принципиальной. Не случайно, отвечавший за инвестиционные программы и проекты, то есть финансовые потоки в министерстве, Владимир Токарев и был выдвинут на должность главы Госстроя.
К слову, по информации «Ъ», главе Минрегиона в лоббистской борьбе противостоял первый вице-премьер Игорь Шувалов, который, помимо прочего, отвечает за строительный сектор. Он лоббировал кандидатуру гендиректора Фонда содействия жилищному строительству Александра Бравермана.
Отметим, что руководство строительством и ЖКХ – это контроль за распределением гигантских бюджетных инвестиционных средств. Кроме того, после замены лицензирования саморегулированием (с обязательным участием строительных компаний в СРО, а самих СРО в национальных объединениях: строителей — НОСТРОй, изыскателей — НОИЗ и проектировщиков — НОП) под контролем нацобъединений находится около 240 тысяч компаний (из которых примерно 50% — активные участники рынка), 70 млрд руб. компенсационных фондов и весь рынок строительных работ и материалов объемом 7 трлн руб. Причем сегодня СРО выполняют ключевые функции регулирования строительного рынка: выдачу допусков на производство работ, контроль кадрового состава, техрегулирования и ответственности участников СРО за выполненные работы. Причем, как показывает практика, СРО — хороший и работоспособный механизм, его просто нужно грамотно запустить так, как это было задумано, и обеспечить ответственность участников за их работы.
Между тем, если говорить о патроне Владимира Токареве - министре Минрегиона Игоре Слюняеве, то с октября 2012 года, когда он был назначен главой ведомства, ничего для саморегулирования в строительстве и ЖКХ сделано не было, кроме пары декларативных фраз.
Напомним, Информационный портал «Все о саморегулировании» анализируя тогда это назначение, дал следующий комментарий: «…общая информация о новом главе ведомства не сулит саморегулированию бурного развития и процветания. Полагаю, что больших сдвигов, как при Басаргине, в ближайшее время вряд ли стоит ожидать. Слюняев не сторонник и не противник саморегулирования, поэтому каких-то резких реформаторских или других движений, скорее всего, не будет. В то же время не будем гадать, и делать поспешные выводы, подождем». Прошло семь месяцев, что изменилось, выводы делайте сами. Впрочем, главный вывод последнего кадрового назначения, состоявшегося после жесткой аппаратной борьбы, состоит в том, что во главу угла ставятся не профессиональные интересы, а контроль над финансами. Поэтому, думается, не будет неожиданностью, что перспективы развития саморегулирования в строительной отрасли и ЖКХ весьма туманны и пессимистичны.
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru