И снова о саморегулировании турбизнеса
Председатель подкомитета Госдумы по законодательству в сфере туризма, первый зампред комитета по экономполитике Михаил Емельянов считает, что в сфере туризма необходимо ввести саморегулирование для того, чтобы турбизнес самостоятельно мог избавляться от недобросовестных фирм на рынке. Об этом он заявил РИА Новости.
«Была создана Ростурпомощь, но это половинчатое решение, необходимо вводить саморегулирование в туристический бизнес», – сказал Емельянов в интервью.
Сейчас турфирмы-члены «Турпомощи» отчисляют в нее средства для того, чтобы в случае необходимости помочь возвращению туристов из-за рубежа. Емельянов считает некомпетентным мнение о том, что необходимо просто создать компенсационный фонд. По его мнению, введение саморегулирования в турбизнесе позволило бы не только создать внутри сообщества такой компенсационный фонд, но и ввело бы предварительный контроль за работой турфирм. Такой предварительный контроль позволил бы участникам рынка исключать из саморегулируемой организации те фирмы, которые «ведут себя на рынке неправильно».
По его словам, такая фирма может попадать в риск невыполнения своих обязательств перед клиентами, а «расплачиваться придется всему сообществу на рынке». Таких игроков на рынке сообщество сможет исключать из саморегулируемой организации, что будет означать и прекращение работы такой фирмы. Таким образом, по его словам, саморегулирование позволит не только предусмотреть компенсационные механизмы, но и установить действенный контроль за участниками рынка.
Эти разговоры возникли после того, как петербургский туроператор «Экспо-тур» заявил о приостановке своей деятельности. За последний месяц это уже третье сообщение турфирм о приостановке работы. Первой стала одна из старейших компаний России в этой сфере, петербургская «Нева». Ее судьбу повторила московская «Роза ветров Мир».
Отметим, что о необходимости внедрения саморегулирования в сферу туризма вспоминают не в первый раз. В начале января эта тема была затронута в связи со скандалом с аннулированием авиабилетов, купленных через сайт Eviterra. Онлайн-сервис, на котором путешественник мог забронировать как билеты, так и номер в гостинице, накануне Нового года перестал работать. Примерно тогда же появилась информация, что большинство авиабилетов, приобретенных через сайт, были аннулированы.
Причиной стал долг, возникший у сервиса перед партнером – «Авиа Центром» – оптовым покупателем билетов, распространяющим их через субагентские сети. После того, как деньги вовремя не поступили на счет партнера, субподрядчик отключил Eviterra от системы бронирования и объявил об аннулировании более 6 тысяч авиабилетов. Однако чуть позже стало известно, что «Авиа Центр» все же согласился восстановить часть оплаченных пассажирами покупок.
Представители отрасли тогда предрекали появление ряда законодательных инициатив, а также обсуждали различные варианты развития событий, среди коих рассматривалось и внедрение института саморегулирования. Идею направить отрасль по пути самоконтроля поддержал председатель комиссии по безопасности Общественного совета при Ростуризме Дмитрий Давыденко. В интервью «Российской газете» он сообщил, что «на этом рынке услуг необходимы саморегулируемые организации, которые в случае подобных инцидентов гасили бы деньги пострадавшим клиентам из общего фонда за своих членов СРО».
Однако идея объединить представителей туриндустрии в саморегулируемые организации впервые зазвучала еще в средине декабря 2013 года, когда на обсуждение Общественной палаты был вынесен проект поправок к закону «Об основах туристской деятельности», в который предлагалось внести положение о СРО. Правда тогда обязательным членство в саморегулируемой планировалось сделать только для турагентов. Для туроператоров вступление в СРО предполагалось сделать добровольным.
Диана Шуняева
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru