Инструменты саморегулирования могли бы блокировать все запросы к вредоносным для учащихся сайтам
Механизмы саморегулирования могли быть задействованы для быстрого и максимального ограничения и запрета доступа к мультимедийным ресурсам, форумам, игровым сервисам, социальным сетям, сайтам знакомств в образовательных учреждениях страны. Согласно статистике, около 40% поисковых запросов в школах относятся к образовательной деятельности. Остальные 30% — это порнография и секс, 20% — торренты, P2P и социальные сети, 5% — ресурсы с ненормативной лексикой.
Дело в том, что Министерство образования и науки России просрочило выполнение поручения правительства по защите школьников от вредоносного контента в Сети. К 1 сентября 2013 года ведомство, согласно госзаказу, должно было разработать специализированную систему фильтрации, которая бы блокировала доступ учащихся в школах к интернет-сайтам, не имеющим отношения к образовательному процессу. На создание такой системы ведомству выделили более 177 млн рублей. Но министерство не уложилось в установленные сроки и отстрочило исполнение поручения на месяц, однако система не заработала до сих пор. Разумеется, возникает закономерный вопрос: куда были потрачены выделенные средства.
Сегодня вся ответственность за ограничение и запрет доступа учащихся к «опасным» сайтам фактически легла на плечи учителей, с которой они, мягко говоря, не всегда справляются, хотя отвечать за это должны Минобраз и другие ведомства, курирующие техническую сторону отечественного образования.
Между тем, проблема вредоносного контента в Сети для детей давно решена на мировом уровне. Так, в Великобритании провайдеры интернета и операторы мобильной связи применяют механизмы саморегулирования оборота информации в интернете (сетевая, локальная фильтрация и активация возрастной фильтрации для несовершеннолетних), модерации и классификации интернет-контента.
Инструменты саморегулирования позволяют блокировать все запросы к запрещенным сайтам. Интернет-провайдер основываясь на выработанных и принятых стандартах ведет учет количества таких попыток соединения, однако личная информация о подписчиках не регистрируется. Система ежедневно блокирует около 10 тыс. попыток доступа к запрещенным сайтам.
К слову, в России вопрос о том, чтобы школьникам во время уроков необходимо запретить просматривать интернет-сайты, не имеющие отношения к образовательному процессу, возник еще в 2006 году. Тогда правительство и поручило Минобрнауки начать работу по формированию инфраструктуры исключения доступа учащихся к ресурсам сети интернет, несовместимых с задачами образования и воспитания, но воз и ныне там.
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru