Из-за регионализации СРО Москвы, Петербурга и Ленобласти потеряют 52,3 тыс. членов и 39,7 млрд. руб.
Итак, после того как президент РФ 3 июля 2016 года подписал закон N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» регионализация саморегулируемых организаций строителей уже перестала быть предметом бурных дискуссий. Теперь этот закон нужно будет выполнять. А это сопряжено с оттоком значительной части членов СРО и их взносов в компфонд в регионы по месту их регистрации.
Вчера в интервью с газетой «Ведомости» президент НОСТРОЙ Андрей Молчанов заявил, что дал согласие вице-премьеру Дмитрию Козаку баллотироваться на пост главы Национального объединения строителей, чтобы навести порядок в саморегулировании строительной отрасли. Причем, как заметил Андрей Молчанов, еще в ходе предвыборных встреч со строителями: « Я честно говорил, что нужно наводить порядок. Думаю, что сегодня, когда я предпринимаю активные действия, многие поменяли бы свое решение и не голосовали за меня (смеется). Надо понимать, что существуют две части этих организаций – российская и московско-питерская. Вдумайтесь в цифры: из 269 СРО по всей стране в Москве зарегистрировано 98. В эти 98 организаций входит 55 000 строительных компаний, почти половина всех компаний в стране (их 127 000). И только 25 000 компаний, которые входят в московские СРО, имеют «прописку» и работают в столице. Членство в СРО и торговля допусками стали бизнесом…»
Судя по всему, глава НОСТРОЙ ожидает, что вступление в силу нового закона приведет к наведению порядка в отрасли. Вместе с тем многие эксперты уже сейчас утверждают, что слишком поспешное принятие закона – в последний день весенней сессии Госдумы шестого созыва – может привести к серьезным трудностям, как для саморегуляторов, так и для членов СРО. Как известно, «самоопределение членов саморегулируемой организации» должно завершиться к 1 июля 2017 года. За этот период каждый член СРО должен будет сообщить о своем решении остаться в составе данной саморегулируемой организации, либо ее покинуть. В том числе, чтобы вступить в СРО по месту своей регистрации. Если строительная компания или индивидуальный предприниматель не сообщат о принятом решении в срок до 1 июля 2017 года, то СРО будет обязана исключить их из своего состава.
Заметим, что часть 13 статьи 33 нового закона дает возможность юрлицу или индивидуальному предпринимателю, прекратившему членство в саморегулируемой организации с целью перехода в СРО по месту своей регистрации, распорядиться своим взносом в компфонд. В связи с этим он получает право со дня принятия решения о приеме его в члены новой саморегулируемой организации (но не позднее 1 сентября 2017 года) подать заявление в СРО, членство в которой было прекращено, о перечислении внесенного им взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, в которую переходит.
Правда, в ходе своего недавнего выступления на круглом столе в Санкт-Петербурге руководитель аппарата НОСТРОЙ Виктор Прядеин заявил, что согласно информации, добровольно представленной саморегулируемыми организациями, на данный момент из 97 млрд. рублей, как минимум, 25 миллиардов рублей утеряны в связи с отзывом лицензий у банков. Следовательно, 25,8% от общей стоимости компфондов уже утеряно. А потому многие саморегулируемые организации не смогут вернуть взносы своим уходящим членам.
К тому же могут возникнуть и проблемы, связанные с недостаточной проработкой действующего законодательства. Так, исполнительный директор Общественного Совета по развитию саморегулирования Сергей Афанасьев уже успел заметить такую коллизию: «У строителя есть право требовать эти деньги у старой СРО. Перечисление средств четко зафиксировано в законе, однако, банк в котором лежат средства компенсационного фонда… не вправе перечислить эти деньги в другую СРО, поскольку его действия регулируются нормой закона, а именно частью 4 статьи 55.16: «Не допускается перечисление кредитной организацией средств компенсационного фонда возмещения вреда, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса, и следующих случаев:1) возврат ошибочно перечисленных средств;2) размещение и (или) инвестирование средств компенсационного фонда возмещения вреда в целях их сохранения и увеличения их размера;3) осуществление выплат из средств компенсационного фонда возмещения вреда в результате наступления солидарной ответственности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи (выплаты в целях возмещения вреда и судебные издержки), в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса;4) уплата налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда в кредитных организациях, и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда в иные финансовые активы».
По подсчетам нашего портала, сделанным на основе реестра НОСТРОЙ, в результате регионализации больше всех в абсолютных цифрах потеряют членов 98 московских СРО строителей. От них могут уйти 33811 строительных организаций, зарегистрированных в других регионах, или 57,6% от общей численности членов столичных СРО. Вместе с их уходом московские СРО должны будут перечислить в другие регионы 25701,2 млн. рублей компфонда (расчеты сделаны на основе среднего взноса члена СРО).
А вот в относительных цифрах еще большие потери понесут саморегулируемые организации Ленинградской области. Поскольку от них могут уйти 11545 строительных организаций из других регионов или 92,7% от общей численности членов ленинградских СРО. Отток компфондов, по нашим подсчетам, в этом случае составит 8775,9 млн. рублей. Причем, средняя численность ленинградской СРО снизится с 1384 до 101 членов. А это с учетом неравномерного их распределения может привести к ликвидации многих саморегулируемых организаций из-за их несоответствия требованиям закона по минимальному количеству членов. Очень серьезные потери понесут и саморегулируемые организации Санкт-Петербурга, ряды которых могут покинуть 6912 членов, зарегистрированных в других регионах, или 40,1% от их численности. Отток компфондов из северной столицы составит 6912 млн. рублей.
По нашим данным, значительные потери от оттока иногородних членов понесут также саморегулируемые организации Саратовской области (могут уйти 42,9% всех членов, а отток компфондов составит 811,8 млн. руб.), Адыгеи (42,1% членов и 144,4 млн. руб. компфондов), Мордовии (34,9% членов и 166,5 млн. руб. компфондов), Омской области (24,6% членов и 316,2 млн. руб. компфондов) и Забайкальского края (16,2% членов и 68,4 млн. руб. компфондов). Таблицу с информацией по субъектам РФ, откуда в результате регионализации произойдет значительный отток членов и компфондов, можно посмотреть здесь.
Впрочем, надо иметь в виду, что наши подсчеты сделаны из предположения, что все строительные организации, зарегистрированные в других регионах, вернутся к себе на малую родину. Но уже сейчас у нас есть информация, говорящая о том, что многие строители вместо того чтобы нести издержки, связанные с переходом в другую СРО, захотят просто перерегистрировать свою компанию поближе к саморегулируемой организации, в которой они состоят. Во всяком случае, многие юристы ожидают, что в связи регионализацией спрос на эту услугу должен значительно вырасти…
Владимир Брюков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru