Комитет по вопросам собственности отклонил законопроект об ограничении числа участников СРО
В минувшую среду, 9 октября, в ходе заседания Комитета Государственной думы по вопросам собственности был отклонен законопроект об ограничении числа участников СРО.
Согласно повестке дня заседания, вторым вопросом парламентарии рассмотрели заключение Комитета по проекту федерального закона № 285506-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления максимального числа членов СРО и порядка реорганизации СРО). Законопроект готовился к первому чтению. С докладом выступил депутат Государственной думы А.Н. Некрасов, содокладчиком - заместитель председателя Комитета А.В. Жарков.
По мнению автора, рассматриваемый законопроект имеет целью законодательно ввести верхний предел допустимого числа членов одной саморегулируемой организации и соответственно предусматривается возможность ее реорганизации путем выделения с передачей выделившейся организации части средств компенсационного фонда пропорционально количеству перешедших членов.
Предполагается, что такая возможность будет способствовать совершенствованию всей системы саморегулирования в строительстве и повышению безопасности объектов капитального строительства. В частности, предлагается верхний предел для членов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и осуществляющих подготовку проектной документации в пятьсот членов, а саморегулируемых организаций осуществляющих строительство – в одну тысячу членов.
Однако, проанализировав предлагаемые законопроектом изменения, депутаты пришли к выводу, что они не решают ни одной из заявленных целей.
Предлагаемые изменения имеют не просто дискуссионный характер, а противоречат самой сути некоммерческих организаций, предусмотренной федеральным законом N 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях». Последние могут создаваться для достижения широкого спектра социальных, благотворительных, культурных, управленческих и иных целей, защиты прав, законных интересов граждан и организаций. Поэтому действующее законодательство не предусматривает права на отказ в приеме в члены некоммерческой организации.
Не соответствуют данное предложение и концептуальным положениям базового закона «О саморегулируемых организациях», согласно которому саморегулируемые организации представляют не новую форму некоммерческой организации, а приобретаемый ими на строго определенных условиях от имени государства специальный статус сорегулятора в конкретных отраслях деятельности.
Автор также не учел, что процесс получения статуса саморегулируемой организации состоит из двух этапов. Первый представлен регистрацией именно некоммерческой организации как вновь созданного юридического лица и внесения в реестр юридических лиц, а второй заключается в последующем внесении сведений об указанной некоммерческой организации в государственный реестр уже саморегулируемых организаций при условии соответствия установленным к ним требованиям.
Поэтому выделение из одной саморегулируемой организации как юридического лица другого юридического лица не может означать одновременного приобретения выделившимся юридическим лицом статуса саморегулируемой организации до его регистрации как некоммерческой организации (Минюст и ФНС России) и последующей подачи применительно к данной отрасли в Ростехнадзор предусмотренных законом документов на получение статуса саморегулируемой. А для этого потребуется время, как минимум на подготовку заявки (документов), формирование специализированных органов управления, разработку стандартов деятельности, и т.д..
При этом из законопроекта неясно, исходя из каких факторов саморегулируемой организацией, число членов которых превосходит устанавливаемые законопроектом пределы, будет приниматься решение о том, какие из ее членов должны сохранить членство в данной саморегулируемой организации, а какие должны стать членами иных, образованных в результате реорганизации в форме выделения саморегулируемых организаций.
Однако данные процессуальные и существенные вопросы законопроектом даже не затрагиваются. Правовая неурегулированность этих вопросов может негативно отразиться на имущественных правах и интересах организаций – членов выделенной через реорганизацию СРО.
Депутаты Комитета выразили практически единую позицию, что предлагаемые изменения не имеют ничего общего с надеждами, как со стороны государства, так и добросовестной части бизнес-сообщества на развитие саморегулирования в качестве института негосударственного публичного контроля. И их принятие не будет способствовать совершенствованию и без того громоздкой, запутанной и малопригодной для реального регулирования деятельности в строительной отрасли системы, лишь частично использующей терминологию саморегулирования.
Поэтому парламентарии рекомендовали Государственной думе отклонить проект федерального закона при его рассмотрении в первом чтении.
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru