Конкуренция между СРО возрастает: они обещают членам подряды
Саморегулируемые организации, с целью расширения своих рядов, зачастую пускаются во все тяжкие, начиная с создания электронных площадок для проведения аукционов на получение подрядов среди членов партнерства, до обещаний получить государственные и региональные заказы. На вопрос, в какой мере выполняются эти обещания, можно ответить, проанализировав информацию, размещенную на официальных сайтах СРО.
В качестве положительного примера можно привести инициативу НП «Саморегулируемая организация «Межрегиональное объединение строителей» (Москва). Михаил Юрьевич Викторов, генеральный директор партнерства, возглавляющий также Аппарат НОСТРОЙ, считает позитивным прорывом в деятельности руководства НП «СРО «МОС» проведение 10 аукционов в течение последних 8 месяцев на бирже подрядов, созданной для членов данного партнерства. Но если учитывать, что в реестр этой саморегулируемой организации включены 759 компаний, становиться понятным мизерность события.
Многие СРО сулят будущим членам предоставление подрядов, однако, если и осуществляют это, то в ущерб другим членам своих партнерств, так как обеспечить каждого практически невозможно.
Анализируя ситуацию на строительном рынке, можно столкнуться даже с декларированием оказания помощи в получении заказа государственного либо исходящего от органов местного самоуправления. Причем заявители не задумываются о криминальном оттенке подобных обещаний. Это фактически открытое признание в даче взяток чиновникам, подчеркивание высокой степени своего влияния на них. Механизм примитивен - компания регулярно платит взносы, на что-то закрывает глаза, а СРО «поощряет» её за это, допуская к участию в аукционах на муниципальный заказ. На поверку, большинство обещаний по обеспечению членов СРО подрядами, оказываются лишь зазывными лозунгами. Вступив в подобную саморегулируемую организацию, фирма попросту попадает в кабалу, из которой практически невозможно выбраться, особенно представителям малых форм бизнеса.
Для получения свидетельства о допуске к выполнению работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, компания должна предоставить в СРО пакет документов, содержащих сведения о заключенных ею договорах, полученных заказах и их стоимости. Известны случаи, когда руководство СРО, воспользовавшись этой информацией, преднамеренно тормозило выдачу допуска компании, предлагая в это время её заказчику более выгодные условия. Понятно, что подобные инциденты породили страхи и опасения у игроков строительного рынка, а стоит ли вступать в партнерства своего региона, где все обо всех всё знают? Чем не преминули воспользоваться руководители СРО, приглашающие к себе компании из других мест.
Для компании возможны лишь два, весьма неэффективных, к сожалению, пути выхода из вышеперечисленных ситуаций. Первый - это сменить СРО. Но в этом случае партнерству остаются все деньги, уплаченные ею в виде взносов - вступительного, членских и в компенсационный фонд. Подобную роскошь могут позволить себе лишь большие компании, а их, как правило, и не обижают. Второй - это обратиться для разрешения тяжбы в экономические судебные органы. Но и здесь, сроки рассмотрения дел носят затяжной характер, и даже в случае решения в пользу компании, СРО не спешит с выплатами, что опять же, тормозит процесс перехода в более надежное партнерство. Да и результативный механизм наказания СРО, прибегающих к непорядочным методам работы, отсутствует на сегодняшний день. Единственная возможность предотвратить подобные ситуации – это скрупулезный анализ документации саморегулируемой организации, членом которой компания решила стать.
Задачи и функции СРО строительной отрасли четко расписаны Федеральными законом №315, Градостроительным кодексом рядом других документов профильных ведомств. Поиски и получение подрядов вне их компетенции - это удел самих членов партнерств.
Александр ПономарьСпециально для Информационного портала «Все о саморегулировании» www.all-sro.ru