Концепция внедрения саморегулирования в здравоохранение еще не принята, а врачи все равно объединяются в СРО
Принцип работы саморегулируемых организаций сферы здравоохранения обсудили на прошлой неделе в Общественной палате России. Открывая мероприятие председатель Комиссии по охране здоровья, физической культуры и популяризации здорового образа жизни Владимир Нероев отметил, что уже сегодня существует множество медицинских НКО, которые, согласно закону N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», имеют достаточно большие права. К тому же в планах Минздрава в ближайшие годы передать им еще часть своих функций. При этом руководитель комиссии не исключил, что некоторые возложенные на СРО обязанности будут выполняться параллельно с ведомством.
«Есть Национальная медицинская палата, общество врачей и другие НКО и, конечно, существует вероятность, что СРО будут дублировать деятельность этих организаций», — отметил Нероев.
Чтобы избежать дубляжа, тему создания и деятельности медицинских саморегулируемых организаций, по мнению члена ОП, необходимо поднимать регулярно. Для этого, как подчеркнул председатель комиссии, нужно выработать четкую позицию и планы по осуществлению этих проектов. Также Нероев добавил, что Минздрав совместно с Национальной медицинской палатой уже подготовили концепцию введения системы саморегулирования.
Однако челябинские врачи травматологи-ортопеды не стали ждать принятия этой «дорожной карты» и не так давно приняли решение объединиться в отраслевую СРО. Об этом сообщает пресс-служба Общественной палаты РФ. На сегодняшний день партнерство насчитывает почти две сотни специалистов. Об опыте создания и специфике работы первой в России СРО в медицинской сфере рассказал ее учредитель Степан Фирстов.
«Семь лет я работал травматологом-ортопедом в городской больнице города Челябинска. Из-за большой загруженности я практически жил на работе. При этом мое мнение никому было не интересно. Профсоюз выполнял номинальные функции и никак не защищал врача», — рассказал свою историю Фирстов.
Положение дел подтолкнуло специалиста открыть собственную клинику, главным звеном в которой стал практикующий врач. По словам Фирстова, работая в частных клиниках, врачи теряют возможность обсудить с другими специалистами диагноз и план лечения того или иного пациента.
«Если в государственной медицине врачи хотя бы имеют возможность, находясь рядом с другими однопрофильными специалистами при работе со сложными пациентами, требующими консилиумного подхода, держать совет с коллегами в случае затруднения в постановке диагноза и назначения верного лечения, то врачи частных клиник подчас лишены такой возможности в силу простого отсутствия других специалистов в медицинском учреждении», — пояснил он.
В этом случае СРО – как раз тот способ формирования компетентного экспертного сообщества, где у врача есть возможность обсудить диагнозы, вызывающие у него сомнения, считает Фирстов. Кроме этого, членство в СРО даст врачу возможность врачам постоянно повышать свою квалификацию и повысить уровень ответственности перед пациентом.
В свою очередь, зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Дорофеев отметил, что формирование саморегулируемых организаций должно четко прорабатываться, чем собственно и занимается в настоящее время Минздрав и главное, проходить поэтапно.
«Многие врачи спрашивают, а зачем нам это надо? И пока большинство не начнет понимать, что такое СРО, не надо торопиться с их созданием», — подчеркнул чиновник.
Член ОП Николай Дайхес отметил положительную тенденцию в работе СРО. Он сообщил, что в последние годы некоммерческие организации переживают некий подъем в своей профессиональной деятельности.
«К нам, наконец, стали прислушиваться органы власти, мы уже два года не лечим по стандартам, мы лечим по клиническим протоколам и рекомендациям и наше профессиональное сообщество вносит туда изменения, которые требуются, каждое решение обсуждается и это факт», — подчеркнул он, добавив, что многие НКО, скорее всего, постепенно будут преобразовываться в СРО.
«При этом важно понять, как они будут взаимодействовать с медицинскими ассоциациями и научными организациями. Как вольются в систему государственного здравоохранения», — обозначил вопросы член ОП.
Стоит отметить, что на встрече звучали и противоположные точки зрения. К примеру, идею создания саморегулируемых организаций в российском здравоохранении не поддержал зампред Комиссии ОП по охране здоровья Эдуард Гаврилов.
«Сегодня есть все условия для участия профессиональных медицинских сообществ и в аттестации врачей, и в работе региональных тарифных комиссий по обязательному медстрахованию. Никто не мешает принимать в этом участие, но о такой активности мы мало слышим», — отметил Гаврилов.
В ходе обсуждения участниками встречи было принято решение подготовить силами Общественной палаты рекомендации, касающиеся саморегулирования в сфере здравоохранения и вопросов взаимодействия отраслевых некоммерческих партнерств с госструктурами. В ближайшее время они будут направлены в органы законодательной и исполнительной власти.