Крым может стать площадкой для целого ряда регуляторских экспериментов
Прошло юридическое оформление вхождения Крыма и Севастополя в состав России, и начался переход экономики полуострова на российские стандарты.
По сути, это первый в современной истории России случай, когда в ее состав вошли два новых субъекта, ранее входившие в другое государство. Перед законодательной и исполнительной властью сразу стало множество вопросов, которые необходимо безболезненно для населения и в срочном порядке решать. Поэтому все делается, как говорится, «с колес». Впрочем, ошибки и просчеты российских чиновников, видимо, будут жестко наказываться, ибо Крым сегодня – имиджевая картинка России, которую нельзя испортить.
Руководство страны обещает быстрое и мягкое вхождение новых субъектов в социально-экономическое пространство России. И, чтобы не забюрократизировать процесс, это можно было бы сделать на основе масштабного внедрения механизмов саморегулирования.
В минувший понедельник, 24 марта, глава Правительства РФ Дмитрий Медведев на первом открытом совещании по развитию новых регионов объявил, что каждое министерство и ведомство до конца года должно приготовить план действий по своей сфере в Крыму. К 1 июля чиновники подготовят предложения для отдельной Федеральной целевой программы (ФЦП) для полуострова.
Кроме того, российские власти намерены предоставить ряд преференций новым российским регионам.
Также Правительство к 5 апреля разработает предложения по созданию в Крыму особой экономической зоны. Такое решение было принято по итогам прошедшего совещания у главы правительства. Курировать эту работу премьер поручил вице-премьеру Дмитрию Козаку, который отвечает в правительстве за развитие регионов.
В ближайшие дни все министерства и ведомства должны определиться с созданием на полуострове своих органов. Они будут созданы на базе уже существующих органов управления в Крыму. В целом система госаппарата должна быть компактной, добавил Медведев.
Служащие Крыма и Севастополя срочно должны пройти переобучение по стандартам России. Вместе с тем премьер предложил пойти «на целый ряд управленческих экспериментов», предположив, что новые регионы могут стать удачной площадкой для этого. Однако какие это будут эксперименты, Медведев не уточнил. Не исключено, что они будут связаны с внедрением механизмов саморегулирования.
По мнению некоторых экспертов, Крым - идеальная площадка для широкого использования профессиональным сообществом инструментов саморегулирования при существующей здесь децентрализации. Но учитывая особенности переходного этапа, скорее всего, старые лицензии какой-то период будут еще действительными, а потом, возможно, будет установлен упрощенный порядок перехода с лицензирования на саморегулирование.
На полуострове могут быть созданы максимум семь строительных СРО, три – проектировщиков и одна – инженеров изыскателей. Впрочем, если рынок предполагает конкуренцию и, если крымчан устроят предлагаемые условия краснодарцев, москвичей, питерцев и других, то они будут вступать в эти СРО.
Информационный портал попросил ректора Института проблем саморегулирования Владимира Аверченко, кандидата на пост президента НОСТРОя, высказать свою точку зрения на возможность активного внедрения механизмов саморегулирования в Крыму.
- Безусловно, необходимо развивать инфраструктуру, нужно в новые регионы вкладывать большие деньги. Да, для государства это затратно, но зато дает возможность осуществления новых крупных инвестиционных проектов с участием строителей, проектировщиков, изыскателей из разных регионов России, а соответственно и получение из этого процесса большого поступления налогов в бюджет.
Надо понимать, что в Крыму есть свои специалисты строительной отрасли, поэтому наша саморегулируемая когорта строителей, проектировщиков и изыскателей пополнится. Думаю, у них будет переходный период и определенные условия, чтобы они вошли в саморегулируемое сообщество, в наше правовое поле. Разумеется, какие-то крупные строительные организации и, возможно, небольшие, начнут работать в Крыму, как это было при Советском Союзе. Один проект транспортного перехода через Керченский пролив уже активно обсуждается. Это стимул к развитию.
Конечно, хотелось бы обозначить следующий момент. Сейчас в Крым как в Эльдорадо поедут разные люди: подвижники, мошенники, авантюристы. Идеального общества у нас нет. К слову, первопроходцы от СРО уже поехали в Крым, и это может быть даже неплохо. Реально работающее саморегулируемое сообщество не ждет указания чиновника, не оглядывается на него. Это новый рынок и кто первый придет на него, а это могут быть сами крымчане, ростовчане, москвичи, питерцы и т. д., они и получат определенный бонус. Думаю, это надо приветствовать. Я не могу огульно сказать, что первыми новые рыночные ниши начнут осваивать недобросовестные СРО, а может быть это патриоты, которые рискнули первыми поехать в эти регион? Здесь нельзя использовать штампы. В то же время, чтобы сэкономить деньги и сразу не возводить многочисленные административные барьеры, которые могут быть негативно восприняты местным бизнесом, думаю, было бы неплохо воспользоваться механизмами саморегулирования.
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru