«Локомотив экономики», спотыкнувшись на потерянных компфондах, может завалить всю отечественную экономику
Конец 2013 года для отечественного строительства, флагмана саморегулирования, стал своеобразным миниапокалипсисом. Исход профессионалов из Госстроя и его тихая кончина, создание аморфного Минстроя, ориентированного исключительно на ЖКХ, буза в национальных объединениях и, наконец, массовое лишение лицензий банков, где хранились деньги строителей, проектировщиков и изыскателей, казалось бы, должны были повалить отрасль навзничь. Однако вопреки всему она продолжает существовать и работать. В немалой степени этому поспособствовали механизмы саморегулирования, закрепившиеся в отрасли.
Без всяких сомнений, в минувшем году главное испытание строительной отрасли устроил Центробанк. В связи с санацией российской банковской системы в последние три месяца он прекратил деятельность почти трех десятков банков. Действия мегарегулятора напоминали поведение слона в посудной лавке и наглядно показали, что голова работает отдельно от других частей тела.
Большинство участников финансового рынка России считает, что санитарные методы, которые практикует Центробанк по «оздоровлению» финансового сектора на данный момент не эффективны и в скором времени приведут к противоположным результатам, так как таким образом ЦБ не ликвидирует причины, а лишь устраняет последствия.
Со стороны регулятора создаются условия для сокращения игроков на банковском рынке. Сегодня в России свыше 900 кредитных учреждений и, конечно, за таким количеством банков следить эффективно сложно. С другой стороны, на 20 крупнейших банков приходится 70% активов всей банковской системы России. Поэтому уход с рынка относительно крупных игроков и перетекание их клиентов в банки из топ—20, вероятно, не приведет к повышению устойчивости банковского сектора. Скорее всего, в условиях замедления экономики провоцирование банковского кризиса может привести к кризису экономическому.
Парадокс, но только из писем-SOS, полученных от национальных объединений, Института проблем саморегулирования и других, Центробанк и соответственно его глава Эльвира Набиуллина с удивлением узнали, что в банках, лишенных лицензий, хранились некие компенсационные фонды СРО. К сожалению, практика Центробанка решать проблемы банковского сектора России без учета мнений профессионального сообщества пока является действительностью. Между тем, Эльвира Набиуллина, экс-министр Минэкономразвития, должна была быть в курсе таких деталей. Но, похоже, управление регулятором оказалось делом весьма непростым. И при выполнении поручения «сверху», навести порядок в банковской сфере, в очередной раз была продемонстрирована топорная, а не хирургическая работа. В результате в банках-банкротах «зависли» миллиарды рублей нескольких тысяч строительных компаний. Причем, дальнейшая судьба этих средств, возводимых объектов, компаний с десятками тысяч людей, работающих в них, покрыта мраком неизвестности. Впрочем, если быть реалистами, то Центробанк, как говорится, пустил их всех по миру. К слову, по логике за это и ЦБ, и госпожа Набиуллина должны нести ответственность. Однако, если уж господин Сердюков преспокойно себя чувствует после всех своих махинаций то, что говорить о главе ЦБ, которую, возможно, только пожурят за излишнее «усердие».
Ситуация запуталась и усложнилась еще и потому, что не ясны масштабы бедствия. Более того, и СРО, и их члены не афишируют информацию о том, «сколько и где» у них «застряло» и продолжают деятельность на свой страх и риск. В национальных объединениях также не ведают, у каких СРО заморожены компенсационные фонды и текущие счета, их более всего волнуют членские взносы.
По сути, действия Центробанка сделали компфонды легкоуязвимыми, а законодатель не предусмотрел подобного развития ситуации. Кроме того, они привели к серьезным движениям капиталов, бегству вкладчиков и подрыву репутации банков, ибо карающая рука ЦБ лишает лицензии банки, в том числе из первой сотни.
Мина заложена, и она может взорваться в любой момент, когда без допусков и денег строить будет нельзя. И тогда по всей нашей огромной стране начнет замирать жизнь на строительных площадках и увольняться десятки тысяч сотрудников. Эксперты затрудняются сказать, когда возникнет коллапс, впрочем, на наш взгляд, времени осталось совсем немного.
Совершенно очевидно, что после январских каникул Правительству РФ (прежде всего, Минстрою и ЖКХ), Госдуме, Совфеду, Центробанку, национальным объединениям и всем заинтересованным ведомствам и лицам следует немедленно включиться в работу по спасению компенсационных фондов СРО. Иначе «локомотив экономики», спотыкнувшись на потерянных компфондах, не только сам рухнет, но и завалит всю отечественную экономику.
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru